Авторы: Рыжих Татьяна Викторовна, Надейкина Светлана Дмитриевна
Должность: учитель–логопед, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 79
Населённый пункт: Московская область,Раменский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного занятия по развитию лексико–грамматических категорий и конструктивного праксиса у детей с ОВЗ в старшей группе «Новогодняя история»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по развитию лексико-
грамматических категорий и конструктивного праксиса у детей с
ОВЗ в старшей группе «Новогодняя история»
Цель: коррекция и совершенствование лексико-грамматических категорий и
конструктивного праксиса.
Задачи: Область «Познавательное развитие»
- закрепление и систематизация знаний по теме: «Зима»; - закрепление умения
выделять гласный и согласный звук в начале слова.
Область «Речевое развитие»
-
совершенствование
речи
детей,
как
средства
общения;
-
уточнение
и
активизация
словаря
по
темам;
-
закрепление
умения
формулировать
грамматически
правильный
ответ;
-
закрепление
умения
подбирать
слова-
признаки, родственные слова.
Область «Социально-коммуникативное развитие»
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленные
задачи;
-
формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Область «Физическое развитие»
- коррекция мелкой и общей моторики; - развитие дыхания; - координация речи
с движениями; - развитие межполушарных связей.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
- совершенствовать приёмы вырезывания ножницами; - закреплять полученные
ранее навыки работы с клеем, бумагой; -
учить украшать их по своему
желанию;
-
развивать
творческое
воображение,
художественный
вкус,
творческую инициатив; воспитывать трудолюбие, аккуратность
.
Оборудование:
предметные
картинки–приметы
зимы,
картинки
для
определения первого звука в слове по количеству детей, карандаши, кисточки,
ножницы, шаблоны для вырезания, заготовки елочных игрушек по количеству
детей,
магнитная
доска,
интерактивная
доска,
медиа
проектор,
ноутбук,
магнитофон с аудиозаписью.
Ход занятия:
1.
Орг.момент
(слайд 1)
Логопед: - Ребята, отгадайте загадку:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем… (Зима)
2.Упр. «Что бывает зимой?»
- Рассмотрите картинки и назовите приметы зимы. (на мольберте)
Называют приметы развернутым предложением.
Л.: - Ребята, когда я шла сегодня к вам, ко мне на руку упала снежинка! Она
не простая — волшебная! Это же письмо от лесных жителей. Послушайте:
«Здравствуйте, ребята!
Слышали мы, что вы веселые, любознательные и находчивые. Злая Баба-Яга
хочет испортить самый любимый праздник - Новый Год! Она спрятала елку
и новогодние игрушки. Помогите нам найти елочку!»
Л.: - Как же лесные жители будут без елочки Новый Год встречать? Давайте
им поможем!
3. Упражнение «Расскажите о зимнем лесе»
Л: - Я предлагаю отправиться в зимний лес, поискать елочку.
- На чем мы можем быстро добраться в лес? (В лес мы может добраться на
санках.)
- Тогда садимся на санки и отправляемся в зимний лес. (Дети по двое
изображают санки и проходят на свои места). (слайд 2)
(на экране картинка с изображением зимней природы)
- Вот мы и в лесу. Как красиво! Посмотрите, сколько снега вокруг!
- Скажите, снег какой? Отвечайте полным ответом.
(Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, искристый, мягкий.)
- Деревья какие? (Деревья заснеженные, скрипучие, холодные, ледяные)
- Снежинки какие? (Снежинки красивые, резные, холодные, хрупкие, легкие,
пушистые, летящие, сверкающие, нежные, кружевные.)
4. Подбор родственных слов (слайд 3)
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем
со словом «снег». Я вам буду читать стихотворение, а вы добавляйте
слова, связанные со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок,
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
- Сколько родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним
родственные слова. (Дети называют.)
5. Игра «Снежная крепость» (слайд 4 – на экране ледяная крепость)
Л.:- Ребята, посмотрите, кто-то построил на поляне снежную крепость!
Наверное, там Баба Яга спрятала нашу елочку. Чтобы попасть внутрь, нужно
выполнить задания.
Перед каждым ребенком на столе лежат листочки с картинками (8 картинок,
6 с нужным звуком)
- У вас на столах лежат листки с картинками. Детям одного ряда надо
обвести только те картинки, названия которых начинается на звук [У], а
детям другого ряда – только те картинки, названия которых начинается на
звук [П].
- Ребята, звук [У] какой? (Звук [У] – гласный.)
- Карандашом какого цвета вы будете обводить нужные картинки?
