Напоминание

Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.


Авторы: Тихонова Елена Николаевна, Ромашова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 30"
Населённый пункт: Кемеровская область Анжеро – Судженский ГО
Наименование материала: Программа психолого–педагогического сопровождения ребенка – инвалида в ДОУ
Тема: Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 »

Программа психолого-педагогического сопровождения

ребенка – инвалида в ДОУ

Составители: воспитатели МБДОУ «Детский сад № 30»

Тихонова Елена Николаевна

Ромашова Юлия Сергеевна

Пояснительная записка.

Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с

ограничением двигательной активности. Поэтому инвалиды в значительной

степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и ги-

покинезии. Гиподинамия и гипокинезия характеризуются низким уровнем

двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные из-

менения малозаметны. Задержка двигательного развития приводит к наруше-

нию дыхательной функции и может значительно ограничиваться, что, в свою

очередь, приводит к частым застойным явлениям в легких, заболеваниям ды-

хательных органов, недостатку кислорода в организме, и оказывает отрица-

тельное влияние на развитие двигательных, речевых и психических функций.

Поэтому в практике физического воспитания аномальных детей большое зна-

чение придается умению правильно дышать во время выполнения упражне-

ний, т.е. взаимосвязи дыхания и мышечной деятельности. Очевидная целесо-

образность и необходимость профилактики негативного влияния этих факто-

ров у инвалидов подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения

специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровитель-

ной физической культуры. Среди факторов, отражающих степень двигатель-

ной

активности,

решающее

значение

имеет

функциональное

состояние

нервно-мышечного аппарата. Нарушения со стороны физического развития,

моторики

также

обусловлены

поражением

центральной

нервной

системы

(Р.Д. Бабенкова, 1963).

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка – инва-

лида в ДОУ — это комплекс мер физкультурно-оздоровительного характера,

направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной сре-

де детей-инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствую-

щих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости свое-

го личного вклада в социальное развитие общества.

Актуальность программы: Быть здоровым – это естественное стрем-

ление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физи-

ческое, психическое и социальное благополучие. В настоящее время улучше-

ние качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболева-

ний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приори-

тетных направлений государственных национальных проектов «Образова-

ние» и «Здоровье». В соответствии с требованиями ФГОС ДО одной их глав-

ных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор-

мирование у них представлений о здоровом образе жизни.

Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нару-

шенных функций, развитие самостоятельного и качественного выполнения

двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени огра-

ничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции.

Задачи:

1. Повышение интереса детей к физкультурно – оздоровительным занятиям.

2. Создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья

воспитанников.

3. Адаптация организма детей к оптимальным физическим нагрузкам.

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка – инва-

лида в ДОУ разработана на основе:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дека-

бря 2012 года N 273-ФЗ.

4. Концепция специального федерального государственного стандарта для де-

тей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская

О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-

разования (ФГОС ДО).

6. Основная образовательная программа ДОУ.

В основу психолого – педагогической программы положена программа

«Радуга» (под редакцией Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г.

Якобсон; науч. Рук. Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010), направлена

на достижение трех основных целей:

• сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здо-

ровому образу жизни;

• способствовать своевременному и полноценному психическому развитию

каждого ребенка;

• обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно про-

жить период дошкольного детства.

Основными направлениями в работе с ребенком являются:

- знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в

нем;

- удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движе-

нии;

- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физиче-

ских нагрузок.

Психолого – педагогическая программа разработана в рамках дополни-

тельного коррекционного компонента ДОУ по физическому развитию ребен-

ка- инвалида. Содержание программы включает совокупность образователь-

ных методик и технологий которые обеспечивают коррекцию физических

недостатков у ребенка - инвалида.

Программа учитывает социальный заказ

родителей (законных представителей) на оказание образовательных услуг

учреждения, что способствует обеспечению реализации права родителей на

информацию об образовательных услугах, права на гарантию их получения.

Принципы и подходы к формированию программы:

1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятель-

ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содер-

жание программы соответствует основным положениям возрастной психоло-

гии и дошкольной педагогики).

3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание програм-

мы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и

достаточном материале).

