Напоминание

"Год театра"


Автор: Иоселева Надежда Васильевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №69"
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: "Год театра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413124, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Маршала Василевского А.М., дом 69, тел. 55-40-43

«Утверждено»:

заведующий МДОУ №69 ______/ Е.И. Конюхова/

Приказ №___ от 31.08.2018 г.

Образовательный проект на тему: «Год театра»

2018 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1.

Актуальность реализации проекта……………………………………

3

2.

Проблема. Гипотеза ……………………………………..……………….

3

3.

Ожидаемые результаты………..………………………………………..

3

4.

Структура проекта………………………………………………………

4

5.

Цели, задачи, принципы проекта……………………………………….

5

6.

Методы, приемы, формы работы………………………………………

6

7.

Реализации проекта «Год театра»…………… ………………………

7

8.

Итоги проекта…………………….………………………………………

21

9.

Литература……………………….……………………………………….

22

10.

Приложения…………………………………………………………………….

23

2

“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности, а чем они

богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

(Б.М. Теплов)

Актуальность реализации проекта.

В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка с добрыми героями,

превращениями. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна

фантазий, сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Детский театр

прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с

характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка,

раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем

этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное

эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра,

ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Театрализованная деятельность помогает развить интересы и способности детей, способствуют

общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению

информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и

целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Театрализованная деятельность требует от ребёнка решительности, систематичности в работе,

трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене

способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и

повышению самооценки. Театрализованная деятельность учит ребёнка точно формулировать свои

мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное

мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для

создания этого проекта.

Проблема. Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и

родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием

сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и

увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в

современных нормативных документах.

Гипотеза: у детей появится интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать

в совместных с педагогами, родителями спектаклях.

Ожидаемые результаты.

Знакомство детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

Приобретение и изготовление атрибутов и реквизита для театрализованных игр.

Повышение компетентности в вопросах воспитания родителей и педагогов.

Театрально – игровая деятельность позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала

ключевых компетентностей:

коммуникативной – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить

свою речь;

социальной – выбор партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и

поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в

разговор, выбирать стиль общения;

информационной – в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы,

способов действия;

3

деятельностной – способность осуществлять результативные действия индивидуально или в

сотрудничестве.

Развитие

в

ребенке

творческих

задатков,

совершенствование

телесной

пластичности,

формирование творческой активности.

Проект

может

стать

связующим

звеном

между

детским

садом

и

семьей,

средством

гармонизации детско-взрослых отношений, а театральное искусство – ступенью к познанию

мировой художественной культуры.

Структура проекта «Год театра».

Авторы проекта: Е.И. Конюхова – заведующий МДОУ; В.А. Машкеева – старший воспитатель;

Н.В. Иоселева – учитель-дефектолог.

Тип

проекта:

педагогический,

практико-ориентированный,

информационно

творческий,

долгосрочный, игровой.

Место проведения: МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области.

Сроки проведения: сентябрь 2018 года по май 2019 года.

Участники проекта: педагоги МДОУ, дети, родители.

Возраст детей: от четырех до семи лет.

Предмет исследования: театральная деятельность.

Образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

«Развитие речи».

Для детей с ОВЗ охватывает следующие разделы программы:

социально-бытовая ориентировка;

развитие ориентировки в пространстве;

развитие зрительного восприятия;

развитие общей и мелкой моторики.

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, этюды, игры - импровизации,

утренники, спортивные праздники.

Основные этапы реализации проектной деятельности:

I этап – подготовительный (сентябрь):

мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков;

обобщение и анализ полученных данных;

изучение методической литературы;

приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

Организационный этап (октябрь):

Разработка проекта: определение целей и задач проекта.

4

Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

Утверждение проекта.

Разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с музыкальным руководителем.

Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных

особенностей детей.

Организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня.

Оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.

Создание условий для реализации проекта.

II этап – практический (ноябрь - апрель):

работа с детьми;

взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный, подведение итогов проекта (май):

представление опыта работы по театрализованной деятельности дошкольников через

презентацию проекта;

итоговое тестирование воспитанников;

анализ предметно-развивающей среды;

публикация отчетов о работе на сайте МДОУ.

