Напоминание

Использование сингапурской технологии обучения в проектировании современного урока


Автор: Новгородова Лена Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Намская СОШ №2"
Населённый пункт: Село Намцы
Наименование материала: статья
Тема: Использование сингапурской технологии обучения в проектировании современного урока
Раздел: начальное образование





Назад




Использование сингапурской технологии обучения

в проектировании современного урока

«Деятельность должна быть моя,

увлекать меня, исходить из души моей»

К.Д. Ушинский

В

настоящий

момент

мы

много

говорим

о

проблемах

школы.

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих

странах мира:

-в умении работать с информацией;

умении

решать

практические,

социально-

и

личностно-значимые

проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать

выводы и заключения, проверять предположения;

-в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой

жизненный опыт.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны

лежать мёртвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок

должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их

находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное

внимание

должно

уделяться

развитию

видов

деятельности

ребёнка,

выполнению

проектных,

исследовательских

работ.

Новые

образовательные стандарты также предполагают, что ученик должен

черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из

произведений

искусства,

духовной

культуры

и

фольклора

России,

истории и традиций страны, а также периодической печати, публикаций,

радио,

телепередач

и

интернета. В

связи

с

этим введение

нового

образовательного стандарта подразумевает изменение роли учителя и

ученика на уроке, и методов преподавания.

Внедрение ФГОС нового поколения связано с использованием нового

методологического

подхода

в

обучении

и

воспитании

учащихся

стимулирующем их развитие. Целью обновляющейся системы российского

образования является развитие личности на основе освоения универсальных

способов

деятельности.

Новая

цель

достигается

организационно

-

дидактическим

и

психологическим

переустройством

педагогических

процессов. Самым подходящим и результативным подходом в обучении,

соответствующем требованиям ФГОС, является деятельностный метод,

используя

который,

мы

и

работаем. Но мы также знаем, что каждый

учитель не стоит на месте и всегда ищет новые методы и приемы, которые он

сможет использовать на своих уроках для развития личности учеников, их

активного

роста,

глубокого

и

осмысленного

усвоения

знаний.

После

прохождения стажировки

я открыла

для себя Сингапурскую технологию

обучения, различные приемы которой я использую на своих уроках.

Система образования Сингапуре была создана практически с нуля и за

45 лет независимого существования государства достигла огромных успехов,

выгодно

выделивших

ее

на

мировом

уровне.

Многие

страны

берут

эту

систему

образования

в

качестве

примера

для

развития

собственной,

поскольку в ней используются самые современные технологии.

Данные

методы

используется

в

школах

Сингапура,

он

основан

на

командных

формах

работы,

создании

психологически

комфортной,

безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур

как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса),

тимбилдинга (объединение команды) и т. д.

Рассмотрим

структуры

сингапурской

методики.

На

одном

уроке

не

должно быть перебора данных методик. Надо подбирать правильно и удачно

материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы.

На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз

засекается. Поэтому в кабинете должны находиться часы. Весь урок менять

не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская

система

обучения

хороша

тем,

что

на

уроке

задействован

весь

класс.

Используя

эту

систему

учащимся,

хотят

они

этого

или

нет,

приходится

учиться

самостоятельно

думать,

отвечать

на

поставленные

вопросы,

дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь.

На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем,

что

в

ученике

развивается

коммуникация,

сотрудничество,

критическое

мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.

1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСАДКИ – инструмент для управления классом.

Табличка

в

центре

стола,

позволяющая

удобно

и

просто

распределить

учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для

организации

эффективного

учебного

процесса

в

командах.

Дети

рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как

показано

на

табличке.

При

этом

учитель

учитывает

уровень

детей:

под

номером 1 –высокий уровень, 2 – ниже высокого, 3 – средний, 4 – ниже

среднего.

Фрагмент урока: организационный момент

Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу;

партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь

все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

2.

Структура КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – дословно «дай пять» -

сигнал тишины и привлечения внимания.

Эта

структура

используется

после

звонка

в

начале

урока.

Учитель

поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» или можно

другое слово (я использую слово «класс») Учащиеся в ответ должны

тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит

сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему

этапу работы.

3.

Структура СВИДАНИЕ – «друзья по часам (времени)» - структура, в

которой

учащиеся

встречаются

со

своими

одноклассниками

в

«отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Ф р а г м е н т

у р о к а :

п р о в е р к а

д о м а ш н е г о

з а д а н и я

Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны

отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время

тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с

друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего

задания,

например,

30.

Поблагодарили

друг

друга.

