Автор: Фокина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"ЯГОДКА"
Населённый пункт: г. Зарайск, Московская обл.
Наименование материала: Семинар для воспитателей
Тема: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД №12 « ЯГОДКА »
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: « ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ »
ВОСПИТАТЕЛЬ ФОКИНА И.В.
ДЕКАБРЬ 2018 г.
« ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»
СЕМИНАР
« От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира-
от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет
сегодня малыш»
В.А.Сухомлинский
Современные разные по составу, культурным традициям и взглядам на
воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не
менее, все они едины в желании самого лучшего для своего малыша, но к
сожалению далеко не все готовы откликнутся на различные инициативы
детского сада. Задача педагогичного коллектива стоит в том, чтобы
заинтересовать и вовлечь их в создании единого культурно-
образовательного пространства «детский сад-семья». Если брать
тысячелетнюю историю человечества можно определить 2 ветки
воспитания подрастающего поколения:
- семейное;
- общественное.
Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в
формировании личности ребенка.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для
всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в воспитании ребенка.
Ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с
2
другими детьми и взрослыми, организует собственную деятельность.
Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками,
зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное
развитие дошкольника без активного участия его родителей в
образовательном процессе вряд ли возможно.
Формы взаимодействия детского сада с родителями это способы
организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех
видов форм взаимодействия ДОУ с семьей: установление доверительного
отношения с детьми, родителями, педагогами; объединение их в одну
команду, воспитывать потребности делиться друг с другом своими
проблемами и совместно их решать.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у
родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они
построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и
направлены на неформальные контакты с родителями, привлечение их
внимания к детскому саду. Здесь родители лучше узнают своего ребенка,
поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с
педагогом.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество
педагога и родителя, которое предполагает равенство позиций, партнеров,
уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом
индивидуальных возможностей и способностей сотрудничества.
Предполагает не только взаимные, но и взаимопонимание, взаимоуважение,
взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагога и
родителя позволяет лучше узнать друг друга.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что оказание реальной
помощи родителям становится возможным только при условии
взаимодействия, установлении доверительных отношений. Главный момент
в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие
педагога и родителя по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач,
3
сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретному ребенку в
данной семье.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в
семье «ДОУ»?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание, детский сад, школа или еще что-то.
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали
пальму первенства учреждениям.
Я.А.Коменский назвал материнской школой ту последовательность и
сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери, уроки матери
без перемен в расписании, без выходных и каникул.
И.Г.Песталоцци - семья подлинный орган воспитания, она учит
делом, а живое слово только дополняет, и падает на вспаханную жизнью
почву, оно производит совершенно иное впечатление.
А.С.Макаренко - семьи бывают и хорошие и плохие. Как можно
поручиться за то, что семья может воспитать? Мы должны организовать
семейное воспитание и организующим началом должна быть школа, как
представительница государственного воспитания, и она должна руководить
семьей.
Поэтому планируя ту или иную работу с родителями нужно исходить
из представлений о современном родителе как о современных людях,
готовых к обучению, саморазвитию, сотрудничеству. С учетом этого
выбирать формы взаимодействия оригинальность, востребованность,
интерактивность.
Однако на это влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и
педагогический коллектив ожидают друг от друга. Чтобы добиться от
родителей активности, необходимо применять различные формы работы:
- информационные;
4
- аналитические;
- анкетирование;
- опрос;
- почтовый ящик.
Что же входит в наглядно информационные формы? Это:
-родительские клубы;
- короткие новости;
- родительские собрания - для обсуждения разных тем, или решения
проблем;
- родительский ринг - ознакомление с различными точками зрения
родителей на ту или иную тему;
- родительский тренинг - проблемные ситуации семьи;
-родительский вечер и т.д.
Досуговые вечера призваны устанавливать теплые отношения между
родителями и детьми. К ним относятся праздники, совместные досуги,
участие в конкурсах, выступлениях.
Познавательные вечера это мастер-класс для родителей, родительские
гостиные, экскурсии и т.д.
Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить
участников педагогического процесса.
Я надеюсь, что наш семинар не прошел даром и на следующий год
спектр разнообразных форм работы увеличится. Давайте сейчас
расслабимся. Закройте глаза, постарайтесь ни о чем не думать несколько
минут и при этом на вашем лице должна быть улыбка. Если вам удалось
удержать ее 10-15 мин, вы сразу почувствуете, что успокоились, и ваше
настроение улучшилось. Такое упражнение постарайтесь выполнять хотя
бы один раз в день.
5
Литература
1.
Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина
«Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов
детского сада с семьей ребенка»
2.
Е.Арнаутова «Методы
обогащения воспитательного опыта родителей»
3.
Г.Белоногова, Л.Хитрова
«Педагогические знания родителям»
4.
Т.Далинина «Современные
проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
5.
А.В.Козлова, Д.П.Дешеулина
«Работа ДОУ с семьей»
6