I

этап.

Целеполагание.

Цели проекта.

Приобщить детей к театральной культуре.

Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной,

двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.

Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи проекта.

Пробудить интерес детей к театру.

Познакомить с элементами актерского мастерства.

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Привить детям первичные навыки в области театрального искусств: использование мимики,

жестов, голоса, кукловождения.

Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас.

Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.

Заинтересовать родителей в изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах

обыгрывания дома с детьми.

Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности.

Принципы работы:

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных

возможностей ребёнка.

Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа,

средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа). Воспитательно-

образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и

нерегламентированных циклов деятельности.

Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами

программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии

и учетом возраста детей.

5

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи –

родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Методы и приемы работы:

творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на

детских музыкальных инструментах);

экспериментирование;

сочинения сказок;

игры-драматизации;

беседы после просмотра спектаклей;

упражнения для эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры;

упражнения по дикции; на развитие мимики, детской пластики;

репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров,

костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок;

DVD, кассеты.

Формы работы с детьми:

организация обучающих, развивающих и творческих игровых заданий;

непосредственная образовательная деятельность;

театральный кружок «Золотой ключик»;

организация совместных с родителями мероприятий;

выставки;

организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);

организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).

Работа с педагогами.

Ведущая идея - активное вовлечение педагогов в творческий процесс развития театральной

деятельности в детском саду.

Задачи:

привлекать педагогов к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в

детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе;

создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в

детском саду;

разработать ряд перспективных планов, взаимодействующих по разделам: совместная

деятельность, игра, дополнительное образование, работа с родителями.

Формы взаимодействия:

консультации;

педсоветы;

создание картотеки театрализованных игр;

помощь в организации предметно-развивающей среды;

совместная деятельность;

выставки;

работа с учебными наглядными пособиями;

индивидуальная работа;

праздники и развлечения.

6

Формы взаимодействия с родителями.

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной

деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь

их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия:

анкетирование «Играете ли Вы с ребенком в театр?» (на начало и конец проекта);

наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки

«Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития

театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности» и др.;

посещение театра всей семьей;

фотовыставки «Театральные новости»;

индивидуальные беседы;

совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;

открытые показы театральных представлений;

участие в родительском клубе «Мы и наши дети»;

консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам;

организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

II этап.

Разработка проекта.

1. Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес к данной проблеме.

2. Подобрать необходимую методическую и художественную литературу.

3. Подобрать иллюстрационный материал и наглядные пособия для более яркой продуктивной и

творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

III этап.

Реализация

проекта.

Организация деятельности проекта.

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Год театра»

Блоки работы по проекту:

Организация предметно-развивающей среды.

Взрослые

Воспитанники МДОУ.

1. Организация предметно-развивающей среды.

Для

успешной

реализации

задач

проекта

необходимо

создание

соответствующей

предметно-

развивающей среды:

Мини – сцена с ширмой и микрофоном.

Куклы би-ба-бо.

Верховые куклы.

Куклы на гапите.

Плоскостные театры.

Фланелеграф.

Пальчиковые игрушки.

Театр резиновой игрушки.

Театр мягкой игрушки.

7

Театр кружек.

Театр марионеток.

Круглая настольная сцена.

Маски.

Костюмерная с большим зеркалом.

Уголок ряжения.

Театр рукавичек.

Теневой театр.

Театр ложек.

Книги-раскладушки.

Конусные куклы.

Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).

Атрибуты для танцевальных импровизаций.

Модернизация классификации театрализованных игр с учетом современных технологий.

Разработка

картотеки

и

тематики

художественной

литературы

с

учетом

возрастных

особенностей детей для занятий познавательного цикла.

Проектирование театральных зон с учетом интересов детей и педагогов.

Изготовление

с

родителями,

детьми,

педагогами

сказочных

игрушек,

рисование

пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей.

Выставка художественной литературы на тему: «В гостях у сказки».

