Напоминание

"Обучение маленького виолончелиста"


Автор: Новикова Галина Михайловна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МУ ДО "Ногинская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ногинск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение маленького виолончелиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного

образования «Ногинская детская школа искусств»

Методическая разработка

Тема:«Обучение маленького виолончелиста»

Преподаватель:

Новикова Галина Михайловна

Московская область, г. Ногинск, 2019 г.

ПЛАН РАБОТЫ

1. Введение_________________________________________________________________ 1

2. Основная часть __________________________________________________________ 2

2.1.Осново-составляющие в достижении положительных результатов ________________ 2

2.2. Предварительная работа с новым контингентом:______________________________ 4

2.2.1. обстоятельства, побуждающие к проведению данной работы______________ 4

2.2.2. встреча c детьми и их родителями____________________________________ 5

2.2.3. подготовка к учебному году___________________________________________ 6

2.3. Методика и технологии обучения маленького виолончелиста:__________________ 7

2.3.1. межпредметная связь_______________________________________________ 7

2.3.2. обучение по пособию "Музыкальная азбука маленького виолончелиста"

Л. А. Антонова____________________________________________________ 10

2.3.3. сольфеджирование песенного репертуара_____________________________ 15

2.3.4. неразрывность методов развития начальных игровых навыков с

музыкально - художественным воспитанием ученика___________________ 16

2.3.5. различные формы классной работы___________________________________ 18

* совместная игра ученика и педагога________________________________ 18

* что дает слушание своих соклассников______________________________ 20

2.4. Практические рекомендации:_____________________________________________ 20

* формирование навыков здорового образа жизни учащихся_____________ 20

* воспитание волевых качеств_______________________________________ 21

* организация домашних занятий_____________________________________ 21

* посадка, постановка руки звукоизвлечение___________________________ 21

3. Заключение_______________________________________________________________ 24

4. Список используемой литературы__________________________________________ 25

5. Приложения______________________________________________________________ 26

1. ВВЕДЕНИЕ

В творческих дискуссиях и в процессе педагогической практики выдающихся педагогов -

скрипачей и виолончелистов решались и решаются общие вопросы, связанные с началом

обучения игре на виолончели и других инструментах. Ответы на вопросы: как учить учиться,

чему учить и почему учить именно так начинающих виолончелистов дошкольного возраста (6-7

лет), складываются в условиях, при которых наш ученик способен интенсивно развиваться и

достигать положительного результата.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной

школы не столько фундаментальных знаний в области психологии, анатомии, физиологии,

эстетики, сколько доброты, любви, внимательности. Сами занятия с учеником - это каждый раз

новая творческая задача. Её успешное решение немыслимо без развитого методического

чувства, которое подсказывает направление деятельности и опирается на внутренний опыт и

самостоятельность. Тогда вопрос о качестве методической работы педагога, эффективности его

музыкально - воспитательной деятельности становится первостепенным.

В ДШИ музыкальные занятия по учебному предмету «Специальность - виолончель» в первую

очередь призваны формировать и развивать эстетическое воззрение и художественные вкусы

детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.

Музыкально - воспитательная работа, проводимая педагогом в условиях индивидуальных

занятий, позволяет обучающимся «познать все премудрости замысловатого ремесла игры на

замечательном инструменте - виолончели - одному из самых сложных струнных инструментов»

(А. Васильева «Мой самоучитель»//Москва 2002).

1

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Осново - составляющие в достижении положительных результатов.

Роль педагога по специальности особенно велика в период начального обучения, когда

закладывается основа исполнительского мастерства, т. е. музицирования.

В работе с учениками, опираясь на свой опыт и активно используя передовой опыт и

разработки ведущих отечественных методистов, для наиболее эффективного достижения

положительных итогов считаю целесообразным применять в своей работе ряд конкретных и

важнейших осново - составляющих методических принципов и технологий :

* Стимулирование мотивации и интереса к обучению.

Начиная заниматься с маленькими детьми, следует стараться : не отпугнуть их чем то

слишком серьезным, это может показаться им утомительным и скучным; зажечь в ребенке

интерес к музыке, к инструменту, слить их с его жизнью; с первых уроков привлечь к себе

симпатию ученика. Я не могу надеяться, что ребенок полюбит музыку, если не стану ему близка

сама как личность.

* Создание общей эмоционально - положительной, дружественной,

доверительной, доброй атмосферы.

Другими словами создать : благоприятный психологический климат на уроке,

непринужденную обстановку, в которой обучающие чувствовали бы себя комфортно,

раскрепощенно.

* Применение целостного подхода в решении педагогических задач;

стремление к осмысленности самого процесса.

2

Обогащение учащихся музыкальными впечатлениями через пение, слушание,

музицирование, в музыкально - ритмических движениях. Применение полученных знаний и

навыков игры на инструменте в самостоятельной работе над музыкальными

произведениями (умение разобрать что-то новое для самого себя).