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и за-

дач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализа-

ции которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют

непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

5. Принцип решения программных образовательных задач в совместной дея-

тельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только

в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведе-

нии режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образо-

вания.

6. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту

формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с

детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них являет-

ся игра.

7. Принципа гуманизации, который означает признание уникальности и непо-

вторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возмож-

ностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности

ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

8. Принципы дифференциации и индивидуализации в образовательном про-

цессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, ин-

тересами и возможностями, осуществляется этот принцип через создание

условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуаль-

ных особенностей его развития.

9. Принцип системности, который означает, что программа представляет со-

бой целостную систему высокого уровня (все компоненты в ней взаимосвяза-

ны и взаимозависимы).

Принципы специальной педагогики:

1. Принцип педагогического оптимизма, предполагающий признание права

каждого человека независимо от его ограниченных возможностей быть вклю-

ченным в педагогический процесс.

2. Принцип ранней педагогической помощи, предусматривающий обеспече-

ние раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка

для определения его образовательных потребностей, а также раннее начало

целенаправленной коррекционно-воспитательной работы.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования,

подразумевающий опору на здоровые силы воспитуемого, построение об-

разовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и систем

организма, а также ослабление или исправление недостатков психофизиче-

ского развития.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования, предпо-

лагающий обеспечение человеку с ограниченными возможностями макси-

мально возможной для него самостоятельности и независимости в социаль-

ной жизни, а также формирование социальной компетентности и психологи-

ческой подготовленности к жизни в социуме.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, предусмат-

ривающий включение детей в различные виды деятельности в процессе обу-

чения и воспитания, то есть организация воспитательного процесса на на-

глядно-действенной основе.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, ориентирую-

щий на создание условий воспитания, учитывающих как индивидуальные

особенности развития каждого ребенка, так и специфические особенности,

свойственные для детей с инвалидностью.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства,

предусматривающий обязательное знание педагогом закономерностей и осо-

бенностей развития детей с инвалидностью, владение всеми способами кор-

рекционной и компенсирующей помощи.

Индивидуальные и возрастные особенности ребенка в ДОУ.

Образовательная область «Физическое раз-

витие»

Индивидуальные особенности ребенка с

группой здоровья Д « ».

3-4 года:

Содействовать полноценному физическому

развитию детей.

Поддерживать потребность в самостоятель-

ной двигательной активности.

Способствовать физическому развитию де-

тей.

Обогащать двигательный опыт детей.

Содействовать развитию физических ка-

честв.

Здоровье:

Формировать предпосылки здорового обра-

за жизни.

Обеспечить безопасность жизнедеятельно-

сти детей.

Укреплять здоровье детей.

Организовывать рациональный режим дня

в группе, обеспечивающий физический и

психологический комфорт ребенка.

Закреплять потребность в чистоте и акку-

ратности, совершенствовать культурно-

гигиенические навыки, начинать формиро-

вать навыки культурного поведения.

Безопасность:

Начать формировать ответственное отноше-

ние к своему здоровью и здоровью окружа-

ющих. 4-5

лет:

Содействовать полноценному физическому

развитию детей.

Обеспечить безопасность жизнедеятельно-

сти детей.

Продолжать поддерживать и развивать по-

требность в разнообразной самостоятель-

ной двигательной активности.

Обогащать двигательный опыт детей за

счет общеразвивающих и спортивных

упражнений.

Совершенствовать физические качества.

на основании медицинского заключения:

- ребенок имеет освобождение от физ-

культурных занятий;

- активность ребенка существенна ограни-

чена;

- режим дня сопровождается занятиями ле-

чебной физкультурой, а так же длительным

отдыхом;

- назначаются лечебные процедуры, кото-

рые поддерживают здоровье ребенка;

- занятия физкультурой проводятся в инди-

видуальном порядке под присмотром ква-

лифицированных специалистов (программа

утверждается лечащим врачом) в специали-

зирующим учреждении.

Здоровье:

Формировать предпосылки здорового обра-

за жизни.

Укреплять здоровье детей.

Организовывать рациональный режим дня

в группе, обеспечивающий физический и

психологический комфорт ребенка.

Закреплять потребность в чистоте и акку-

ратности, совершенствовать культурно-

гигиенические навыки, продолжать фор-

мировать навыки культурного поведения.

