Напоминание

"Сценическое волнение перед выступлением и способы его преодоления у учащихся ДМШ"


Автор: Еюкина Эмилия Анатольевна
Должность: преподаватель музыкальной школы
Учебное заведение: МБУ Духовщинская ДМШ
Населённый пункт: г. Духовщина, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сценическое волнение перед выступлением и способы его преодоления у учащихся ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Еюкина Эмилия Анатольевна

преподаватель по классу аккордеона

МБУ Духовщинская ДМШ

Сценическое волнение перед выступлением и

способы его преодоления у учащихся ДМШ.

Актуальность.

В данной методической работе рассматривается проблема подготовки юного

музыканта к концертному выступлению, раскрываются приемы преодоления

сценического волнения. Приведены методы работы по снижению волнения

юного исполнителя. Обосновывается необходимость поиска оптимальных

психолого-педагогических приемов для преодоления концертного волнения, а

также формирования и совершенствования профессиональных умений юных

музыкантов, необходимых для овладения культурой музыкального

исполнительства. Работа опирается на методические разработки и

рекомендации выдающихся музыкантов и опытных педагогов Л.

Баренбойма, Г. Когана, Г. Нейгауза, С. Фейнберга и др.

Целью данной

работы

является

показать

методику

подготовки

ученика к публичному выступлению, полагаясь на личный опыт работы

и

детальное

изучение

проблемы

стрессовых

ситуаций

с

позиций

медицинской науки.

Задачи работы:

1.

Рассмотреть понятие стресса и его значимость при публичных

выступлениях;

2.

Оптимизировать

работу

при

подготовке

ученика

к

выступлению;

3.

Показать решение проблемы с позиций собственного опыта

работы с детьми.

Обязательным завершением работы над музыкальными

произведениями являются публичные выступления, которые проходят в

форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов и

конкурсов.

Что же такое публичное выступление для преподавателей и учеников?

Для преподавателя — это возможность показать свой профессионализм:

насколько хорошо он сумел научить ученика навыкам владения

инструментом, как развил его творческое воображение, раскрыл его

природные возможности. Это момент истины - радостный и тревожный,

вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в урок, из года

в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.

Публичное выступление - особая форма музыкальной деятельности. Она

помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития

ученика. В тоже время пробуждает исполнительскую смелость и волю,

воспитывает творческое воображение и эмоциональную отзывчивость,

артистизм.

Выход исполнителя на сцену - это публичный показ проделанной работы, за

которую он несет ответственность перед слушателями, перед автором

произведения, перед самим собой и наконец, перед педагогом.

Проблема сценического волнения во время концертного или конкурсного

выступления

одна

из

наиболее

актуальных,

жизненно

важных

для

музыкантов-исполнителей.

С

состоянием

тревожности

перед

концертным

исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей

творческой деятельности.

А

что

же

испытывают

наши

дети,

оставаясь

один

на

один

с

инструментом? Собранность, свободу, радость? УВЫ! Прежде всего, это

волнение, страх, то есть состояние стресса, и, как следствие показывают

порой

тусклую,

неинтересную

игру,

допускают

текстовые

ошибки,

иногда

приводящие

к

полному

провалу.

Сценическому

волнению

подвержены все без исключения: и малыши, для которых выступление

скорее

занимательное,

чем

волнующее

событие,

и

имеющие

опыт

публичных выступлений, ученики средних и старших классов.

Для того чтобы понять, чем вызвано это волнение, и какие сложные

процессы происходят в организме человека, испытывающего стресс, хотелось

бы обратиться к медицине, а также представить многолетние практические

наблюдения и подход к решению вышеизложенной проблемы.

По медицинскому определению стресс (от англ. Stress - напряжение) -

это

совокупность

общих,

неспецифических

ф и з и ол о ги ч е с к и х ,

биохимических психических реакций на воздействие чрезвычайно сильного

раздражителя (агента) - СТРЕССОРА.

Науки, изучающие вышеизложенную проблему:

Физиология -

наука

изучающая

динамику

жизненных

процессов

организма,

органов,

тканей,

клеток

и

субклеточных

структур,

их

приспособляемость к окружающей среде.

Биохимия -

наука

о

химических

процессах

в

организме

изучающая

течение обменных процессов на уровне организма, органов, тканей, клеток и

субклеточных структур.

Психология -

наука,

изучающая

объективные

закономерности

проявления психики.

Весь стресс проходит три основные стадии.

Первая

стадия

-

реакция

тревоги -

характеризуется

уменьшением

размеров тимуса (находится в грудной полости на передней стенки трахеи),

селезенки,

лимфатических

узлов,

что

связано

с

активацией

коры

надпочечников и выбросом в кровь гормона глюкокортикоида.