* Последовательность в усложнении приемов и навыков игры на

виолончели.

* Ансамблевая игра - один из важнейших принципов музыкального

воспитания виолончелиста.

* Положительная оценка выступлений учащихся.

Этот немаловажный принцип способствует высокой активности, эмоциональной отдачи,

хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

* Формирование навыков здорового образа жизни учащегося.

Использование данных знаний приводит к :

- предотвращению состояний переутомления, гиподинамии (в физическом плане);

- предупреждению вредных привычек;

- оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу;

- уравновешенности, способности удивляться и восхищаться (в эмоциональном

плане);

- проявлению наблюдательности, воображению и т. д. (в интеллектуальном плане).

* Использование игровых технологий.

Включение сказочных образов, мира игрушек и животных, сюжетность - главное, что

привлекает дошкольников и остается интересным на начальном этапе обучения. Получение

теоретических знаний, знакомство с нотной грамотой с помощью игры (загадки, ребусы и т. д.).

3

2.2. Предварительная работа с новым контингентом.

На протяжении всей педагогической деятельности работе с новым контингентом я отвожу

особое место, так как она является первым шагом, ведущим к решения поставленной задачи

данной методической разработки.

Виолончель и в благоприятные годы не имела большой популярности среди поступающих в

музыкальную школу, да и сейчас мало знакома на бытовом уровне. С целью пропаганды нашего

инструмента учащиеся моего класса и я сама выступаем с концертами в различных точках

города, а случается и за его пределами.

Из года в год я провожу агитационную работу по привлечению детей для обучения на

виолончели. Постепенно эта работа приобрела определенную систему, которая имеет

положительные результаты. Количество поступающих в мой класс зависит от объема

проделанной работы с новым контингентом. Проблем с нагрузкой и стабильностью в классе

практически не бывает.

2.2.1.

В музыкальную школу в основном поступают дети без подготовки, как говорят « с улицы».

Вступительное прослушивание не всегда дает ясную картину о ребенке : ни о его музыкальных

данных, ни об интеллекте, ни о других факторах. Мы, педагоги, не знаем ни родителей, ни их

семейной обстановки, а эти сведения также важны. Учитывая эти обстоятельства, желательно

предварительно знакомиться с новым контингентом.

Это дает возможность до поступления в школу узнать их ближе, отыскать с хорошими

музыкальными данными, подготовить к поступлению. Именно поэтому я иду в

подготовительные группы нашей музыкальной школы, детские сады,

4

в общеобразовательные школы с лекциями - концертами или провожу собеседования, после чего

приглашаю всех желающих в нашу школу.

2.2.2.

Уже в стенах музыкальной школы проводится встреча с приглашенными детьми и их

родителями, где непосредственно происходит знакомство с будущим педагогом (мной) и

инструментом (виолончелью). Начинается она небольшим концертом. Пришедшие гости

слушают выступления двух - трех учащихся моего класса, а в завершении концерта играю сама

пьесы из виолончельного репертуара различные по характеру и сложности.

Для налаживания контакта с детьми и знакомства с ними, между номерами концерта я

обращаю внимание на характер исполняемых пьес и прошу их поделиться впечатлениями об

услышанном. Задаю вопросы: « Как бы вы назвали эту пьесу?», «Какой характер она несет:

веселый или грустный, спокойной или задорный?», « Что вам хочется сделать, слушая эту

мелодию?» К примеру: петь, плясать или уснуть.

После концерта, предлагают детям начать практическое знакомство с самим инструментом

при помощи смычка, извлекая им виолончельные звуки. Но перед тем как начать это знакомство

немного объясняю, как правильно сидеть, держать и вести смычок. При этом, обращаю

внимание на важные условия - непременную свободу рук и посадки. Беря инструмент в свои

руки, конечно же, при моем участии, дети начинают чувствовать как «оживает» виолончель от

соприкосновения волоса смычка со струнами. Это приводит их в восторг. Как правило, они с

большой неохотой передают инструмент следующему желающему «поиграть» на виолончели.

Наблюдая за этим процессом, у каждого из них можно выявить индивидуальные

5

особенности, связанные с физическими данными. Ну, а затем я прослушиваю желающих

поступить в музыкальную школу с тем, что бы определить их музыкальные способности.

К этому времени дети и родители уже определяются выбором инструмента и заполняют

вступительные заявления. Тех, кто изъявил желание обучаться на виолончели, я приглашаю к

себе на следующие консультации для дальнейшей подготовки к поступлению. Других

отправляю на общие консультации.

В конце этих встреч для большей убедительности показываю фотографии,снятые на

классных и отчетных концертах, где дети играют на виолончели соло, дуэты, в ансамблях, а

также программы этих концертов, заметки в местных газетах о выступлении учащихся школы.

2.2.3.