Затем

учитель

предлагает обсудить решение № 32 с друзьями, выбранных на 3 часа. В

зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на

12,

3,

6

и

9

часов.

Можно

обсуждать

в

течение

30

секунд.

4. Структура ВСТАТЬ-СЕСТЬ – структура для получения информации о

классе

(кто

решил

задачу

одним

способом,

двумя,

тремя),

а

также

знакомства с классом.

Фрагмент урока: проверка домашнего задания

Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном

случае они остаются на местах.

1.Я справилась(ся) с домашним заданием.

2. Домашнее задание было трудным.

3.Мне

родители

оказывали

помощь

при

приготовлении

домашнего

задания.

4.Я в хорошем настроении.

5.Я готов к уроку.

5. Структура МЫСЛИ НА СТОЛЕ – «запишите мысли» - структура, в

которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной

теме,

записывают

его

на

листочках

и

кладут

в

центр

стола

лицевой

стороной

вверх.

Не

соблюдая

очередности,

каждый

участник

должен

заполнить

4

листочка,

следовательно,

в

центре

стола

окажутся

16

листочков.

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает

участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его

пополам,

половину

отдать

партнеру

по

плечу.

Затем

эту

половинку

разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый

участник делит лист на 4 части.

Фрагмент урока: актуализация знаний

Учитель дает задание: Записаны числа 6; 9,4; 234; 96,54; 7; 234; 9,56; 7; 87.

Что

вы можете сказать об этих числах?

Могут быть, например, такие варианты:

-есть натуральные

-есть трехзначные

-есть четные…

Все

ответы

кладете

на

середину

стола.

У

вас

должно

получиться

16

о т в е т о в .

В р е м я

н а

в ы п о л н е н и е

м о ж н о

д а т ь

3

м и н у т ы .

Когда время закончится можно использовать структуру КОНЦЕНТРАЦИИ

ВНИМАНИЯ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3

зачитать свои предложения.

6.

Структура КРЕСТИКИ-НОЛИКИ

структура,

используемая

для

развития критического и креативного мышления, в которой участники

составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом

ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

Сначала учитель предлагает из одного листочка получить 16.

Фрагмент урока: закрепление изученного материала

К а ж д ы й

у ч а с т н и к

к о м а н д ы

б е р е т

4

л и с т о ч к а

б у м а г и

На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:

1) Придумайте трехзначное нечетное число

2)

Проговорите

громко

это

число

для

участников

вашей

команды

и

запишите на одном листочке бумаги

3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх

4)

Повторите

шаги

1-3,

пока

вы

не

используете

все

листочки.

Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 чисел они оставят на

столе.

Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате

3x3

Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые

три числа на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):

а) расположить числа в порядке убывания

б) сложить числа

в) представьте в виде суммы разрядных слагаемых

На

выполнение

задания

можно

дать

2

3

минуты.

Правильность

выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.

7.

Структура ПЕРЕМЕШАЙ

КЛАСС –структура,

в

которой

учащиеся

молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно

больше идей участников к своему списку.

Фрагмент урока: повторение

В

течение

30

секунд

учащиеся

отвечают

на

вопрос,

поставленный

учителем. Например, что вы знаете о квадрате? Могут быть такие ответы:

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;

у квадрата 4 прямых угла;

угол квадрата равен 90 градусам;

После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения

этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно

больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не

из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет.

Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким

образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать

как

можно

больше

вариантов

ответов.

Ответы

записывают

уже

ниже

проведенной

линии.

Все

встают,

задвигают

стулья.

Засекается

время.

Когда

время

закончится.

Они

садятся

на

свои

места.

После

всех

написанных

ответов

проводится

вторая

линия.

Начинается

проверка:

зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2.

И ребята, слушая ответы, добавляют те, которых нет, но записывают уже

ниже второй линии.

8.

Структура ВЫБОР

«углы»

-

структура,

в

которой

ученики

распределяются

по

разным

углам

в

зависимости

от

выбранного

ими

варианта.

Фрагмент урока: проверка прежних знаний

В

ч е т ы р е х

у г л а х

к л а с с а

п р и к р е п л е н ы

с л о в а :

Прямоугольник.

Параллелограмм.

Ромб.

Трапеция.

Учитель дает задание вспомнить все, что они узнали о данных фигурах в

ходе изучения этих тем. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят

партнера

не

из

своей

команды,

вспоминают

изученный

материал,

рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

9. Структура ОДНОВРЕМЕННЫЙ РАУНД – структура, в которой 4

участника в команде одновременно выполняют письменную работу на

отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают

друг другу по кругу.

