Авторы: Тихонова Елена Николаевна, Ромашова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 30"
Населённый пункт: Кемеровская область Анжеро – Судженский ГО
Наименование материала: Программа психолого–педагогического сопровождения ребенка – инвалида в ДОУ
Тема: Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 »
Программа психолого-педагогического сопровождения
ребенка – инвалида в ДОУ
Составители: воспитатели МБДОУ «Детский сад № 30»
Тихонова Елена Николаевна
Ромашова Юлия Сергеевна
Пояснительная записка.
Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с
ограничением двигательной активности. Поэтому инвалиды в значительной
степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и ги-
покинезии. Гиподинамия и гипокинезия характеризуются низким уровнем
двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные из-
менения малозаметны. Задержка двигательного развития приводит к наруше-
нию дыхательной функции и может значительно ограничиваться, что, в свою
очередь, приводит к частым застойным явлениям в легких, заболеваниям ды-
хательных органов, недостатку кислорода в организме, и оказывает отрица-
тельное влияние на развитие двигательных, речевых и психических функций.
Поэтому в практике физического воспитания аномальных детей большое зна-
чение придается умению правильно дышать во время выполнения упражне-
ний, т.е. взаимосвязи дыхания и мышечной деятельности. Очевидная целесо-
образность и необходимость профилактики негативного влияния этих факто-
ров у инвалидов подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения
специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровитель-
ной физической культуры. Среди факторов, отражающих степень двигатель-
ной
активности,
решающее
значение
имеет
функциональное
состояние
нервно-мышечного аппарата. Нарушения со стороны физического развития,
моторики
также
обусловлены
поражением
центральной
нервной
системы
(Р.Д. Бабенкова, 1963).
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка – инва-
лида в ДОУ — это комплекс мер физкультурно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной сре-
де детей-инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствую-
щих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости свое-
го личного вклада в социальное развитие общества.
Актуальность программы: Быть здоровым – это естественное стрем-
ление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физи-
ческое, психическое и социальное благополучие. В настоящее время улучше-
ние качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболева-
ний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приори-
тетных направлений государственных национальных проектов «Образова-
ние» и «Здоровье». В соответствии с требованиями ФГОС ДО одной их глав-
ных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор-
мирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нару-
шенных функций, развитие самостоятельного и качественного выполнения
двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени огра-
ничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции.
Задачи:
1. Повышение интереса детей к физкультурно – оздоровительным занятиям.
2. Создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья
воспитанников.
3. Адаптация организма детей к оптимальным физическим нагрузкам.
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка – инва-
лида в ДОУ разработана на основе:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дека-
бря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Концепция специального федерального государственного стандарта для де-
тей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская
О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-
разования (ФГОС ДО).
6. Основная образовательная программа ДОУ.
В основу психолого – педагогической программы положена программа
«Радуга» (под редакцией Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г.
Якобсон; науч. Рук. Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010), направлена
на достижение трех основных целей:
• сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здо-
ровому образу жизни;
• способствовать своевременному и полноценному психическому развитию
каждого ребенка;
• обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно про-
жить период дошкольного детства.
Основными направлениями в работе с ребенком являются:
- знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в
нем;
- удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движе-
нии;
- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физиче-
ских нагрузок.
Психолого – педагогическая программа разработана в рамках дополни-
тельного коррекционного компонента ДОУ по физическому развитию ребен-
ка- инвалида. Содержание программы включает совокупность образователь-
ных методик и технологий которые обеспечивают коррекцию физических
недостатков у ребенка - инвалида.
Программа учитывает социальный заказ
родителей (законных представителей) на оказание образовательных услуг
учреждения, что способствует обеспечению реализации права родителей на
информацию об образовательных услугах, права на гарантию их получения.
Принципы и подходы к формированию программы:
1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятель-
ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содер-
жание программы соответствует основным положениям возрастной психоло-
гии и дошкольной педагогики).
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание програм-
мы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале).
4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и за-
дач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализа-
ции которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Принцип решения программных образовательных задач в совместной дея-
тельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только
в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведе-
нии режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образо-
вания.
6. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с
детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них являет-
ся игра.
7. Принципа гуманизации, который означает признание уникальности и непо-
вторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возмож-
ностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности
ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
8. Принципы дифференциации и индивидуализации в образовательном про-
цессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, ин-
тересами и возможностями, осуществляется этот принцип через создание
условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуаль-
ных особенностей его развития.
9. Принцип системности, который означает, что программа представляет со-
бой целостную систему высокого уровня (все компоненты в ней взаимосвяза-
ны и взаимозависимы).
Принципы специальной педагогики:
1. Принцип педагогического оптимизма, предполагающий признание права
каждого человека независимо от его ограниченных возможностей быть вклю-
ченным в педагогический процесс.
2. Принцип ранней педагогической помощи, предусматривающий обеспече-
ние раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка
для определения его образовательных потребностей, а также раннее начало
целенаправленной коррекционно-воспитательной работы.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования,
подразумевающий опору на здоровые силы воспитуемого, построение об-
разовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и систем
организма, а также ослабление или исправление недостатков психофизиче-
ского развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования, предпо-
лагающий обеспечение человеку с ограниченными возможностями макси-
мально возможной для него самостоятельности и независимости в социаль-
ной жизни, а также формирование социальной компетентности и психологи-
ческой подготовленности к жизни в социуме.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, предусмат-
ривающий включение детей в различные виды деятельности в процессе обу-
чения и воспитания, то есть организация воспитательного процесса на на-
глядно-действенной основе.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, ориентирую-
щий на создание условий воспитания, учитывающих как индивидуальные
особенности развития каждого ребенка, так и специфические особенности,
свойственные для детей с инвалидностью.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства,
предусматривающий обязательное знание педагогом закономерностей и осо-
бенностей развития детей с инвалидностью, владение всеми способами кор-
рекционной и компенсирующей помощи.
Индивидуальные и возрастные особенности ребенка в ДОУ.
Образовательная область «Физическое раз-
витие»
Индивидуальные особенности ребенка с
группой здоровья Д « ».
3-4 года:
Содействовать полноценному физическому
развитию детей.
Поддерживать потребность в самостоятель-
ной двигательной активности.
Способствовать физическому развитию де-
тей.
Обогащать двигательный опыт детей.
Содействовать развитию физических ка-
честв.
Здоровье:
Формировать предпосылки здорового обра-
за жизни.
Обеспечить безопасность жизнедеятельно-
сти детей.
Укреплять здоровье детей.
Организовывать рациональный режим дня
в группе, обеспечивающий физический и
психологический комфорт ребенка.
Закреплять потребность в чистоте и акку-
ратности, совершенствовать культурно-
гигиенические навыки, начинать формиро-
вать навыки культурного поведения.
Безопасность:
Начать формировать ответственное отноше-
ние к своему здоровью и здоровью окружа-
ющих. 4-5
лет:
Содействовать полноценному физическому
развитию детей.
Обеспечить безопасность жизнедеятельно-
сти детей.
Продолжать поддерживать и развивать по-
требность в разнообразной самостоятель-
ной двигательной активности.
Обогащать двигательный опыт детей за
счет общеразвивающих и спортивных
упражнений.
Совершенствовать физические качества.
на основании медицинского заключения:
- ребенок имеет освобождение от физ-
культурных занятий;
- активность ребенка существенна ограни-
чена;
- режим дня сопровождается занятиями ле-
чебной физкультурой, а так же длительным
отдыхом;
- назначаются лечебные процедуры, кото-
рые поддерживают здоровье ребенка;
- занятия физкультурой проводятся в инди-
видуальном порядке под присмотром ква-
лифицированных специалистов (программа
утверждается лечащим врачом) в специали-
зирующим учреждении.
Здоровье:
Формировать предпосылки здорового обра-
за жизни.
Укреплять здоровье детей.
Организовывать рациональный режим дня
в группе, обеспечивающий физический и
психологический комфорт ребенка.
