Напоминание

Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», Толстый и тонкий».


Автор: Сивцева Нарьяна Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Зырянская средняя общеобразовательная школа" Муниципального района Верхнеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: Верхнеколымский район, п. Зырянка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», Толстый и тонкий».
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – исследование с элементами театрализации

6 класс

Тема: Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»,

«Смерть чиновника», Толстый и тонкий».

Цели:

- выяснить особенности юмористических рассказов Чехова;

- показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика;

- развить навыки сравнительного анализа.

Оборудование: портрет А. П. Чехова, определения юмора, сатиры, диалога.

Ход урока

I. Организационный момент. Запись числа и темы урока. Цели урока.

II. Слово учителя.

1.

– Ребята, я предлагаю начать наш урок с игры, которая называется «Бюро находок».

Представим, что герои рассказов А. П. Чехова что-то потеряли, их вещи попадают в

Бюро находок. Попытаемся отгадать, кто из какого рассказа потерял эту вещь.

В Бюро находок находятся следующие вещи: бинокль (Червяков, «Смерть

чиновника»), чемодан (Тонкий, «Толстый и тонкий»), портсигары (Тонкий,

«Толстый и тонкий»), вата, смоченная в спирту (Булдеев, «Лошадиная фамилия»),

зуб (Булдеев, «Лошадиная фамилия»), пять рублей (Булдеев, «Лощадиная

фамилия»), новый вицмундир (Червяков, «Смерть чиновника»).

2.

– Следующее наше задание будет называться «Кто это?» «Откуда?»

а) «Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились,

как спелые вишни». (Толстый, «Толстый и тонкий»).

б) «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную

копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом…» (Булдеев, «Лошадиная

фамилия»).

в) «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, он попятился к двери,

вышел на улицу и поплелся…» (Червяков, «Смерть чиновника»).

Словарная работа

Юмор – добродушный смех, изображение чего-то в смешном, комическом

виде.

Сатира – смех жгучий, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

Диалог – разговор двух или более лиц.

3.

Ребята, давайте попробуем выявить особенности юмористических рассказов А. П.

Чехова.

1 ряд – Лошадиная фамилия

2 ряд – Смерть чиновника

3 ряд – Толстый и тонкий

Вопросы

Почему рассказы названы именно так?

Прочитайте мне в каждом рассказе вступление, почему именно эти строки

будут являться вступлением?

О каком незаурядном случае говориться в каждом рассказе?

Какие мелочи, детали использует А. П. Чехов в своих рассказах?

Слово учителя:

- Чехов большое внимание уделяет диалогу, поэтому его рассказы очень

хорошо инсценировать.

Инсценировка.

- Из какого рассказа эта инсценировка?

- В рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и

портретные характеристики. Они замедляют рассказ.

Как заканчивается рассказ?

Беседа:

- Что смешно, а что грустно в рассказах А. П. Чехова?

- Ребята, рассказы А. П. Чехова могут быть не только юмористическими, но могут

носить и сатирический характер.

- Что высмеивает Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника»?

(чинопочитание)

- Как вы думаете, рассказ «Лошадиная фамилия» юмористический или

сатирический? А «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»?

III. Подведение итогов.

В чем же особенность юмористических рассказов А. П. Чехова?

Заглавие (стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным).

Короткое вступление (дает полную информацию о месте событий, времени,

героях).

Случай из жизни (Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, в

основе сюжета лежит обычная бытовая ситуация).

Мелочи, детали.

Концовка рассказа (чаще всего неожиданно).

Диалог (его рассказы очень интересно инсценировать).

Нет пейзажных зарисовок и портретных характеристик

(они замедляют рассказ).

IV. Выставление оценок и запись домашнего задания.



В раздел образования