Напоминание

"Формы взаимодействия ДОУ и семьи"


Автор: Фокина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"ЯГОДКА"
Населённый пункт: г. Зарайск, Московская обл.
Наименование материала: Семинар для воспитателей
Тема: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ

САД №12 « ЯГОДКА »

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: « ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ »

ВОСПИТАТЕЛЬ ФОКИНА И.В.

ДЕКАБРЬ 2018 г.

« ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»

СЕМИНАР

« От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира-

от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет

сегодня малыш»

В.А.Сухомлинский

Современные разные по составу, культурным традициям и взглядам на

воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не

менее, все они едины в желании самого лучшего для своего малыша, но к

сожалению далеко не все готовы откликнутся на различные инициативы

детского сада. Задача педагогичного коллектива стоит в том, чтобы

заинтересовать и вовлечь их в создании единого культурно-

образовательного пространства «детский сад-семья». Если брать

тысячелетнюю историю человечества можно определить 2 ветки

воспитания подрастающего поколения:

- семейное;

- общественное.

Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в

формировании личности ребенка.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института

социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для

всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в воспитании ребенка.

Ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с

2

другими детьми и взрослыми, организует собственную деятельность.

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками,

зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное

развитие дошкольника без активного участия его родителей в

образовательном процессе вряд ли возможно.

Формы взаимодействия детского сада с родителями это способы

организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех

видов форм взаимодействия ДОУ с семьей: установление доверительного

отношения с детьми, родителями, педагогами; объединение их в одну

команду, воспитывать потребности делиться друг с другом своими

проблемами и совместно их решать.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у

родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они

построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и

направлены на неформальные контакты с родителями, привлечение их

внимания к детскому саду. Здесь родители лучше узнают своего ребенка,

поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с

педагогом.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество

педагога и родителя, которое предполагает равенство позиций, партнеров,

уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом

индивидуальных возможностей и способностей сотрудничества.

Предполагает не только взаимные, но и взаимопонимание, взаимоуважение,

взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагога и

родителя позволяет лучше узнать друг друга.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что оказание реальной

помощи родителям становится возможным только при условии

взаимодействия, установлении доверительных отношений. Главный момент

в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие

педагога и родителя по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач,

3

сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретному ребенку в

данной семье.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в

семье «ДОУ»?

Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или

общественное воспитание, детский сад, школа или еще что-то.

Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали

пальму первенства учреждениям.

Я.А.Коменский назвал материнской школой ту последовательность и

сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери, уроки матери

без перемен в расписании, без выходных и каникул.

И.Г.Песталоцци - семья подлинный орган воспитания, она учит

делом, а живое слово только дополняет, и падает на вспаханную жизнью

почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А.С.Макаренко - семьи бывают и хорошие и плохие. Как можно

поручиться за то, что семья может воспитать? Мы должны организовать

семейное воспитание и организующим началом должна быть школа, как

представительница государственного воспитания, и она должна руководить

семьей.

Поэтому планируя ту или иную работу с родителями нужно исходить

из представлений о современном родителе как о современных людях,

готовых к обучению, саморазвитию, сотрудничеству. С учетом этого

выбирать формы взаимодействия оригинальность, востребованность,

интерактивность.

Однако на это влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и

педагогический коллектив ожидают друг от друга. Чтобы добиться от

родителей активности, необходимо применять различные формы работы:

- информационные;

4

- аналитические;

- анкетирование;

- опрос;

- почтовый ящик.

Что же входит в наглядно информационные формы? Это:

-родительские клубы;

- короткие новости;

- родительские собрания - для обсуждения разных тем, или решения

проблем;

- родительский ринг - ознакомление с различными точками зрения

родителей на ту или иную тему;

- родительский тренинг - проблемные ситуации семьи;

-родительский вечер и т.д.

Досуговые вечера призваны устанавливать теплые отношения между

родителями и детьми. К ним относятся праздники, совместные досуги,

участие в конкурсах, выступлениях.

Познавательные вечера это мастер-класс для родителей, родительские

гостиные, экскурсии и т.д.

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить

участников педагогического процесса.

Я надеюсь, что наш семинар не прошел даром и на следующий год

спектр разнообразных форм работы увеличится. Давайте сейчас

расслабимся. Закройте глаза, постарайтесь ни о чем не думать несколько

минут и при этом на вашем лице должна быть улыбка. Если вам удалось

удержать ее 10-15 мин, вы сразу почувствуете, что успокоились, и ваше

настроение улучшилось. Такое упражнение постарайтесь выполнять хотя

бы один раз в день.

5

Литература

1.

Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина

«Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов

детского сада с семьей ребенка»

2.

Е.Арнаутова «Методы

обогащения воспитательного опыта родителей»

3.

Г.Белоногова, Л.Хитрова

«Педагогические знания родителям»

4.

Т.Далинина «Современные

проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

5.

А.В.Козлова, Д.П.Дешеулина

«Работа ДОУ с семьей»

6



В раздел образования