Закреплять потребность в чистоте и акку-
ратности, совершенствовать культурно-
гигиенические навыки, продолжать фор-
мировать навыки культурного поведения.
Приобщать детей к ценностям физической
культуры.
Безопасность:
Продолжать формировать ответственное от-
ношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
5-7 лет:
Содействовать полноценному физическому
развитию детей.
Создавать условия для совершенствования
основных физических качеств.
Продолжать поддерживать и развивать по-
требность в разнообразной самостоятель-
ной двигательной активности; обогащать
двигательный опыт детей за счет общераз-
вивающих и спортивных упражнений; обу-
чать детей технике выполнения основных
движений.
Приобщать детей к ценностям физической
культуры.
Здоровье:
Формировать предпосылки здорового обра-
за жизни.
Обеспечить безопасность жизнедеятельно-
сти детей.
Укреплять здоровье детей.
Организовать рациональный режим дня в
группе, обеспечивающий физический и
психологический комфорт ребенка.
Закреплять потребность в чистоте и акку-
ратности, продолжать формировать навыки
культурного поведения.
Безопасность:
Продолжать формировать ответственное от-
ношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Индивидуальные сведения о ребенке.
Ф.И.О.
Дата рождения:
Мать:
Отец:
Место жительства:
Дата поступления в ДОУ:
Группа здоровья:
Гепатобластома относится к первичному раку. Гепатобластома – злокаче-
ственная низкодифференцированная опухоль печени эмбрионального проис-
хождения, развивающаяся в раннем детском возрасте.
Точные причины воз-
никновения гепатобластомы не выяснены.
Гепатобластома может проявляться
анемией, лейкоцитозом, повышением СОЭ, тромбоцитозом и высоким уров-
нем альфа-фетопротеина - АФП (за счет внутриопухолевой продукции), по-
вышенным содержанием печеночных ферментов (трансаминаз, лактатдегид-
рогеназы, щелочной фосфатазы), холестерина.
Лечение гепатобластомы – хи-
рургическое, заключается в удалении опухоли путем частичной гепатэкто-
мии. При этом чаще производят удаление одной или нескольких долей пече-
ни, пораженных опухолью - лобэктомия или гемигепатэктомия. Печень, обла-
дая высоким регенеративным потенциалом, часто способна к полному само-
восстановлению.
В ДОУ используются следующие профилактические мероприятия:
- организация правильного питания ребенка;
- полоскание зева кипяченой и охлажденной водой;
- кварцевание;
- проветривание помещения;
- реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:
утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе,
разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня;
- дыхательная и пальчиковая гимнастика;
- физминутки;
- музыкальные паузы;
- фитотерапия;
- гимнастика после сна;
- применяется и такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым
дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по
массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных
местах группы.
В результате проводимой работы у ребенка происходит не только закаливание
кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж
стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адап-
тацию и повышая устойчивость всего организма.
Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную ак-
тивность ребенка на протяжении всего дня, рационально распределить интел-
лектуальную и физическую нагрузку ребенка, что способствует оздоровле-
нию ребенка.
Одежда должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное
требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В
зимний период родители приносят в детский сад запасную одежду, так как в
режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние про-
гулки.
План физкультурно–оздоровительных мероприятий ребенка – инвалида
в ДОУ.
№ п/п
Содержание
Периодичность выполнения
Время
1.
Организация жизни в адаптив-
ный период, создание ком-
фортного режима.
ежедневно
В течение года
2.
Определение оптимальной на-
грузки на ребенка, с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей.
1 раз в год, внесение дополне-
ний по необходимости
В течение года
3.
Использование приемов релак-
сации: минуты тишины, музы-
кальные паузы, игры - забавы.
Ежедневно несколько раз в
день
В течение года
4.
Дыхательная гимнастика в иг-
ровой форме.
3 раза в день во время утрен-
ней зарядки, на прогулке, по-
сле сна
В течение года
5.
Воздушные ванны (облегчен-
ная одежда соответствующая
сезону года).
Ежедневно
В течение года
6.
Прогулки на воздухе
2 раза в день
В течение года
7.
