Напоминание

«Использование игрового комплекта ПЕРТРА по развитию полисенсорного восприятия обучающихся с ОВЗ»


Автор: Казанина Ксения Витальевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Опыт работы по использованию игрового комплекта "Пертра".
Тема: «Использование игрового комплекта ПЕРТРА по развитию полисенсорного восприятия обучающихся с ОВЗ»
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование игрового комплекта ПЕРТРА по развитию полисенсорного

восприятия обучающихся с ОВЗ»

Пособие «Pertra», разработанное известным педагогом Марианной

Фростинг,

можно

использовать

в

дошкольных

учреждениях

как

общеобразовательных, так и для детей с ограниченными возможностями

здоровья.

При работе с пособием «Pertra» можно одновременно использовать

несколько игровых наборов (или все сразу), что, безусловно, приводит к

большему разнообразию и усложнению решаемых задач.

В

процессе

работы

с

данным

материалом

активизируются

все

анализаторные системы ребенка.

Игровой

комплект

«Пертра»

благодаря

продуманному

подбору

разнообразных

элементов

позволяет

сформировать

образ

предмета

или

явления,

включающий

в

себя

комплекс

различных

взаимосвязанных

ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических)

Не

случайно

в

игровом

комплекте

особое

место

отведено

материалу

направленному на обогащение анализаторных систем. Так как на основе

полученных

образов

будут

в

дальнейшем

развиваться

внимание,

память,

мышление, эмоции ребенка.

Программа

предусматривает строгую

последовательность

подачи

материала, постепенность увеличения количества предметов, с которыми

действует ребенок. Подача материала происходит по принципу «от простого к

сложному».

Работа

с

любым

набором

игровых

средств

должна

начинаться

с

исследования

каждой

детали.

Нужно

ощупать,

обвести

пальцем

форму

фигуры, потрогать поверхность, у бусин — рассмотреть отверстие, проверить

на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных

чемоданов.

Дети с ОВЗ имеют разные индивидуальные особенности. Например, для

развития координации зрения и действия рук, концентраций движения можно

использовать набор 1 «Konstruktion» Пространство на плоскости. Большая

часть деталей в этом чемодане с желобами,

из которых ребенок может

выстраивать

различные

лабиринты,

дорожки,

можно

использовать

маленькие шарики

(прокатывать их по лабиринтам).

Есть в комплекте

машинки, человечки, которые по этим дорожкам могут ходить. Выстраивая

дорожки, ребенок все время проговаривает: «Здесь у меня дорога повернет

направо, а здесь дорога повернет налево, а здесь я сделаю перекрёсток и т. д.»

С

противоположной

стороны

каждая

деталь

имеет

те

же

самые

дорожки, нанесенные краской. Можно использовать деталь той стороной, где

желобки, и той стороной, где нанесена краска, чтобы строить дорожки. По

таким дорожкам ребенок может тоже прокатывать шарик, водить человечка и

т. д.

Например: ребенку строю «улицу», затем на одну из улиц помещается шарик,

который он должен провести до конца.

Для формирования представления о геометрических формах, цвете, размере;

способность к классификации, можно использовать набор 2 «Klassifikation»

Упорядочение

элементов.

Занятия

с

элементами

этого

чемоданом

способствуют

развитию элементарных математических навыков и умений

(больше, меньше, столько же), умение различать геометрические формы по

цвету, форме, размеру.

Очень

нравится

детям

такой

вариант

игры:

глаза

ребенка

завязаны,

я

передаю ему любую деталь набора. Ребенок должен на ощупь определить,

какая фигура у него в руках, можно предложить вопрос: как ты узнал, что это

круг? треугольник?( круг- углов нет..) Либо другая игра:

Запомни правильно

Перед

ребенком

выкладывают

в

случайном

порядке

несколько

фигур

и

предлагают запомнить сами фигуры и порядок их расположения. После чего

ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет расположение фигур или убирает

одну или несколько

фигур. Ребенку необходимо:

1. Ответить, что изменилось, и исправить

2. Запомнить выложенный порядок и воспроизвести его.