После вступительных прослушиваний, когда будут уже известны фамилии детей

зачисленных в школу, я встречаюсь с ними и их родителями. Поздравив с успешным

поступлением в школу, предлагаю в течении лета приобрести нужного размера инструмент и

смычок, а так же запасные струны, подставки, колки, специальную канифоль и т. п. Объясняю,

что эти приобретения будут необходимы в начале учебного года для полноценных занятий по

специальности. Даю первое задание на лето, связанное с изучением нотной грамоты: выучить 7

ступеней звукового ряда, уметь его проговаривать вверх и вниз и ориентироваться в окружении

каждой из них, т. е. знать «соседей» Чтобы не отпугнуть ребенка сложностью этого задания,

важно преподнести материал так, чтобы он воспринимал его как интересную игру - задачу.

Можно предложить выучить стихотворение Г. Сапгир «Музыка!», где на каждую

6

из семи нот дано описание ее звучания, а в конце все они сопоставляются с музыкой нашей

земли (см. Приложение

1).

В итоге эти действия будут стимулировать и настраивать на начало учебного года.

2.3. Методика и технологии обучения маленького виолончелиста.

Привить ученику интерес к музыкальному искусству можно, только систематически развивая

его способности и необходимые навыки. В первые годы обучения закладываются основы

музыкальных знаний и навыков игры на инструменте, во многом определяющие успехи

дальнейшего развития учащихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделять

пристальное внимание.

Сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно

вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, стараясь как можно легче и

понятнее преподносить необходимые знания. Тем самым создавать благоприятные условия для

дальнейшего обучения.

Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом

должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление я стараюсь

как можно раньше пробудить у ребенка и всячески поддерживаю в ходе занятий.

2.3.1.

Не ограничиваясь узкопрофессиональными задачами, педагог должен проявлять живой

интерес к учебе и всем сторонам общественной жизни учащегося. В школе ребенок 6 - 7 лет

встречается с первыми трудностями, с необходимостью сдерживать себя, соблюдать дисциплину,

длительно сосредотачивать внимание. Музыкально - теоретические предметы, в большей мере

сольфеджио, могут представлять для учащихся некоторые сложности.

7

Изучение нотной грамоты, как на уроках сольфеджио, так и специальности начинается с нот,

а точнее со звукоряда - до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Я уже писала выше (2.2.3.), какое задание на

лето обычно даю своим воспитанникам. Да, а именно выучить звукоряд и стихотворение Г.

Сапгир «Музыка» (Приложения

1).

Уже на первом уроке сначала называем, а затем и поем эти 7 нот (вверх и вниз). После чего

начинается знакомство с тембром каждой из четырех струн виолончели. Проигрывая несколько

раз на разных струнах и в разных позициях (октавах) ноты из звукоряда, мы вспоминаем на

каждую из них четверостишие из стихотворения «Музыка», показывая при этом картинки с

Приложения

1. Это дает представление о широте диапазона (более пяти октав), которым

обладает виолончель. К тому же, такое знакомство с нотами, тембром виолончели (лучше в

сопровождении фортепиано) и иллюстрацией картинок к стихотворению - оставит яркое

впечатление и не останется бесследным в воспитании маленького музыканта.

На уроках по сольфеджио учащиеся впервые встречаются с такими понятиями как: мажор -

минор, тон - полутон, диез - бемоль. Педагог по специальности должен помочь разобраться с

ними, хотя бы на примере этих двух песен: «Кукла заболела» и «Петушок» (см. Приложение

2) из «Музыкальной азбуки маленького виолончелиста» Л. А. Антоновой.

После того, как обе пьесы будут прослушаны, следует задать ученику вопрос:

«Как эти песенки отличаются друг от друга по характеру?» А затем внимательно посмотреть в

ноты и построить их в ряд.

8

________________________________ ________________________________

________________________________ ________________________________

________________________________ ________________________________

________________________________ ________________________________

________________________________ ________________________________

________________________________ ________________________________

I II III I II III

Получились почти одни и те же звуки. Следует обратить внимание на третью ступень (III). В

первой песне третья ступень (нота Фа) находится на самом близком расстоянии от второй

ступени (Ми) - что придает песне грустный характер.

Самое близкое расстояние между звуками называется ПОЛУТОНОМ.

Во второй пьесе нота Фа превращается в Фа # (диез). Послушай ее - нота поднялась немного

выше. Значит # повысил ноту на полутон, и она звучит светлее и веселее.

Хорошим примером к теме мажор - минор могут послужить и пьесы В. Бириной «Веселая

кукушка» и «Грустная кукушка» из 1 тетради «Нотная папка Виолончелиста»

1 (см.

Приложение

3).

В своем классе я веду постоянный контроль за успеваемостью по сольфеджио. Если ученик

нуждается в помощи при подготовки домашних заданий, я охотно помогаю ему, разъясняя

неусвоенный материал. Считаю, педагогу следует вовремя оказывать ученику нужную помощь и

поддержку в такой ситуации.