(Картинки будем обводить красным карандашом.)
- Ребята, звук [П] какой? (Звуки [П] – согласный.)
(Картинки будем обводить синим карандашом.)
Проверяют: слово называет каждый ребенок.
- Все правильно сделали! (слайд 5 – картинка с елкой без игрушек).
Л.: А вот и наша елочка!
6.Физминутка. Игра «Назови ласково» (с мячом)
Л.: - Как холодно зимой. Что-то я замерзла! Давайте выйдем на ковер,
погреемся и поиграем в снежки. (Дети выходят на ковер, встают в круг) Л.: -
Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
Буду вам снежок бросать
И слово называть.
А вы снежок ловите,
Слова ласковые подберите!
(Логопед бросает мяч, оформленный в виде снежного кома, а дети ловят и в
ответ бросают, называя слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом.)
Зима – (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снег –
(снежок), санки – (саночки), гора – (горочка), метель – (метелица), снежинка
– (снежиночка), снеговик – (снеговичок), шарф – (шарфик) и т.д.
- Ребята, елочку мы нашли. Как вы думаете, чего не хватает на елочке? (На
елочке не хватает игрушек.)
- Правильно! Давайте сделаем с вами игрушки на елку. Но для этого нам надо
вернуться обратно в детский сад. Садимся на санки и возвращаемся обратно.
(Дети по двое изображают санки и проходят на свои места).
7. Изготовление елочных игрушек (аппликация)
Детей встречает воспитатель. На столике стоит маленькая искусственная
елочка.
Воспитатель: - Добро пожаловать в детский сад! Ребята, я слышала, что
нужны для ёлочки игрушки.
В.:- На прошлом занятии мы с вами, если вы помните, сделали заготовки
ёлочных
шариков,
осталось
только
их
украсить.
(Воспитатель
достаёт
заготовки из коробки).
(На столах в подносах лежат ножницы, картинки для вырезания снеговики,
колокольчики,
ёлочки.
На
краю
стола
лежит
кисточка,
салфетка,
стоит
баночка с клеем, подставка под кисточку.)
Воспитатель с логопедом раздают заготовки.
В.:- Ребята, подвиньте к себе подносы. На подносах у вас лежит всё
необходимое для украшения игрушек. Вам нужно выбрать картинку для
украшения и вырезать её.
-
Так
как
мы
будем
работать
ножницами,
давайте
вспомним
правила
безопасности при работе с ними.
-Алёша, как надо брать ножницы? (Ножницы надо брать за кольца)
-Миша, как нужно держать ножницы во время работы? ( прошу детей дать
полный ответ. Ножницы при работе нужно держать перед собой) .
-Маша, как нужно класть ножницы после работы? (ножницы нужно класть
кольцами к себе закрытыми).
В.: - Правила все вспомнили можно и к работе приступать.
Дети под спокойную музыку начинают свою работу.
Воспитатель по мере необходимости вместе с логопедом оказывает помощь
детям.
В процессе работы воспитатель задаёт вопросы детям.
В.: -Вика что ты вырезаешь? (я вырезаю сердечко).
-Ярослав, а ты что вырезаешь?(я вырезаю колокольчик).
После работы воспитатель напоминает о том, чтобы дети закрыли ножницы и
положили на край стола.
После того как дети вырезали украшения начинают приклеивать.
В.: -Ребята, с какой стороны наносим клей на украшение.( Ответы детей.С
обратной стороны рисунка наносится клей).
-Ребята,
куда
мы
ставим
наши
кисточки
после
работы?
(После
работы
кисточки ставим на подставки)
Воспитатель
напоминает
о
том,
чтобы
дети
не
забывали
пользоваться
салфеткой.
В.: - Ребята берите салфеточку и с помощью неё приклеивайте украшение,
аккуратно прижимайте, приглаживайте картинку, лишний клей убирайте.
Игрушки наши готовы!
В.: - А теперь давайте их подарим ёлочке. ( Дети по-одному подходят к
ёлочке, вешают игрушки .В процессе этого воспитатель задаёт детям вопрос).
-Алёша, где ты повесишь свою игрушку? (Игрушку я повешу на верху).
- Ваня, а ты где повесишь игрушку? (Я игрушку повешу справа).
Молодцы ребята, вы все совершили очень хороший, добрый поступок.
Валя, ёлочка теперь какая стала? (Ёлочка стала нарядная, красивая).
8. Итог.
Л.: - Какие вы молодцы! Теперь лесные жители смогут встретить Новый Год.
Они благодарят вас за помощь и передают небольшие подарки.