Во второй стадии - стадия резистентности (устойчивость организма к

воздействию

повреждающего,

фактора)

-

развивается

гипертрофия

(увеличение) коры надпочечников с повышением образования гормона коры

надпочечников

кортикостероидов.

Они

увеличивают

количе ство

циркулирующей

крови,

увеличивают

частоту

сердечных

сокращений,

повышают артериальное давление, усиливают синтез глюкозы в организме.

В

этой

стадии

повышается

устойчивость

организма

к

действию

раздражителя. Если действие такого раздражителя (агента) прекращается или

оно незначительно по своей силе, изменения, вызванные им, постепенно

нормализуются.

Третья стадия - стадия истощения. Когда мы говорим о стрессе во

время публичного выступления, то заключительной стадией является здесь

стадия резистентности, то есть вторая.

Что

же

мы,

педагоги,

можем

сделать

для

того,

чтобы

облегчить

напряжение, связанное с публичным выступлением?

Начнем с подбора программы. Очень многие преподаватели боятся

легкого,

хотя

и

по

классу

подобранного

репертуара.

А

ведь

среди

«Жизненных

правил

для

музыканта»

Роберта

Шумана

есть

одно

замечательное

правило: «Старайся

играть

легкие

пьесы

красиво

и

хорошо. Это лучше, чем посредственно исполнять трудные».

Как же бороться с концертным волнением? Как готовить юного музыканта к

выступлению? Воспитание артистических качеств, требует от педагога

тонкого, индивидуального подхода к ученику. В подготовке к выступлению

нужно устранить все, что мешает, что может вызвать нервозность. У ученика

не должно возникать сомнений в полном успехе. Предстоящего выступления

надо ждать как праздник, а не как страшного суда. В исполнительском

процессе, как и в любой деятельности человека, активная роль принадлежит

сознанию. Профессор Б. Диков писал: « Играющий на любом инструменте

должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха,

памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений,

волевых усилий и так далее».

Обычно преподаватели и сами ученики большую часть времени тратят на

подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера

и других важных элементов концертного выступления. Но меньше внимания

обращают на психологическую подготовку к выступлению на сцене.

Особенности того или иного сценического состояния объясняются не столько

свойствами нервной системы, сколько интеллектуально творческими

качествами личности. Каждый исполнитель по - своему испытывает

психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто - то очень боится

ошибиться, забыть текст, а кто - то хочет поскорее уйти домой, потому, что

ему все надоело, кто - то смущен обстановкой зала. Но все - таки

большинство с радостью ждут общения с публикой. Это в большей степени

относится к учащимся младших классов.

Мастерство, конечно достигается годами напряженного непрерывного

труда, но умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно

корректировать художественно-звуковую и техническую стороны игры

-способность, нуждающаяся в развитии с первых шагов обучения.

Эмоциональное волнение - это особое эмоционально - психическое

состояние, которое наблюдается у каждого исполнителя, не зависимо от

возраста. Оно возникает в связи его выходом на сцену для выступления перед

зрителями или перед экзаменационной комиссией и при этом не зависит от

его желания. Состояние эмоционального волнения исполнителя может

возникнуть задолго до начала концерта или перед выходом на сцену, но оно

должно быть обязательно.

Анализируя проблемы сценического волнения, педагоги-музыканты

отмечают, что многое зависит от типа нервной системы. На всех волнение

действует по-разному. Бывает так: ученик, на которого возлагают надежды,

при выходе на сцену теряется и вся работа, проделанная до этого, идет

насмарку.

Как пример -недавнее выступление моей ученицы на концерте,

посвященном 23 февраля, который проходил в Доме Культуры. Это ученица 5

класса, всегда на концертах уверенно выступала, но вот на новой площадке

не смогла справиться со своим волнением и произошел срыв в игре.

Есть способные дети, которые могут работать одинаково хорошо и в классе,

и на сцене. Случается ситуации, когда музыкант, работая индивидуально с

преподавателем не в полную силу, чувствует себя на площадке сцены, как

«рыба в воде» и умеет подать и себя, и музыкальный материал. В быту часто

ходит мнение о том, что успехи легче достигаются людьми, которые

обладают сильным типом нервной системы – это флегматики, сангвиники и

холерики. На самом же деле тип темперамента не является клеймом на

дальнейшее развитие человека.

Рассматривая взаимосвязь типа темперамента и видов (форм) проявления

сценического волнения проанализируем типы темперамента по

классификации Гиппократа:

Музыкант-флегматик. Этому типу свойственна медлительность,

неторопливость, сдержанность, рассудительность. Не принимает поспешных

решений, поэтому тщательно подходит к выбору музыкального материала.