Приобщать детей к ценностям физической

культуры.

Безопасность:

Продолжать формировать ответственное от-

ношение к своему здоровью и здоровью

окружающих.

5-7 лет:

Содействовать полноценному физическому

развитию детей.

Создавать условия для совершенствования

основных физических качеств.

Продолжать поддерживать и развивать по-

требность в разнообразной самостоятель-

ной двигательной активности; обогащать

двигательный опыт детей за счет общераз-

вивающих и спортивных упражнений; обу-

чать детей технике выполнения основных

движений.

Приобщать детей к ценностям физической

культуры.

Здоровье:

Формировать предпосылки здорового обра-

за жизни.

Обеспечить безопасность жизнедеятельно-

сти детей.

Укреплять здоровье детей.

Организовать рациональный режим дня в

группе, обеспечивающий физический и

психологический комфорт ребенка.

Закреплять потребность в чистоте и акку-

ратности, продолжать формировать навыки

культурного поведения.

Безопасность:

Продолжать формировать ответственное от-

ношение к своему здоровью и здоровью

окружающих.

Индивидуальные сведения о ребенке.

Ф.И.О.

Дата рождения:

Мать:

Отец:

Место жительства:

Дата поступления в ДОУ:

Группа здоровья:

Гепатобластома относится к первичному раку. Гепатобластома – злокаче-

ственная низкодифференцированная опухоль печени эмбрионального проис-

хождения, развивающаяся в раннем детском возрасте.

Точные причины воз-

никновения гепатобластомы не выяснены.

Гепатобластома может проявляться

анемией, лейкоцитозом, повышением СОЭ, тромбоцитозом и высоким уров-

нем альфа-фетопротеина - АФП (за счет внутриопухолевой продукции), по-

вышенным содержанием печеночных ферментов (трансаминаз, лактатдегид-

рогеназы, щелочной фосфатазы), холестерина.

Лечение гепатобластомы – хи-

рургическое, заключается в удалении опухоли путем частичной гепатэкто-

мии. При этом чаще производят удаление одной или нескольких долей пече-

ни, пораженных опухолью - лобэктомия или гемигепатэктомия. Печень, обла-

дая высоким регенеративным потенциалом, часто способна к полному само-

восстановлению.

В ДОУ используются следующие профилактические мероприятия:

- организация правильного питания ребенка;

- полоскание зева кипяченой и охлажденной водой;

- кварцевание;

- проветривание помещения;

- реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:

утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе,

разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня;

- дыхательная и пальчиковая гимнастика;

- физминутки;

- музыкальные паузы;

- фитотерапия;

- гимнастика после сна;

- применяется и такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым

дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по

массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных

местах группы.

В результате проводимой работы у ребенка происходит не только закаливание

кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж

стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адап-

тацию и повышая устойчивость всего организма.

Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную ак-

тивность ребенка на протяжении всего дня, рационально распределить интел-

лектуальную и физическую нагрузку ребенка, что способствует оздоровле-

нию ребенка.

Одежда должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное

требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В

зимний период родители приносят в детский сад запасную одежду, так как в

режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние про-

гулки.

План физкультурно–оздоровительных мероприятий ребенка – инвалида

в ДОУ.

№ п/п

Содержание

Периодичность выполнения

Время

1.

Организация жизни в адаптив-

ный период, создание ком-

фортного режима.

ежедневно

В течение года

2.

Определение оптимальной на-

грузки на ребенка, с учетом

возрастных и индивидуальных

особенностей.

1 раз в год, внесение дополне-

ний по необходимости

В течение года

3.

Использование приемов релак-

сации: минуты тишины, музы-

кальные паузы, игры - забавы.

Ежедневно несколько раз в

день

В течение года

4.

Дыхательная гимнастика в иг-

ровой форме.

3 раза в день во время утрен-

ней зарядки, на прогулке, по-

сле сна

В течение года

5.

Воздушные ванны (облегчен-

ная одежда соответствующая

сезону года).

Ежедневно

В течение года

6.

Прогулки на воздухе

2 раза в день

В течение года

7.

