Напоминание

Работа психолога с детьми, пережившими кризисные ситуации.


Автор: Андреянова Ольга Витальевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Цимлянского района"
Населённый пункт: Цимлянск. Ростовская область.
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: Работа психолога с детьми, пережившими кризисные ситуации.
Раздел: среднее образование





Назад




Работа психолога с детьми, пережившими кризисные ситуации.

Андреянова О.В. педагог-психолог ГБУСОН РО «СРЦ Цимлянского района».

Существует много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь,

страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Психолог сталкивается с последствиями

переживания людьми различных травмирующих ситуаций. К травмам, которые могут вызвать состояние

острого горя, мы относим:

смерть одного из родителей или обоих (особо остро переживаются внезапная или насильственная

смерти, суициды);

смерть одного из супругов, членов семьи;

аварии или катастрофы;

развод;

утрата отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом;

гибель домашнего животного;

измена, предательство;

утрата невинности (сексуальное насилие);

события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой

безопасности).

Острое горе - это определённый синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот

синдром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсроченным, может явным образом не

проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчёркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут

наблюдаться искажённые картины, каждая из которых представляет какой-нибудь особый аспект синдрома

горя.

Человек в состоянии горя может испытывать: физическое страдание; поглощённость образом умершего;

вину; враждебные реакции; утрату (разрушение) моделей поведения.

Течение реакций горя разделяется на нормальные и болезненные, которые, в свою очередь, могут

быть отсроченные и искажённые.

Болезненные реакции горя являются искажениями нормального переживания горя. Трансформируясь в

нормальные реакции, они находят своё разрешение. Если тяжёлая утрата застаёт человека во время

решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он

может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше.

Отсроченные

реакции

могут

начаться

после

некоторого

интервала,

во

время

которого

не

отмечается

никакого аномального поведения или страдания, но в котором развиваются определённые изменения

поведения, обычно не столь серьёзные, чтобы служить поводом для обращения за помощью. Эти изменения

могут рассматриваться как поверхностные проявления не разрешившейся реакции горя:

1.

повышенная активность без чувства утраты;

2.

появление симптомов последнего заболевания умершего;

3.

возникновение ряда психосоматических состояний;

4.

изменения в отношениях к друзьям и родственникам;

5.

яростная враждебность против определённых лиц;

6.

утрата форм социальной активности.

Формы течения горя и их проявления очень индивидуальны, любая реакция утраты будет всегда

развиваться сходным образом по содержанию, но возможны различия по длительности и интенсивности.

Четыре

задачи

горя

должны

решаться

последовательно.

Психолог

должен

понять,

какая

психологическая задача решена, а какая - нет. Тогда будет понятно, на что должен быть направлен

психотерапевтический процесс.

Итак, произошла утрата, первая задача - это признание факта потери. Как только человек признаёт для

себя реальность потери, считается, что он выполнил эту задачу и переходит к решению второй, которая

состоит в том, чтобы пережить боль потери – нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют

утрате.

Если человек не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть абсолютно всегда, она

должна быть выявлена и проработана с помощью психолога, иначе боль проявит себя в других формах,

например, через психосоматику или расстройства поведения. Реакции боли индивидуальны и не все

испытывают боль одинаковой силы. Также боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается

как апатия, отсутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана.

Третья

задача, с которой должен справиться человек, это коррекция ситуации и окружения, где

ощущается отсутствие объекта утраты. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому

адресованы

чувства

и

от

которого

чувства

получаются,

он

лишается

определённого

уклада

жизни,

поведения, исполнения каких-то ролей и обязанностей. Эта пустота должна быть восполнена и жизнь

организована на новый лад.

Последняя, четвёртая задача - это выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.

Решение

этой

задачи

не

предполагает

ни

забвения,

ни

отсутствия

эмоций,

а

только

их

перестройку. Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает, часто бывает ощущение, что

«жизнь стоит на месте», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать

возникновение ощущения, что можно любить другого человека.