набор

3

«Diskrimination»

Одинаковое

и

разное, способствует развитию

мелкой

моторики,

пространственной

ориентации.

Формируются

содружественные движения глаз и рук, пальцев правой и левой руки.

Большая часть деталей этого набора – это бусины разных размеров и разных

цветов. Есть шнуры разного диаметра и разной длины, на которые можно

нанизывать

бусины,

можно

закрепить

этот

шнур,

он

имеет

деревянное

окончание.

Можно

попросить

ребенка

выполнить

задание

по

образцу,

можно

по

словесной инструкции, можно выполнять групповое упражнение, когда один

ребенок задает параметры, например: «Возьми цилиндр красного цвета», а

другой ребенок выбирает соответствующую деталь и нанизывает её.

Часто использую упражнение на зрительную память, сначала я собираю

бусы, а дети потом по образцу. Потом усложняю задание, когда я собираю

образец и накрываю его чем- либо, а ребенок тут же выполняет по памяти.

набор

4

«Relation»

Пространство

и

преобразования.

В

набор

входят

деревянные шаблоны разных форм, деревянные пластины для крепления на

доске-основе, воротца, резинки с пробками на конце.

Волшебные веревочки 1

Цель: Развитие

− восприятия цвета, внимания, пространственного мышления

Подготовительный

этап: На

доске-основе

педагог

выкладывает

узор

с

помощью штырьков и шнура. Ребенку предлагается выложить шнуром узор

по предложенному образцу. Можно усложнить задание предложив ребенку

выложить узор по собственному замыслу либо на определенную тему.

Для

развивития

графо

моторных

навыков

и

зрительно-двигательной

координации,

можно

также

использовать

набор 5

«Grafomotorik»

От

каракуль к каллиграфии. В этом наборе основу составляют тоже детали с

желобками, но в этом наборе еще есть пластиковый лист (оргстекло). Ребенок

выстраивает

дорожки,

накрывает

их

этим

оргстеклом

и

может

вести

магнитным штифтом металлические шарики, это подготовка руки к письму,

когда

ребенок

фиксирует

пишущий

предмет

в

руке

и

удерживает

металлический шарик, проводя по этим дорожкам. Можно усложнять задание

и выполнять задание одновременно двумя руками.

набор 6 «Handgeschiklichkeit» От хватания к схватыванию.

В этом наборе в огромное количестве присутствуют

бусины

различного

диаметра

и

размера,

шнурки,

причем,

от

самых

толстых

до

самых

тоненьких, резинки, шайбы – все то, что поможет организовать работу по

развитию

мелкой

моторики.

Можно

вести

работу

с

цветом,

формой,

величиной этих бусин.

К этому набору прилагается доска-основа уже на 280 отверстий, на которой

можно организовать игру боулинг- выстраиваются маленькие деревянные

кегли на доске, натягивается резиночки, и ребенок либо шариками, либо

плоской шайбой, которая входит в комплект, отталкивается от этой резиночки

и пытается сбить кегли.

Либо Волшебное зеркало

Цель: Развитие восприятия цвета и умения определять основные цвета,

внимания, мышления.

Дополнительные

материалы: доска-основа

с

мелкими

отверстиями

и

мелкие цветные фишки. Ребенку предлагается на одной половине доски-

основы

составить

какой-либо

узор.

После

этого

второму

ребенку

предлагается на второй половине доски-основы составить узор зеркально

повторяющий изначальный.

набор 7 (Mathematik) (Начальные математические знания). В этом наборе

есть цифры, числовые полоски, бусины для выкладывания количества. На

деревянных деталях с цифрами есть желобки, в которые ребенок может

выкладывать

определенное

количество

бусин,

т.

е.

все

то,

что

поможет

сформировать

математические

представления

счета,

пересчета

у

детей

дошкольного возраста.



В раздел образования