2.Взрослые

Наглядная информация для родителей: консультации «Театр дома» «История театра».

Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами!» Рассматривание театров,

варианты их изготовления, кукловождение.

Пополнение в группы новых видов театра.

Участие в мероприятиях в сотрудничестве с музыкальным руководителем.

Выставка книг «Моя любимая сказка».

3. Воспитанники МДОУ.

Вторая младшая группа

Содержание работы:

Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её

проведения.

Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное

отношение к ней.

Закреплять представления об окружающих предметах.

Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.

Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.

Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра: обогащать словарь,

формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения

слов.

Побуждать излагать сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.

Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых

сказках.

Развивать внимание, память, мышление детей.

Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами

основные эмоции героев.

Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или

персонажей.

Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол.

8

Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.

Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с

музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.

Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Театрализованные игры и упражнения во второй младшей группе.

В театрализованных играх и упражнениях дети обучаются простейшим приёмам управления

куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с

игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом

оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для

подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное

поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых

сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. В театрализованных играх

и упражнениях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия,

уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует

доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.

Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа,

помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского

мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других

людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над

этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других

спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке

спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые

русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина

избушка». Можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети

уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать

своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Также дети могут самостоятельно

сочинить небольшую сказку.

Вторая младшая группа

Виды

творческой

деятельности

Методы развития

творческих

способностей

Средства развития

творческих

способностей

Репертуар

Октябрь-ноябрь

Игровое

творчество

Привлекать детей к

сочинению коротких

сказок и историй

Настольный театр

резиновой игрушки

«Встреча в лесу»,

«Медведь и ослик»

(сочиняют дети)

Песенное творчество Сопровождение движения

куклы песенкой, придуманной

ребёнком

Любой настольный театр Любая песенка из

сказки или музыка

«Мишка пляшет» М.

Протасова

Танцевальное

творчество

Вызывать эмоциональный

отклик и желание двигаться

под музыку

Фонограмма любой

ритмичной музыки

Придумать и станцевать

танец любого из

персонажей сказки

«Репка»

Импровизация на

детских

Вызвать интерес и желание

играть с музыкальными

Балалайки, дудочки,

баяны, пианино

Имитировать игру на

этих инструментах

9

музыкальных

инструментах

игрушками

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования

навыков театрального

мастерства

Средства формирования

навыков театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Познакомить детей с

приёмами кукловождения

настольного театра

Настольный театр

стр.9-26. Сорокина

Основы кукольного

театра

Воспитывать умение следить

за развитием действия в

сказке, подводить детей к

выразительному исполнению

роли.

Настольный театр,

настольные куклы,

игрушки, мягкие

игрушки

Основы актёрского

мастерства

Воспитывать внимательность,

развивать фантазию и

воображение детей

Работа у зеркала

Основные принципы

драматизации

Развивать интерес к играм-

драматизациям, поддерживать

бодрое, радостное настроение,

поощрять доброжелательное

отношение друг к другу,

побуждать включаться в игры-

драматизации

Драматизация в

костюмах, в предметном

окружении, с

декорациями

Сказка «Репка»

Праздники, досуги,

развлечения

Привлекать к рассказыванию

сказок, вызывать интерес к

происходящему на сцене,

обогащать детей яркими

впечатлениями

Атрибуты для

концертной обстановки,

костюмы

Инсценировка сказки

«Репка», открытый

просмотр сказки

Декабрь-февраль

Игровое творчество

Поощрять стремление детей

придумывать диалоги

действующих лиц в сказках

Настольный театр

конусной игрушки

«Бабушка и внучка»,

«Лиса и кот», «В гостях

у Деда Мороза»

(сочиняют дети)

Песенное творчество Предложить детям сочинить

песенки на отдельные слоги в

жанре колыбельной или

плясовой

Крупная мягкая игрушка

«Колыбельная для

Мишки», «Пляска

куклы»

Танцевальное

творчество

Побуждать детей

импровизировать простейшие

танцевальные движения под

разнохарактерную музыку

Фонограммы и диски с

разнохарактерной

музыкой, атрибуты для

танцевальных

импровизаций (флажки,

султанчики)

Танцевальные

импровизации: «Танец

Петрушек» (муз. Д.