Работа горя завершена, когда человек вновь способен вести нормальную жизнь, чувствовать себя

адаптированным, проявлять интерес к жизни.

В нашей культуре не принято говорить о смерти. Страх смерти напрямую связан с отношением

человека к собственной жизни. Просто в данном случае человека пугает самое большое и самое важное

изменение в его жизни - смерть. Надо жизнь и смерть рассматривать не как противоположные понятия, а

как разные стороны (или состояния) одного и того же процесса.

Работа с детьми до 9 лет

В

возрасте

7-9

лет

ребенок

уже

понимает

значение

слова

смерть.

Поэтому

детям

до

7

лет

не

рекомендуется прямо говорить о смерти близкого человека, лучше сказать ребенку об этом, используя

метафору, сказку. Например, папа (дедушка, родственник) уплыл по реке, и вернуться не сможет. В случае

продолжительной болезни необходимо подготовить ребенка к смерти близкого человека.

Другая проблема – в проявлении чувств: ребёнок сдерживает слёзы, не показывает боли, потому что вокруг

и так все плачут, он не хочет расстраивать окружающих и без того поглощённых переживаниями. В данном

случае в моменты, когда ребёнок оказывается в другом окружении, у него проявляется плаксивость по

поводу и без повода, невротические реакции.

Основные этапы работы: снятие «первых» барьеров, работа со страхами, работа с чувствами (злость,

агрессия). Здесь хорошо по началу просто разговаривать (если ребёнок идёт на контакт), или рисовать и

организовывать беседу по поводу рисунков. Ребёнок сам выбирает тактику психотерапии (из предлагаемых

он подхватывает не всё, не во всякую ситуацию включается). Иногда приходится по 4-5 сеансов просто

наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Но всё равно настанет момент, когда он начнёт говорить. После этого

необходимо вывести беседу на разговор о чувствах (другие не умрут, если он

проявит свои чувства).

Можно выводить на сюжеты – мотив луга – доверие к миру, принятие. Дом – «Я-концепция». После беседы

о

чувствах

иногда

у

ребёнка

возникает

желание

«строить

дом»,

в

данном

случае

идет

речь

о

переструктурировании опыта, о поисках новых моделей поведения и принятия себя в новой ситуауции.

Далее

можно

думать

о

преодолении,

и

здесь

могут

помогать

«волшебные

предметы»,

предметы-

помощники.

Методы:

1.

Творческие и проективные методики. Очень эффективна арт-терапия и телесно-ориентированная

терапия.

2.

Продуктивное воображение (Пример: мы волшебники, мы можем сражаться с чудовищем, у нас

есть волшебная палочка, волшебное кольцо и т.д.).

3.

Символ-драма (путешествие по лугу).

4.

Сказкотерапия.

5.

«Подушка» - можно бить подушку и говорить ей что хочется – снятие агрессии.

6.

Рисунок (Не интерпретировать!)

Не рекомендуется работать с глиной (пластилином) на начальном этапе.

Проблема часто связана с тем, что взрослый проецирует на ребёнка свои переживания, и, обращаясь

к психологу, он часто сам остро нуждается в помощи. Ребёнок более адаптивен, чем взрослый, и важно

чувствовать меру в помощи: кому нужна помощь: нам или ребёнку? Психолог часто «берёт» на себя

состояние ребёнка, и после этого сам нуждается в его коррекции.

Работа с подростками (10 – 15 лет)

Основные этапы работы: работа с аутоагрессией, чувством вины, работа непосредственно с травмой.

Методики:

1.

Телесно-ориентированная терапия (телесный контакт, снятие зажимов и точечной агрессии) – очень

эффективна.

2.

Лепка.

3.

Арт-терапия (Осторожно! Не спутать патологию с особенностями в подростковом возрасте. Если

есть

признаки

диссоциации

развития,

признаки

шизофрении,

необходимо

обратиться

к

клиническому психологу).

Продолжительность работы с детьми, пережившими кризисные ситуации, – от 2-3 месяцев до нескольких

лет.



В раздел образования