Для успешной учебы важны все предметы. Дополняя друг друга, они играют важную роль в

осуществлении конечной цели обучения в музыкальной школе. Учет успеваемости в классе по

всем предметам преподавателем по специальности

9

способствует сохранению обучающегося контингента, т.е. уменьшает возможный отсев из

класса.

2.3.2.

Дошкольное воспитание основывается на образно - эмоциональном восприятии музыки.

Возможность понимать музыку, эмоционально реагировать на нее вначале намного опережает у

детей умение играть на инструменте. Актуальность репертуарного сборника «Музыкальная

азбука маленького виолончелиста» Л. И. Антоновой заключается в том, что благодаря ему

обучение на виолончели можно начинать с дошкольного возраста (с 5 - 6 лет).

Данное пособие поможет преподавателю последовательно и комплексно развивать ученика

на основе сочетания пения, слушания, изучения нотной грамоты, подбора мелодий,

транспонирования с постановочным оформлением рук, упражнениями, нацеленными на

освобождение игрового аппарата.

"Музыкальная азбука" начинается с изучения нотной грамоты, знакомства:

- с басовым ключом ;

- со строем виолончели и написанием основных нот, соответствующих звучанию

открытым струнам, называя их палочками - выручалочками, ассоциируя I-ую

струну "Ля" с зайчиком, II-ую - "Ре" с лисичкой, III-ью - "Соль" с волком, а IV-ую

"До" с медведем (Глава I), (см. Приложение

4);

- с короткими и более длинными звуками: четвертными и восьмыми (Глава 6);

- с ритмическим рисунком с использованием коротких стихотворений (например:

Динь - дон, динь - дон. В переулке ходит слон) и, выполняя задания, прохлопать и записать ритм

данного стихотворения (Глава 7) (см. Приложение

5).

10

В главах 2,4,8 описываются упражнения, которые помогут овладеть постановкой рук,

добиваясь при этом свободы игрового аппарата. В этих главах приводятся примеры зарядок для

пальцев и рук, которыми, как советует автор, надо заниматься ежедневно, для того что бы

хорошо играть на инструменте (см. Приложение

6 ).

При игре на смычковых инструментах каждая рука выполняет сложные движения, различные

по своему характеру и направленности. Координация этих движений представляет для

исполнителя одну из самых трудных задач. Поэтому в методической литературе (например, в

работе Б. А. Струве) совершенно правильно подчеркивается необходимость «раздельной»

постановки рук у начинающих, имея виду, что игра одновременно обеими руками является для

них непосильной. В связи с этим возникает важный вопрос о том, какими методами развивать

игровые навыки каждой руки в отдельности и как увязать эту работу с музыкально -

художественным воспитанием ученика?

( Р. Сапожников «Обучение начинающего виолончелиста», Изд. «Музыка» //Москва 1978).

В третьей главе происходит знакомство с приемом игры pizzicato, что означает щипком. Этот

простейший способ звукоизвлечения дает возможность на первых же уроках исполнять короткие

мелодии с аккомпанементом, обогащая музыкальные представления ученика. Пьесу «Козочка»

играем ровными долями сначала на струнах Соль-Ре, а затем Ре-Ля. (см. Приложение

7).

В 5-ой главе автор предлагает послушать музыку: С. Прокофьева «Марш», затем

прошагать под нее, при этом слегка прихлопывая в ладоши. После чего сыграть этот марш

вместе. Перед учеником ставится задача передать шаги, которые слышны

11

в музыке, равномерно беря щипком струну Соль. А затем записать на бумаге шаги палочками:

шаг - палочка, еще шаг - снова палочка и так далее... I I I I (см. Приложение

8 ).

Начиная с 9 главы в пособии представлены песенки, которые играем смычком. Можно

вспомнить песенку про Козочку и попробовать сыграть ее разными частями смычка (Н. П., Ср.

С., В.П.).

Первоначальные приемы техники правой руки (навыки извлечения звука смычком)

развиваются, как известно, путем упражнений в ведении смычка по открытым струнам. При

этом ученик может следить за правильным ведением смычка и одновременно контролировать

слухом качество получаемого звука. В «Музыкальной азбуке» представлено достаточное

количество пьес, которые исполняются по открытым струнам.

В пособие включены специально подобранные народные попевки с текстом, такие как

«Красная коровка», «Барашеньки», «Андрей-Воробей», «Два кота».

Сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных - вот главное, что привлекает

дошкольника и остается интересным, увлекательным и для маленького виолончелиста. Песня,

марш, танец - основные жанры, которые составляют содержание репертуара начинающего

виолончелиста. Параллельно с овладением навыков ведения смычка ведется кропотливая работа

над постановкой левой руки.

В 11-ой и 12-ой главах играем песенки, состоящие из двух рядом стоящих звуков (секунды):

«Сорока», «Колыбельная»; на примере песен «Кукла заболела» и «Петушок» знакомимся с

мажором и минором; диезом, бемолем. В 13-ой главе знакомимся с целой и половинными

нотами, учимся правильно распределять смычок,

12

на примере Русской народной песне «Пойду ль я, выйду ль я» и других пьес ( Н. Бакланов

«Прелюдия», Б. Доброхотов «Марш»).