Кабалевского), «Танец

снежинок» (муз. П.И.

Чайковского)

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Дать представления и способы

звукоизвлечения на детских

музыкальных инструментах

Ложки, погремушки,

бубны, барабаны,

колокольчики

Предложить детям

подыграть на

музыкальных

инструментах музыку

под фонограмму

10

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования

навыков театрального

мастерства

Средства формирования

навыков театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Обучить детей приёмам

кукловождения настольного

театра конусной игрушки

Конусная игрушка

Стр. 25-52

Н.Ф. Сорокина

Основы кукольного

театра

Развивать эмоциональный

отклик на действие

персонажей спектакля,

вызывать сочувствие и

желание помочь, формировать

эмоциональную

выразительность речи

Театр конусной игрушки

Основы актёрского

мастерства

Формировать у детей

характерные жесты

отталкивания, притяжения,

раскрытия, закрытия

Работа у зеркала

Любые этюды на

выразительность жеста

«Тише», «Иди ко мне»,

«Уходи», «До свидания»

Основные принципы

драматизации

Вызывать желание

участвовать в играх-

драматизациях, подводить

детей к созданию образа

героя, используя при этом

жест и мимику

Костюмы, декорации,

предметная среда.

Напр. «Звери в гостях у

Снегурочки»

Праздники, досуги,

развлечения

Развивать активно участвовать

в празднике, развивать

воображение, фантазию детей.

Побуждать детей играть с

куклами настольного театра

Атрибуты для досуга,

праздника

«Праздник ёлки»,

«Белоснежка и семь

гномов» (эпизод-

постановка)

Март-май

Игровое творчество

Поддерживать желание детей

коллективно сочинять

небольшие сказки, рассказы,

придумывая диалоги

действующих лиц

Настольный театр

мелкой мягкой игрушки

«День рождения

слонёнка», «Тигрёнок

заболел, «Маша и

Жучка» (сочиняют

дети)

Песенное творчество Побуждать детей сочинять

песенки на заданный текст и

использовать их в кукольных

спектаклях и драматизациях

Настольный театр

конусной игрушки,

костюмы, декорации и

атрибуты

Песенка петушка из

сказки «Заюшкина

избушка»

Танцевальное

творчество

Прививать интерес и любовь к

музыке, развивать

музыкальные способности

ребёнка, воспитывать

эмоциональное отношение к

музыке через танцевальное

движение

Фонограммы, шапочки

зверей и птиц, мягкая

игрушка, куклы

Свободная пляска козы

и козлят из сказки

«Волк и семеро козлят»

Танцевальная

импровизация с

куклами

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Поощрять стремление детей

использовать детские

музыкальные инструменты со

звуком неопределённой

Фонограмма, звучащие

игрушки – инструменты

со звуком

неопределённой высоты

Оркестровое

сопровождение

свободных плясок в

спектакле и

11

высоты в драматизациях и

кукольных спектаклях

драматизациях «Волк и

семеро козлят»,

«Заюшкина избушка»

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования

навыков театрального

мастерства

Средства формирования

навыков театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Формировать у детей навыки

кукловождения мягкой

игрушки настольного театра

Мягкая игрушка

Стр. 52-73 Н.Ф.

Сорокина

Основы кукольного

театра

Развивать умение давать

поступки действующих лиц в

спектакле. Продолжать

формировать эмоциональную

выразительность речи детей

Театр мягкой игрушки

Основы актёрского

мастерства

Развивать способность детей

понимать эмоциональное

состояние другого человека и

уметь адекватно выразить

своё

Работа у зеркала

Этюды «Лисичка

подслушивает»,

«Вкусные конфеты»,

«Новая кукла»,

«Лисёнок боится»,

«Ваське стыдно»,

«Молчок»

Основные принципы

драматизации

Формировать устойчивый

интерес к играм-

драматизациям, поощрять

самостоятельность детей в

выборе выразительных

средств для создания образов

Костюмы, декорации,

атрибуты

«Волк и семеро козлят»

Праздники, досуги,

развлечения

Вызывать у детей желание

выступать перед родителями,

прививать любовь к

театральному искусству.