Хождение босиком по «дорож-

ке здоровья»

Ежедневно после дневного

сна

В течение года

8.

Обширное умывание

Ежедневно после дневного

сна

В течение года

9.

Контрастное обливание ног

После сна

Июнь - август

10.

Полоскание зева кипяченой

После каждого приема пищи

В течение года

охлажденной водой

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Формы работы

Время проведения в

режиме дня

Особенности методики прове-

дения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Игровые физ-

культминутки

(бодрящая гим-

настика)

После сна в группе

каждый день.

Комплекс, состоящий из по-

движных игр, игровых упраж-

нений, основных движений.

Воспитатель

Физкультурные

минутки

Во время НОД 1,5-2

минуты

Комплексы физических

упражнений с выходом из-за

стола, могут включать дыха-

тельную гимнастику.

Воспитатели

Динамические

паузы (двига-

тельные разряд-

ки)

Во время занятий и

между занятиями 2-5

минут по мере утом-

ляемости ребёнка

На занятиях в виде игр. Меж-

ду занятиями в виде п/игр,

танцевальных движений, фи-

зических упражнений, элемен-

тов релаксации.

Воспитатели

Подвижные и

спортивные

игры

Как часть физкультур-

ного занятия, на про-

гулке; в группе со

средней степенью по-

движности, ежеднев-

но.

Игры подбираются в соответ-

ствии с программой по возрас-

ту ребёнка.

Музыкальный

руководитель,

воспитатели

Пальчиковая

гимнастика

ежедневно

Проводится в любой отрезок

времени.

Воспитатели

Упражнения по-

сле сна, дорожки

здоровья

После сна ежедневно

Комплексы физических

упражнений в группе.

Воспитатели

Гимнастика для

глаз

Ежедневно по 3-5 ми-

нут в любое свобод-

ное время, в зависи-

мости от интенсивно-

сти нагрузки,

Рекомендуется использование

наглядного материала, показ

педагога

Воспитатели

Дыхательная

гимнастика

В разных формах физ-

культурно-оздорови-

тельной работы

Проветривание помещения и

обязательная гигиена полости

носа перед проведением про-

цедур.

Воспитатели

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимна-

стика

Ежедневно, в музы-

кальном и зале.

Комплексы подбираются в со-

ответствии с возрастными и

индивидуальными особенно-

Воспитатели

стями.

Педагогические

ситуации о здоро-

вом образе жизни.

2 раза в неделю в ре-

жимных процессах.

Программа «Основы безопас-

ности жизнедеятельности».

Воспитатели

Индивидуальная

подготовка ребён-

ка к физкультур-

ным досугам и

праздникам.

Один раз в квартал

(праздник), один раз

в месяц (досуг).

В соответствии с программой.

музыкальный

руководитель,

воспитатели

Коррекционные технологии

Элементы

арт-терапии

Игры – занятия с ис-

пользованием арт-

терапевтических тех-

ник.

Использование элементов арт-

терапии в режимных моментах

(прогулка, занятия, игры).

Воспитатели

Психогимнастика

2 раза внеделю

Проводится по методике Е.А.

Алябьевой, М.И. Чистяковой.

Воспитатели

Элементы

сказкотерапии

2 раза в неделю

Коррекция мотивационно-лич-

ностной сферы.

Воспитатели

Работа с родителями.

Ф.И. ребёнка:

Дата рождения:

№ Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1.

Консультативно – диагностическая по-

мощь

сентябрь-октябрь

Медицинский работ-

ник

Ст. воспитатель

Воспитатель

2.

Сопровождение на ПМПК

май

Медицинский работ-

ник

Ст. воспитатель

Воспитатель

3.

Согласование ИМР (индивидуальный

маршрут ребенка)

октябрь

Ст. воспитатель

Воспитатель

4.

Консультации:

- индивидуальная программа для

ребёнка;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- арт – терапия;

- сказкатерапия;

- утренняя гимнастика и физминутки

-подвижные и малоподвижные игры и

упражнения;

-праздники, досуги и развлечения.

ноябрь-апрель

Ст. воспитатель

Воспитатель

Подпись родителя____________________

Подпись ст. воспитателя______________

Подпись мед. работника_______________

Подпись воспитателя_________________



В раздел образования