Начиная с 14-ой главы учимся играть двумя руками, но только тогда когда станет возможным

объединить их действия. Эта работа должна быть очень тщательной, с соблюдением строгой

постепенности в возрастании трудностей. Надо иметь в виду, что при этом значительно

усложняется координация различных по характеру и направленности движений рук, которые

должны быть объединены в единый музыкально - исполнительский навык. Поэтому для первых

упражнений следует использовать материал, уже ранее изученный учеником, сосредотачивая его

внимание на достижение хорошего качества звука и точной интонации. Мягкость, чистота и

полнота звука - основные требования на всех этапах обучения. Не допуская излишнего

форсирования звука, а так же поверхностного звучания, необходимо как можно раньше

пробудить в ученике стремление к певучести звука и выразительности исполнения.

Далее в доступной форме на примере Русских народных песен «Ладушки» и «Котик» идет

знакомство с размерами: 2/4 и 3/4, сильной и слабой долей такта (Глава 15); уделяется внимание

самостоятельному разбору песен: «Ходит зайка по саду» русская народная и «Два кота» -

польская народная, дается задание и вопросы. В главе 17 продолжается знакомство с новыми

нотами, которые можно играть на четырех струнах виолончели в одной позиции.

Затем автор знакомит с динамическими оттенками, паузой, интервалами «кварта», «квинта»,

гаммой - на примере новой песни «По ступенькам».

Особое внимание автор акцентирует на следующее обстоятельство: одним из самых

необходимых видов работы в начальном периоде является пение. Разучивание попевок

13

«Музыкальная азбука» предлагает, начиная в диапазоне большой секунды и постепенного его

увеличения. Об этом виде работы, поговорим чуть дальше.

В последующих главах предлагаются пьесы для изучения штрихов: деташе, легато и их

сочетаний в медленном и более подвижном темпе, а также штриха мартле; для изучения IV,

половинной и III позиции, способствующих начальному развитию навыков в смене позиций

(например: Чешская народная песня «Богатый жених»; Л. Бетховен «Сурок»); а также

закреплению навыков игры в узком и широком расположении пальцев (например:

В. Калинников «Кисонька», Н. Бакланова «Тарантелла»). В сборник включена танцевальная

музыка: полька, вальс, мазурка, менуэт, экосез и т.д. Каждому танцу дается краткая

характеристика (место происхождения и особенности). В конце сборника автор дает

определение и знакомит с вариациями, произведением по форме значительно крупнее пьесы.

Хочется отметить достоинство данного пособия: нотные примеры попевок и пьес

сопровождаются стихами и рисунками, которые учащиеся могут разукрасить сами, т.к., они

исполнены в чёрно-белом изображении. Привлечение поэтических строк и характерных

рисунков, ярких по своей образности, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и

глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они исполняют.

Отличительной особенностью «Музыкальной азбуки» является тот факт, что закрепление

пройденного и проверка усвоения материала заключены в конце каждой главы. Обоснованным

критерием проверки служит анализ музыкального произведения, самостоятельный разбор и

исполнение этого произведения.

Последовательная система начального обучения и развитие необходимых навыков,

изложенная автором в учебном пособии «Музыкальная азбука маленького виолончелиста»

Л. Антоновой может, служить ориентиром для педагога.

14

2.3.3.

В работе с начинающими основное место должен занимать песенный репертуар,

включающий тематику детских народных песен. Такой репертуар, отражающий образы

окружающего мира, настроения человека, доступен и близок восприятию детей. Определяя

характер и настроение песни (пьесы), ученик неизбежно связывает их со своими

переживаниями. Так устанавливается связь музыкальных явлений с собственным жизненным

опытом.

Привожу примеры лишь некоторых пьес для начинающих из учебного репертуара, которые

использую в своей практики: Русские народные песни "Солнышко", "Петушок", "Не летай,

соловей", "На зеленом лугу", "Как под горкой"; Украинские народные песни "Веселые гуси", "Ой,

лопнул обруч", "ОЙ ,джигуне, джигуне", "Лисичка"; Венгерская народная песня "Лягушка";

Белорусская народная песня "Перепелочка"; Польская народная песня "Два кота"; Детская

песенка "Котик" и т.д.

Чистота интонации на виолончели зависит от чистоты пения. «Одним из самых

необходимых видов работы в начальном периоде обучения является сольфеджирование (пение)

изучаемых мелодий пьес. Оно способствует развитию музыкального мышления, осмысленного

пения по нотам. Разучивание пьес предлагается с простейших коротких попевок с их

последующим усложнением и расширением. Это способствует развитию звуковысотного слуха,

образования связей «вижу - слышу - воспроизвожу». Таким образом осваивается высотная

характеристика звуков и их обозначение на нотном стане. В дальнейшем это дает возможность

перейти к анализу мелодической линии песни (пьесы): восходящее или нисходящее движение

мелодии, постепенно или скачками, повторение одного звука... Обязательно транспонирование

мелодии (начиная с простейших попевок) - эффективное средство, способствующее

15

звуковысотной, интонационной ориентации на грифе и формированию внутренних слуховых

музыкальных представление". (Л. Антонова «Музыкальная азбука виолончелиста» Санкт -

Петербург 2005).