Поощрять стремление детей

участвовать в играх-

драматизациях

Костюмы, декорации и

атрибуты необходимые

для досугов и

развлечений

Показ сказки по

желанию детей

Средняя группа

Содержание работы:

Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и

танцевальных импровизациях.

Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки

предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки,

декорации, атрибуты к театральным спектаклям.

Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для

обозначения действий персонажей).

Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей,

предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и

настроение персонажей.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

12

Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

Формировать интонационную выразительность речи.

Развивать диалогическую речь детей.

Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.

Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок,

рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.

Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей.

Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого

себя.

Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный

текст самостоятельно.

Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и

без них.

Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне

Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.

Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные

импровизации.

Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.

Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомендуется больше времени

уделять индивидуальной работе во второй половине дня.

Театрализованные игры, упражнения в средней группе.

В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы

кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по

развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь

на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить

детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла). Продолжается работа по

развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Управление куклой на гапите

требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести

куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их

делают как можно более лёгкими (можно из картона).

В театрализованных играх детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой

цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на

выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие

эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное

состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку

посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в

себе.

Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол.

Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые

придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма

С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя при

этом куклы на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить

содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.

13

Средняя группа

Виды творческой

деятельности

Методы развития творческих

способностей

Средства развития

творческих

способностей

Репертуар

Сентябрь-ноябрь

Игровое творчество Продолжать сочинять с детьми сказки

с помощью воспитателя и без его

участия.

Поощрять стремление детей

самостоятельно создавать игровые

образы с помощью жеста и мимики.

Театр ложек

Шапочки зверей и

птиц

«Бабушка и лисичка»,

«Заяц и медведь»,

«Колобок и дедушка»

«Теремок» (мышка,

лягушка, зайчик, лиса,

медведь, волк)

Песенное

творчество

Предлагать детям сочинять песенные

характеристики персонажей

кукольного спектакля

Костюмы,

декорации,

атрибуты,

необходимые для

данного спектакля

Песенки персонажей

сказки «Теремок»

Танцевальное

творчество

Побуждать детей сочинять

танцевальные характеристики

персонажей спектакля в жанре

народной пляски

Костюмы

персонажей

спектакля,

фонограммы

«Пляска Лисы и

Медведя к сказке

«Теремок»

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Знакомить детей с игрушками -

инструментами издающими звук

определённой высоты, с помощью

которых можно воспроизводить

различные ритмы

Свирель, дудочка,

рожок

Сопровождение

танцевальных

импровизаций к сказке

«Теремок»

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования навыков

театрального мастерства

Средства

формирования

навыков

театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Познакомить детей с театральной

ширмой, с приёмами вождения

верховых кукол

Ширма или мини

сцена, оснащённая

ширмой, верховые

куклы

«Мама гуляет», «Две

мышки», «Дед и

репка».

Стр. 74-96 Сорокина

Основы кукольного

театра

Развивать у детей интерес к

кукольным спектаклям, поощрять

участие в этом виде деятельности

Театр ложек, ширма

Основы актёрского

мастерства

Активизировать детей, развивать их

память и внимание

Фонограмма,

атрибуты для

упражнений

«Будь внимателен»,

«Запомни своё место»,

«Запомни свою позу»

Основные

принципы

драматизации

Формировать положительное

отношение к играм -драматизациям.

Учить разыгрывать спектакли по

знакомым литературным сюжетам,

используя выразительные средства

(интонацию, движение, мимику, жест)

Драматизации в

костюмах и

декорациях

«Теремок»

Праздники, досуги,

Воспитывать желание доставлять

Фонограмма, куклы-

Кукольный спектакль

14

развлечения

удовольствие своим выступлением

родителям. Развивать интерес к

различным представлениям.