Черты лица на сцене у исполнителя-флегматика очень серьезны, он держится

спокойно и уравновешенно. Он не может бросить незаконченную работу, так

как не любит незавершенных дел. Благодаря эмоциональной выносливости

исполнитель-флегматик легко уживается с любым типом темперамента, это

является плюсом в больших коллективах (ансамбли, хоры). Часто не хватает

артистизма, небогатая сетка динамических оттенков, не любит быть

инициатором при выборе произведения, партнера. Привыкает к однообразию

и при резкой смене обстановки чувствует себя скованно и неловко.

Внезапные перемены для данного типа темперамента не присущи.

Музыкант-сангвиник. Люди, которые относятся к этому типу,

стрессоустойчивы и быстро находят выход из любой ситуации. Исполнитель-

сангвиник на сцене чувствует себя раскрепощено, у него огромный запас

энергии, может работать над музыкальным произведением усердно и долго,

но после выступления долго приходит в себя и относительно нелегко «берет

себя в руки». Каждое выступление является большой ответственностью. В

отличие от музыканта-флегматика, музыкант-сангвиник быстро

приспосабливается к переменам, легко находит общий язык с партнерами, но

ему в большинстве случаев «приедается» обыденность и для такого типа

темперамента нужно часто менять репертуар. Если источник вдохновений

иссякнет, то исполнитель расслабиться и станет равнодушным. Поражение

переносят сравнительно легко.

Музыкант-холерик. У холериков процесс возбуждения доминирует над

процессом торможения, ведь они неуравновешенны, вспыльчивы,

эмоциональны. Легко может выйти из себя в процессе изучения

произведения. Часто выражая свое недовольство, что существенно затрудняет

работу преподавателю, от чего случаются конфликты. Исполнителя-холерика

всегда видно из всего коллектива благодаря своему сильному и яркому

темпераменту. С ним лучше работать индивидуально, так как в коллективе он

чувствует свое превосходство и всегда обращает на себя внимание. Его пение,

зачастую, отличается своим высоким артистизмом. Стараются петь

экспрессивно и красочно. Часто ускоряет темп, недосчитывает длительности,

сокращает паузы. У музыканта-холерика часто меняется настроение. От этого

может пострадать его репертуар. «Сегодня мне это нравится, а завтра – нет» -

довольно-таки распространенное мнение среди представителем данного

темперамента. Не стоит ему указывать на ошибки в грубой форме, ибо можно

спровоцировать скандал. К ним нужен особый подход. Но существенным

плюсом является то, что музыкант-холерик привык к новизне и охотно

проявляет инициативу во всех мероприятиях, конкурсах и прочих массовых

сборах, где можно проявить себя. Достигает высот, причем довольно быстро,

но крайне тяжело переживает собственные падения и неудачи.

Музыкант-меланхолик. Атрибутами этого вида темперамента являются

замкнутость, задумчивость и уязвимость. Очень тщательно прорабатывает

каждый свой ход, серьезно подходит к выступлению, длительное время

может выбирать свой репертуар, к которому привыкает и не хочет менять.

Ему не присущи перемены. Любит стабильность. Меланхолические личности

преобладают ранимой натурой, тонким стилем, блестящим воображением.

Нервная система этого типа не предназначена для сильных нагрузок, поэтому

нужно все распределять равномерно. В коллективе, как правильно,

исполнитель не является лидером, может вносить и поправлять общее

мнение. Раскрепощенность у него также не наблюдается и поэтому крайне

сложно вызвать эмоциональность на сцене. К работе подходит неторопливо,

безукоризненно все исполняет. Именно этому темпераменту особенно тяжко

переносятся негативные формы сценического волнения, от чего музыкант

может впасть в депрессию и забросить свое дело. Весьма мучительно

переживают неудачи.

Категорически нельзя говорить о том, что один темперамент уступает

другому. Зачастую людям свойственен один тип темперамента с

характерными чертами остальных. В чистом виде подобные личности

встречаются крайне редко.

Полагаясь на опыт работы в музыкальной школе с 1999г., можно сказать,

что

для

99%

учеников

это

дети

со

средними

музыкальными

способностями,

которые

не

собираются

быть

профессиональными

музыкантами) золотое правило «Тише едешь - дальше будешь» работает на

все 100%, как в текущем моменте, так и в перспективе. Взяв в работу какое-

либо произведение, и показав, как оно будет звучать в готовом виде, мы

приступаем к сложному процессу разбора и разучивания текста. Но уже на

этом этапе стараемся делать динамику, интонацию, настроение, выполняя

при

этом

два

условия:

не

спешить

и

не

ошибаться.