2.3.4.

На начальном этапе обучения, как было уже отмечено ранее, из-за сложности игры

одновременно обоими руками, встает вопрос о том какими методами развивать игровые навыки

и как увязать эту работу с музыкально - художественным воспитанием ученика.

Следуя рекомендациям методистов, работу в своем классе с начинающими виолончелистами

провожу следующим образом.

Ознакомив начинающего воспитанника с простейшим способом звукоизвлечения pizzicato

(щипком), доступным и не требующим особой подготовки, уже на первых уроках приступаю к

игре маленьких пьес, исполняемых на открытых струнах вместе с концертмейстером.

Очень важно, развивая у ученика элементарные навыки игры на виолончели, использовать

аккомпанемент с первых же уроков, применяя учебный материал,

вызывающий интерес и оказывающий помощь в освоении музыкальных образов.

Регулярная игра с концертмейстером помогает понять и усвоить содержание

произведения,укрепляет и совершенствует информацию и ритмическую организацию учащихся,

заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

При освоении основного способа извлечения звука смычком (arko), игра тех же пьес по

открытым струнам, способствует отработки ведения смычка разными его частями, переходов

смычка со струны на струну, его смены и распределения.

Примерный учебный репертуар: Л. Антонова "Про зайку", "Колыбельная"; Русская народная

песня "Пойду ль я, выйдуй ль я"; А. Гедеке "Танец"; Б. Доброхотова "Вальс", "Марш"

16

(см. Приложение

9).

Прием звукоизвлечения pizzicato дает возможность исполнять упражнения для левой руки, в

том числе и короткие мелодии. К примеру: В. Бирина "Дятел", Польская народная песня "Два

кота", Украинская народная песня "Лепешки", "Прибаутка", В. Филиппенко "Цыплята" (см.

Приложение

10).

На каждом уроке рекомендуется параллельно работать надо посадкой, раздельной

постановкой рук, исполнением художественного произведения и изучением музыкальной

грамоты.

Развивать и закреплять параллельно игровые навыки каждой руки в отдельности следует до

тех пор, пока не станет возможным объединить их действия. Как только это станет возможным

целесообразно закреплять этот навык, используя репертуар уже ранее изученный учеником. Не

следует форсировать этот процесс, не добившись должной свободы в овладении техническими

приемами, так как ученик будет в дальнейшем испытывать затруднения, связанные с излишним

напряжением мышц. Эту работу следует сочетать с художественным развитием ребенка, что еще

более важно.

Что бы внести разнообразие в занятия, можно рекомендовать ученику играть

(транспонировать) выученные мелодии также на других струнах. Это не представляет для

начинающих больших затруднений, так как аппликатура остается одной и той же.

В своей педагогической практике стараюсь как можно скорее предоставить детям

возможность самим исполнять простейшие пьесы, несущие в себе привлекательный для их

восприятия музыкальный образ.

Излишнее повторении пройденного материала может наскучить ученику. Поэтому

необходимо подбирать так же новые этюды и пьесы. Новый, в особенности трудный материал

17

ученику рекомендуется (после сольфеджирования) разучивать сначала pizzicato, а затем arco.

Это дает возможность сосредоточить внимание ученика главным образом на движениях одной

левой руки с тем, чтобы облегчить ему игру одновременно двумя руками. Данный способ можно

рекомендовать и для других случаев, например при изучении приемов смены позиций.

Репертуар должен быть подобран таким образом, чтобы развитие игровых навыков

сочеталось с изучением нотной грамоты, развитием слуха, ритма, памяти, воспитанием

художественного мышления. А аккомпанемент обогатит музыкальное представления

ученика и неизмеримо усилит интерес к занятиям.

2.3.5.

В повседневной классной работе педагог, прививая ученику интерес к занятиям и любовь к

музыке, обязан "заложить в нем ясные понятия, "что такое хорошо и что такое плохо",

сформировать эстетические критерии в музыке и, наконец, научить их применять в собственной

игре" (А. Васильева "Мой самоучитель"//Москва 2002).

На классных занятиях нельзя заниматься «откровенной дрессировкой своих питомцев, подобно

«уголку Дурова», когда идет откровенная зубрежка, без всякой осмысленности самого процесса,

не говоря уже о конечной цели» (А. Васильева "Мой самоучитель"// Москва 2002).

- Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является

наилучшей формой классной работы, стимулирующий интерес, внимание и

активность учащегося. В своем классе я практикую и такую форму занятий как

* совместная игра педагога и ученика.