Побуждать интерес детей разыгрывать

знакомые сказки

марионетки,

декорации к

спектаклю

«В гостях у

Василисы»

Декабрь-февраль

Игровое творчество Развивать у дутей желание сочинять

небольшие рассказы, придумывая

диалоги действующих лиц. Подводить

детей к созданию углублённых

образов, знакомых персонажей с

помощью движений, мимики, жеста.

Верховые куклы

Шапочки зверей,

птиц

«В гостях у

Белоснежки», «Гном и

лиса», «Собака и

волк» (сочиняют

дети).

«Весёлый козлёнок»,

«Испуганный

козлёнок», «Котик

выздоровел»

Песенное

творчество

Предлагать детям сочинять песни в

жанре марша и вальса на заданный

текст

Костюмы и

атрибуты

Например,

Песенка лисички

(вальс), песня волка

(марш)

Танцевальное

творчество

Подводить детей к сочинению

танцевальных импровизаций героев

спектакля в жанре марша и вальса

Костюмы и

атрибуты

На усмотрение

воспитателя/ По

желанию детей

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Обучать детей приёмам игры на

игрушках -инструментах с

диатоническим звукорядом, уметь

сопровождать танцевальные

импровизации на одном звуке

Металлофон,

фонограмма

Пляска белочек,

«Марш гномов»

С. Прокофьев

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования навыков

театрального мастерства

Средства

формирования

навыков

театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Обучать детей приёмам вождения

верховых кукол на ширме

Верховые куклы,

ширма

«Встреча лисы и

зайца», «Беседа

мышки с лягушкой»,

«Пляска зверей»

Стр.96-118 Сорокина

Основы кукольного

театра

Продолжать воспитывать у детей

любовь к кукольному театру, вызывать

желание участвовать в кукольных

спектаклях

Верховые куклы,

фонограмма, ширма

Основы актёрского

мастерства

Развивать у детей способность

правильно понимать эмоционально-

выразительные движения рук,

пользоваться жестами

Фонограмма,

атрибуты, работа у

зеркала

«Это – я», «Это-моё»,

«Отдай», «Сосульки»,

«Шалтай-болтай»,

«Петрушка-прыгает»

Основные

принципы

драматизации

Поддерживать заинтересованное

отношение к играм - драматизациям,

стремление участвовать в этом виде

деятельности

Драматизация в

костюмах,

декорациях,

предметном

На усмотрение

воспитателя/ По

желанию детей

15

окружении

Праздники, досуги,

развлечения

Развивать устойчивый интерес к

выступлениям перед родителями,

развивать умение понимать

содержание сказок. Привлекать детей

самостоятельно играть верховыми

куклами

Атрибуты и

костюмы

необходимые для

данного досуга

На усмотрение

воспитателя/ По

желанию детей

Март-май

Игровое творчество Методы развития творческих

способностей

Средства развития

творческих

способностей

Репертуар

используется из книги

Сорокиной

Песенное

творчество

Побуждать детей коллективно

сочинять истории, активизируя

речевое общение детей.

Развивать умение сопоставлять

различные образы, используя

интонацию, мимику, жест

Верховые куклы

Шапочки зверей и

птиц, фонограмма

«Лесная школа»,

«Новоселье»,

«Звериная больница»

(сочиняют дети)

«Козлик и волк»,

«Лиса и заяц», «Кошка

и мышка»

Танцевальное

творчество

Подводить детей к сочинению песен.

Сочинение речитативов на заданную

тему

Верховые куклы

По желанию детей

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Обучать сочинять танцевальные

импровизации в жанре польки

Куклы, мягкие

игрушки,

фонограмма

«Полька с игрушками»

(чешская мелодия)

Основные навыки

театрального

мастерства

Побуждать детей импровизировать с

игрушками инструментами, издающих

звуки неопределённой высоты, а

также с диатоническим звукорядом

Ложки, погремушки,

бубны, барабаны,

колокольчики,

свирели, дудочки,

рожки

«Весёлые музыканты»

Л. Исаева

Основы

кукловождения.