В

зависимости

от

темперамента, кому - то из учеников это дается легко, кому - то трудно. Но

все дети знают, что количество допускаемых ими ошибок (звуковысотных,

штриховых,

аппликатурных,

интонационных)

напрямую

зависит

от

выбранного

им

темпа.

На

уроке

мы

обязательно

находим

для

каждого

произведения комфортный темп, в котором получается все без напряжения,

легко и естественно. И как садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки

вверх, чтобы росло поскорее, не расправляет лепестки цветка - он раскроется

сам, когда придет время, - просто поливает, подкармливает и ждет, так и мы,

не

сдерживаем

и

не

форсируем,

а

просто

«растим»

исполняемое

произведение.

Хорошо усвоив и осознав текст, мы обязательно учимся начинать его с

любого места, так, на всякий случай. Ну а то, что должно прозвучать в

готовом виде - это праздник, который не бывает каждый день. Поэтому до

самого выступления обязательно играем по нотам и в среднем или медленном

темпе, в зависимости от ситуации.

Преподавателю очень важно, определить исполнительские возможности

своих учеников. За несколько дней до выступления необходимо проводить

репетицию с многократным проигрыванием всей программы, от трех до пяти

раз, что позволяет педагогу услышать, какое исполнение будет наиболее

удачным. И уже, исходя из этого, в день выступления правильно разыграть

ученика перед выходом на сцену.

Каковы же причины страха перед сценой?

В

д а н н о м

с л у ч а е

с л е д у е т

го в о р и т ь

о

ко м п л е кс е

п р и ч и н :

1) Первая причина - внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о

неудачном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-

исполнитель

должен

уметь

защищаться

от

враждебного

внушения.

2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не

должен

беспокоиться

о

том,

как

бы

не

забыть

нотный

текст.

Во

время

концертного

исполнения

могут

быть

неполадки

в

тех

сторонах

исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически,

б е з

у ч а с т и я

с о з н а н и я .

3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с

волнением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись

из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу.

Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать

с е б я

с п о к о й н о .

4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда

лежат

явления

психологические.

Даже

самый

опытный

музыкант

не

застрахован

от

провала

на

сцене,

если

он

не

готов

к

исполнению.

Уровень

подготовки

исполнителя

зависит

не

только

от

его

опыта

или

мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он

реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным

с т р е с с о г е н н ы м

ф а к т о р о м . [ 2 ]

5) Пятая

причина

усталость.

Любая

форма

волнения

обостряется

усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать

состояния утомления – как физического, так и эмоционального.

В

своей

педагогической

практике,

для

психологической

подготовки

к

выступлению,

мы

делаем

следующие

упражнения

саморегуляции

эмоционального состояния. Отметим наиболее важные:

дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность;

сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и

п р и е м а х

т е х н и ч е с к о г о ,

х у д о ж е с т в е н н о г о

в о п л о щ е н и я ;

представление сознанием

всего

музыкального

образа

исполняемого

произведения;

освобождающие,

а к т и в и з и р у ю щ и е

ф и з и ч е с к и е

у п р а ж н е н и я

исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние.

При

подготовке

концертной

программы,

преподавателю

со

своими

учениками следует придерживаться определённых правил.

1) Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно

начинать

её

изучать

заранее,

чтобы

она

успела

«улечься».

2) Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом,

обращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические

и

ритмические

особенности.

Должно

сложиться

цельное

представление,

которое звучит в ушах - это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций.

3) «Разобрать»

произведение

на

мелкие

части,

технически

решая

и

прорабатывая

все

возникающие

сложности,

начиная

с

самых

медленных

темпов.

4) Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы.

Трудные

ме ста

продолжать

проучивать

в

медленном

темпе.

5) Ближе к выступлению начать «собирать» произведение - проигрывать от

начала

до

конца

не

в

конечно

быстрых

темпах.

Будут

видны

недочёты,

которые

необходимо

снова

«разбирать»,

«чистить»

и

доводить

«до

кондиции».

6) Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на

публике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке - перед

своей семьей, друзьями.

Хорошим тренингом по преодолению сценического

волнения

является

большое

количество

«маленьких»

публичных

выступлений,

где

публикой

могут

быть

мамы,

папы,

дедушки,

бабушки,

друзья, просто случайные люди. Такие концерты легко можно организовать

дома, в школе, в детских дошкольных учреждениях и т. д. Эффективность

таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодолению

сценического волнения очень высока.

7) «Накатка» - многократное проигрывание готового произведения с тем,

чтобы

автоматизировать

технические

и

эмоциональные

навыки.

Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов:

резерва беглости, резерва выносливости, силы и т.д.

Таким

образом,

можно

сделать

следующие

выводы:

универсальных

рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать

для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к

выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки,

необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

психики

учащегося.Успех

достигается

там,

где

все

три

функции

психики

-

интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно,

уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном

ансамбле.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления.

Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о

страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет

исходить

из-под

его

рук.

Он

должен

выступить

посредником

между

композитором

и

слушателем.

Исполнитель

должен

всю

свою

работу

поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком,

стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.[1]

Заключение

Сценическое волнение – естественная реакция на сам факт выступления

музыканта-исполнителя перед слушательской аудиторией. Следует учитывать

в то же время, что сценическое волнение может иметь, в разных

соотношениях и пропорциях, как негативные, так и позитивные моменты.

Оно проявляется в различных видах и формах. Может обнаруживаться в виде

страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное

расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других

случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые,

возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады

душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных

красок.

Доминирование тех или иных внутренних состояний перед публичным

выступлением или в самом процессе исполнения зависит от разных причин.

Важную роль играет предрасположенность индивида к публичной

деятельности, наличие у него качества, определяемого как артистизм, - либо,

напротив, отсутствие соответствующих качеств и свойств.

Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и

многочисленности его составляющих и факторов, влияющих на

психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является

комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую

тренировку музыканта-исполнителя, так и многие аспекты организации

пространства, сценического костюма, репетиционной работы и т.д. Как

правило, механизмы преодоления сценического волнения, при наличии

общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными,

индивидуальными особенностями.

Имеют значение и действия педагога (направленные на устранение

психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях

публичного выступления.

Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый

должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ

подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической

подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики

учащегося. Успех достигается там, где все три функции психики –

интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно,

уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном

ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного

выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан

забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки,

которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником

между композиторов и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу

поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком,

стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.

Таким образом, преодоление сценического волнения, в силу сложности

данного явления и многочисленности его составляющих и факторов,

влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением,

является комплексным процессом, включающим как внутреннюю

психологическую тренировку музыканта-исполнителя, так и многие аспекты

организации пространства, сценического костюма, репетиционной работы и

т.д. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения, при

наличии общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными,

индивидуальными особенностями.

Трудно вывести одинаковые для всех «рецепты» психологической

подготовки к публичному выступлению, каждый должен выбрать для себя

свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному

выступлению, но добросовестность предварительной работы - главное в

стабильности выступления. Важна правильная, последовательная работа над

произведением, необходима система в самих занятиях. Не стоит бояться

неудач и ошибок - это тоже своего рода опыт. Воспринимать их как

временное явление, а не как катастрофу.

Концертное выступление на сцене – это уже победа, прежде всего над

собой. Любой музыкант исполнитель должен помнить, что на сцене он обязан

забыть о страхе и все свои силы и мысли направить к осмыслению той

музыки, которая будет исходить из его рук. Он должен выступать

посредником между композитором и слушателем, показать лучшее, на что он

способен.

Любое концертное выступление – это профессиональный рост ученика и

преподавателя. Они дают возможность проявить себя, победить свои страхи,

выработать волю. Учат справляться с трудностями, вырабатывают

сценическую культуру, выдержку, глубину эмоций. Пути к истине

многообразны. Доброжелательное отношение к ученику, умение внушить

уверенность в его силы - главная педагогическая задача. Мы должны не

только обучить его навыкам игры на инструменте, но и воспитать бойца,

способного самостоятельно мыслить, много трудиться и работать над

ошибками. Главное в концертном выступлении– интенсивность духовного

воздействия исполнителя, энергетика, воздействие на аудиторию – играть для

зала.

Коган Г.М. в своей книге «У врат мастерства» писал: - «Выступая, надо

верить в себя, в своё исполнение – иначе играть нельзя. Во время работы

будьте суровы к себе, ищите и добивайтесь лучшего. Но когда подготовка

закончена, дата концерта назначена, играющий должен проникнуться

убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает

никаких изменений и улучшений. А после концерта отбросьте иллюзии и

возьмитесь вновь за придирчивейшую работу над всем, что покажется вам

неудовлетворительным в вашем исполнении».

Великий Г. Гейне писал: «Рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».

Список литературы:

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1961.

2.Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,

1969.

3.Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной

системы. Л.,1974.

4.Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961.

5.Коган Г. У врат мастерства. М., 1977.

6.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.

7.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1938.

8.Платонов В. Пособие для баянистов. М., 1970.



В раздел образования