Такая работа оправдывается и благотворно влияет на конечный результат исполнения

изучаемого произведения. Ученик, играя вместе с педагогом, старается подражать ему в звуке,

фразировке, динамике, интонации, играет более грамотно и осмысленно. Для ансамблевой игры

педагогу надо лишь иметь в классе дополнительный инструмент и знать меру такой формы

18

классной работы.

Приобщение ученика к ансамблю рекомендовано с первого класса на уроках по

специальности. Эта работа начинается с дуэта - преподаватель и ученик. После того, как ученик

получил первоначальные знания и навыки игры на инструменте, уже

можно приступить к ансамблевой игре. Посмотрим, как это можно осуществить на

примере следующих пьес:

- Н. Бакланова "Прелюдия".

Учащийся слышит богатый тембр открытых струн виолончели в исполнении преподавателя в

сопровождении фортепиано и сам пытается ритмически точно исполнить пьесу, сначала

щипком, а затем и смычком.

- Русская народная песня "Петушок".

Учащийся играет pizz. (щипком), а преподаватель arco (смычком).

Помимо пьес исполняемых ансамблем в унисон, можно использовать нотный материал

различных учебных пособий, где предлагаются пьесы и этюды разложенные

по голосам.

В учебном пособии Ю. Полянский, И. Романчук "Виолончелист. Шаг за шагом" 1 класс, изд.

"Музыка Украины" Киев 1990 - помимо пьес, представлен материал для чтения с листа, данный

в ряде случаев без фортепиано. Это небольшие пьесы для двух виолончели, где первый голос

написан на основе открытых струн, который предназначен для маленького виолончелиста (см.

Приложение

10).

В сборник для виолончельных ансамблей "Играем вместе" классика - XXI Москва 2003 -

внесены пьесы для начинающих: Ж. Б. Люлли "Песенка", Украинская народная песня "Ой,

19

лопнул обруч", В. Калинникова "Журавль", Дж. Перголези "Песня".

В тетради 1 Нотной папки

1 Золотой Библиотеки педагогического репертуара, Изд. "Дека-

ВС", Москва 2004 "Гаммы, упражнения, этюды" - можно встретить этюды, написанные для

двух виолончелей, с которыми ученик должен ознакомиться на начальном этапе обучения.

Материал этих этюдов имеет значимость не только в отношении технического роста ученика, но

он еще обогащает музыкальный мир новыми образами и великолепием двухголосия.

* «Чрезмерно полезно своим воспитанникам рекомендовать «активно»

слушать своих соклассников, постоянно предлагая им давать

высказываться по поводу услышанной игры. Что это дает?" (А. Васильева "Мой

самоучитель"//Москва 2002).

Ученик сам привыкает сознательно воспринимать услышанное, отличать хорошее

от плохого, а главное оттачивает свое "профессиональное зрение и слух", приобретая

аналитический опыт, что чрезвычайно важно! Следует рекомендовать, как можно чаще ходить

на концерты, слушать профессионалов, на примере которых, как принято говорить, все должны

учиться.

Важно чтобы, воспитанник мог слышать качественное звучание инструмента и сам стремился

бы к глубокому красивому звучанию. Иначе, о «какой музыке можно говорить, если инструмент

будет откровенно хрипеть, когда его явно насилуют не умелые зажатые руки? Ведь предельно

просто догадаться, что именно зажим, пережим правой руки и способен порождать подобные

антиэстетические звуки. А безразличие и привыкание к ним, вообще как двойной грех» (А.

Васильева "Мой самоучитель"//Москва 2002).

2.4. Практические рекомендации.

* Необходимо формировать навыки здорового образа жизни учащихся:

- проводить во время урока творческие физкультминутки на координацию

20

движений, снятие мышечной напряженности и усталости. Например: Педагог,

знакомя ученика с новой пьесой, проигрывая ее, предлагает ему под звуки нового

произведения двигаться в заданном ритме. Как правило малышам нравится такая

"разрядка" и они с удовольствием принимают это предложение;

- следить за формированием правильной осанки (удобная, правильная поза за

инструментом);

- применять принципы психологической комфортности (создание ситуации успеха,

способствующей повышению самооценки учащегося, снижения барьера страха,

формированию доверия к преподавателю и развитию доброжелательных

взаимоотношений.

* Необходимо воспитывать в ученике волевые качества: выдержку,

настойчивость в преодолении трудностей и достижении цели, усидчивости в

занятиях, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские

задачи.

* Следует уделять большое внимание правильной организации домашних

занятий учащихся, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество

времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

* Постоянно контролировать посадку за инструментом и постановку рук.

Ученик не должен сидеть глубоко на стуле, а должен сидеть ближе к кончику

стула (что не дает сутулиться, плечи и шея свободны). Высота стула и

инструмент должны быть подобраны соответственно росту ученика.