Фрагмент урока: закрепление

Например дать решить №3, затем №4. Время можно дать от двух до пяти

минут. Можно использовать данную структуру, в которой 2 участника в

команде

одновременно

выполняют

письменную

работу

на

отдельных

листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

10. Структура ОПРОСИ-ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧАМИ - структура, в

которой

учащиеся

проверяют

и

обучают

друг

друга

по

пройденному

материалу,

используя

карточки

с

вопросами

и

ответами

по

теме).

Фрагмент урока: актуализация прежних знаний

Ребята

работают

в

парах

по

плечу. Каждой

паре

раздаются

карточки:

четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг

друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с

вопросами и ответами.

Вопросы:

1. Как складывают дроби с одинаковым знаменателем?

2. Как вычитают дроби с одинаковым знаменателем?

3.

Сформулируйте

правило

выделения

целой

части

из

неправильной

дроби.

11.

Структура РАЗВЕРНУТЫЙ

ОТВЕТ

структура,

в

которой

два

участника

делятся

развернутыми

ответами

в

течение

определенного

количества времени.

Фрагмент урока: изучение нового материала

Учитель

объявляет,

что

сегодня

на

уроке

будем

учиться

выполнять

м о р ф о л о г и ч е с к и й

р а з б о р

и м е н и

с у щ е с т в и т е л ь н о г о .

Посмотрите на памятку.

Подумайте и запишите на листочках ответы на следующие вопросы:

-

К а к

н а й т и

н ач а л ь н у ю

ф о р м у

и м е н и

с у щ е с т в и т е л ь н о г о ?

- Какие признаки мы относим к постоянным?

- К непостоянным?

Поделитесь

со

своим

партнером

по

плечу

своими

суждениями.

Можно

использовать

структуру

СВИДАНИЕ.

В

течение

30

секунд

по

каждому

вопросу,

начинает

тот,

у

кого

в

имени

больше

букв.

Время

пошло.

12.

Структура МИКС

ПЭА

ШЭА

структура,

в

которой

участники

смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается,

обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для

коротких

ответов)

и

ТАЙМД

ПЭА

ШЭА

(для

развернутых

ответов).

Фрагмент урока: закрепление

У ч и т е л ь

д а е т

з а д а н и е

п о

у ч е б н и к у

( р е ш и т ь

з а д а ч у ) .

Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только

музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и

«дают

пять»

(взяться

в

воздухе

за

руки).

Ученики,

которые

не

нашли

партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.

-О чем говориться в этой задаче?

- Что сказано про площадь кухни?

- Известна ли площадь комнаты?

- Что еще известно в этой задаче?

- Что следует обозначить через х?

Ученики

делятся

мнениями

со

своими

партнерами,

используя:

РЕЛЛИ

РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Начинающего ученика назначает учитель,

например,

кто

старше,

кто

выше,

кто

стоит

ближе

к

учителю

и

т.д.

13. Структура ЗАМОРОЗКИ – структура, в которой участники смешиваются

под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы,

количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.

Фрагмент урока: физкультминутка (1 – 2мин.)

Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка

остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то

число.

Ребята

собираются

в

группу

столько

человек,

каким

будет

ответ.

Ус л о в и е :

н и к т о

и з

р е б я т

н е

д о л ж е н

о з в у ч и в а т ь

о т в е т .

• Какая цифра записана в разряде десятков у числа 132? (3.)

• Сколько будет 25 х 2 - 43? (7.)

• Сколько будет, если 540 делить 90? (6.)

Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР –«кричалка,

девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа

аудитории, поощрения или выражения благодарности.

1.Стряхнули с себя лень и усталость.

2. Потянулись к звездным далям.

3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.

4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.

5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

В

заключении

хочется

сказать,

что

применение

Сингапурской

технологии обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так

как главным на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник,

наставник. Данные методы развивают личность каждого ученика, заставляет

его думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает

его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияет на здоровье

организма.

На уроке создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже

невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком

уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и

писать.

Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно

необходимые

в

наше

время

качества,

такие

как:

коммуникативность,

сотрудничество, критическое мышление, креативность.

При использовании Сингапурской методики обучения:

Обеспечивается психологически комфортное состояние преподавателя

и учащихся;

Снижается количество конфликтных ситуаций на занятиях;

Повышается общекультурная подготовка учащихся;

Создаются

условия для

формирования

ч е л о в е к а знающего,

коммуникабельного, творческого,

рефлексирующего,

способного

к

саморазвитию.



В раздел образования