Хождение босиком по «дорож-
ке здоровья»
Ежедневно после дневного
сна
В течение года
8.
Обширное умывание
Ежедневно после дневного
сна
В течение года
9.
Контрастное обливание ног
После сна
Июнь - август
10.
Полоскание зева кипяченой
После каждого приема пищи
В течение года
охлажденной водой
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики прове-
дения
Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Игровые физ-
культминутки
(бодрящая гим-
настика)
После сна в группе
каждый день.
Комплекс, состоящий из по-
движных игр, игровых упраж-
нений, основных движений.
Воспитатель
Физкультурные
минутки
Во время НОД 1,5-2
минуты
Комплексы физических
упражнений с выходом из-за
стола, могут включать дыха-
тельную гимнастику.
Воспитатели
Динамические
паузы (двига-
тельные разряд-
ки)
Во время занятий и
между занятиями 2-5
минут по мере утом-
ляемости ребёнка
На занятиях в виде игр. Меж-
ду занятиями в виде п/игр,
танцевальных движений, фи-
зических упражнений, элемен-
тов релаксации.
Воспитатели
Подвижные и
спортивные
игры
Как часть физкультур-
ного занятия, на про-
гулке; в группе со
средней степенью по-
движности, ежеднев-
но.
Игры подбираются в соответ-
ствии с программой по возрас-
ту ребёнка.
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Пальчиковая
гимнастика
ежедневно
Проводится в любой отрезок
времени.
Воспитатели
Упражнения по-
сле сна, дорожки
здоровья
После сна ежедневно
Комплексы физических
упражнений в группе.
Воспитатели
Гимнастика для
глаз
Ежедневно по 3-5 ми-
нут в любое свобод-
ное время, в зависи-
мости от интенсивно-
сти нагрузки,
Рекомендуется использование
наглядного материала, показ
педагога
Воспитатели
Дыхательная
гимнастика
В разных формах физ-
культурно-оздорови-
тельной работы
Проветривание помещения и
обязательная гигиена полости
носа перед проведением про-
цедур.
Воспитатели
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимна-
стика
Ежедневно, в музы-
кальном и зале.
Комплексы подбираются в со-
ответствии с возрастными и
индивидуальными особенно-
Воспитатели
стями.
Педагогические
ситуации о здоро-
вом образе жизни.
2 раза в неделю в ре-
жимных процессах.
Программа «Основы безопас-
ности жизнедеятельности».
Воспитатели
Индивидуальная
подготовка ребён-
ка к физкультур-
ным досугам и
праздникам.
Один раз в квартал
(праздник), один раз
в месяц (досуг).
В соответствии с программой.
музыкальный
руководитель,
воспитатели
Коррекционные технологии
Элементы
арт-терапии
Игры – занятия с ис-
пользованием арт-
терапевтических тех-
ник.
Использование элементов арт-
терапии в режимных моментах
(прогулка, занятия, игры).
Воспитатели
Психогимнастика
2 раза внеделю
Проводится по методике Е.А.
Алябьевой, М.И. Чистяковой.
Воспитатели
Элементы
сказкотерапии
2 раза в неделю
Коррекция мотивационно-лич-
ностной сферы.
Воспитатели
Работа с родителями.
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
№ Содержание деятельности
Сроки
Ответственный
1.
Консультативно – диагностическая по-
мощь
сентябрь-октябрь
Медицинский работ-
ник
Ст. воспитатель
Воспитатель
2.
Сопровождение на ПМПК
май
Медицинский работ-
ник
Ст. воспитатель
Воспитатель
3.
Согласование ИМР (индивидуальный
маршрут ребенка)
октябрь
Ст. воспитатель
Воспитатель
4.
Консультации:
- индивидуальная программа для
ребёнка;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- арт – терапия;
- сказкатерапия;
- утренняя гимнастика и физминутки
-подвижные и малоподвижные игры и
упражнения;
-праздники, досуги и развлечения.
ноябрь-апрель
Ст. воспитатель
Воспитатель
Подпись родителя____________________
Подпись ст. воспитателя______________
Подпись мед. работника_______________
Подпись воспитателя_________________