«...Левую ногу крайне желательно выдвинуть немного вперед (для большей устойчивости

всего корпуса), а правую -в той же степени убрать назад (чтобы колено не мешало смычку), но

не в коем случае — не наоборот. ...Подобное, казалось бы, безобидное отклонение от

21

классического стандарта в посадке лишает в этом случае будущего музыканта красивого

профессионального звука, ибо едва заметный поворот корпуса инструмента не к той

ноге...влечет за собой полное отсутствие органического ощущения звукоизвлечения, когда по

отношению к рукам в этом случае ноги находятся в явном антагонизме, создавая откровенный

перекос» (А. Васильева «Мой самоучитель» / Москва 2002).

Важно заметить, что в начальном периоде обучения совершенно недопустимо, чтобы

ребенок играл тяжелым смычком, а волос смычка был перетянут - завинчиванием смычкового

винта никогда не следует увлекаться, ибо волос смычка должен всегда «дышать вместе с его

хозяином, особенно в кантилене». (А.Васильева «Мой самоучитель» / М., 2002)

В самой постановке обоих рук должны оставаться неизменными следующие моменты:

- Кисть правой руки должна непринужденно опуститься на смычок с

распрямленными, а не согнутыми, в отличие от левой кисти, пальцами,

располагаясь равномерно на трости, «подобно грозди винограда». Свободно

опираясь весом всей руки на струну через указательный палец, можно извлекать из

нее разнообразные звуковые краски, «...используя максимальное количество волос,

соприкасающегося со струной...и «...максимальное приближение смычка к

подставке...».

Важным условием качественного и красивого звука, учитывая и выше изложенное, является

«...полная свобода правой руки, когда еще воспитанник начинает издавать первые звуки по

открытым струнам. Следует при этом сразу же добиваться идеальной смены смычка, не деля

смычок на «вверх» (влево- V), в «вниз» (вправо- П), а добиваясь непрерывного движения за счет

кисти...»(А. Васильева «Мой самоучитель»/Москва 2002).

- «В постановке левой руки, напротив, следить за согнутым положением

пальцев на струне, подобно живым молоточкам с ощущением внутри ладони

22

какого-то округлого предмета.

- Сама же левая кисть обязана всегда находиться по отношению к грифу под

прямым углом в любой позиции без всяких провалов, ибо нарушение этого

правила, создающее этим невольное напряжение в кисти при работе пальцев со

временем может перейти в профессиональное заболевание» (А. Васильева «Мой

самоучитель»/Москва 2002).

Все эти практические рекомендации имеют большое значение в достижении положительных

результатов в педагогической работе с начинающими и особенно маленькими виолончелистами.

23

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смею надеяться, что взятая мною тема методической разработки «Обучение маленького

виолончелиста» была раскрыта в достаточно полной мере. Полагаю, что она поможет

организовать учебный процесс маленького виолончелиста на основе учета основных принципов

работы на начальном этапе обучения. А так же поможет справиться с трудностями,

возникающими в процессе работы, в частности с проблемами при проведении первых уроков с

маленьким воспитанником. Представленный опыт работы может быть важен для молодых

коллег. В начале разработки указываю осново - составляющие в достижении положительных

результатов педагогической работы, которыми руководствуюсь в работе с моими учениками. В

практический рекомендациях затрагиваю самые азы работы с начинающими на нашем

инструменте, так как понимаю важность и ответственность начального периода обучения.

Обращаю внимание на некоторые тонкости постановочных моментов указывая какие

негативные последствия могут иметь место, если не следовать им. Понимая, насколько важна

роль педагога в воспитании своих учеников, стараюсь постоянно расширять и углублять свои

методические знания, совершенствовать педагогическое и исполнительское мастерство. Педагог

должен быть всегда готовым придти на помощь, пояснить и показать на инструменте прием

игры, указать способы работы над музыкальным произведением. Своим умением, чуткой

интонацией он должен направить обучение в нужное русло, чтобы занятия музыкой не

превратились в принудительное не любимое занятие. Спокойная уверенность и творческая

увлеченность педагога во время уроков, принципиальность и требовательность его к самому

себе и ученику, аккуратность, дисциплинированность — все это оказывает большое

воспитательное воздействие не только как на будущего музыканта, но и принесет плоды в

воспитании и становлении личности воспитанника.

24

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Антонова Л.А. «Музыкальная азбука маленького виолончелиста»//Изд.

«Композитор» Санкт-Петербург 2005;

- Васильева А.Е. «Исповедь музыканта» (Мои уроки)//Изд. «Музыка»

Москва 1996;

- Васильева А.Е. «Мой самоучитель»//Москва 2002;

- Сапожников Р. «Обучение начинающего виолончелиста»//Изд. «Музыка»

Москва 1978;

- Шаховская Н.Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара»

Тетрадь I Нотная папка

1 «Гаммы, упражнения, этюды» //Изд. «Дека -

ВС» Москва 2004.

25

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ

26



В раздел образования