Методы формирования навыков

театрального мастерства

Средства

формирования

навыков

театрального

мастерства

Содержание работы

Основы кукольного

театра

Продолжать обучать детей приёмам

вождения верховых кукол

Верховые куклы,

ширма

«Радостная встреча

Деда с Жучкой»,

«Неприятный

разговор», «Игра в

жмурки»

Стр.119-144 Сорокина

Основы актёрского

мастерства

Прививать устойчивый интерес к

кукольному театру, поощрять

активное участие детей в кукольном

спектакле

Верховые куклы,

ширма, атрибуты для

занятий

На усмотрение

воспитателя/ По

желанию детей

Основные

принципы

драматизации

Развивать способность адекватно

понимать эмоциональное состояние

другого человека и уметь адекватно

выразить своё настроение

Работа у зеркала

«Удивление»,

«Цветок», «Северный

полюс», «Сердитый

дедушка»,

16

«Провинился»

Праздники, досуги,

развлечения

Продолжать воспитывать

заинтересованное отношение к играм-

драматизациям, совершенствовать

импровизационные способности

детей

Костюмы,

декорации,

предметная среда

«Под грибом»

В. Сутеев

Вызывать желание участвовать в

утренниках, прививать интерес к

русскому фольклору. Поддерживать

интерес к происходящему на сцене.

Атрибуты,

необходимые для

проведения

праздника

Фольклорный

спектакль

Старший возраст

Содержание работы.

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа,

используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о

предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки

предмета.

Совершенствовать умение детей ориентироваться в группе, в помещении детского сада.

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам.

Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и

называть.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные,

прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Закреплять правильное произношение всех звуков.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи

воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы,

используя кукол-марионеток.

Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами-марионетками, куклами с «живой

рукой».

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории

собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой

рукой».

Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа

персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к

взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам

сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия

персонажей кукольных и драматических спектаклей.

Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша

для создания образа персонажа кукольного и драматических спектаклей. Подводить детей к

коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.

Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление

пластикой своего тела создать яркий, запоминающийся образ.

17

Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в

игровые импровизации.

Воспитывать желание играть с театральными куклами.

Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в

самостоятельной деятельности.

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя

умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Театрализованные игры и упражнения в старших возрастных группах.

В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого можно

внести театральную ширму, кукол из разных сказок и постепенно предлагать детям придумывать с

этими куклами небольшие истории. Сочинённые сценки можно использовать как материал для этюдов,

позволяющий закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы

играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше

внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой

куклы.

Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность

овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

В конце сентября дети знакомятся с куклами – марионетками, узнают, что марионетки приводятся в

движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточке подвешивается кукла).

Держа вагу горизонтально за середину и направляя её в право и влево, кукловод приводит её в

движение.

Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии.

Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных. Так

появляется спектакль «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.

С куклами – марионетками в русских костюмах, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные

движения напевая при этом любую русскую народную песню.

Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – с «живой рукой». Эти куклы

обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также

импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способна передавать

тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией,

недоступной другим куклам.

К концу года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных

систем (настольными, на гапите, марионетками, с «живой рукой). Все свои умения и навыки дети

используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие

сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с

детьми за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности,

продемонстрировать свои умения и навыки.

Старший возраст

Виды творческой

деятельности

Методы развития творческих

способностей

Средства

развития

творческих

способностей

Репертуар

Сентябрь-ноябрь

Игровое творчество Побуждать детей вживаться в образ,

постоянно совершенствуя его, находя

наиболее выразительные средства для

Шапочки зверей,

фонограмма

«Мишки-

шалунишки»,

«Магазин игрушек»,

18

воплощения

«Зайчата»

Песенное

творчество

Предлагать детям сочинять музыку в

жанре марша и танца (народная

пляска, марш, вальс, полька)

Мягкая игрушка

«По ровненькой

дорожке», «Как у

наших у ворот»,

«Лето» (вальс),

«Мишка с куклой»

Танцевальное

творчество

Поощрять стремление детей сочинять

танцевальные характеристики

персонажей кукольного театра

Театр марионеток,

фонограмма

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Обучать детей играть попевки,

построенные на интервале секунды

Металлофон

«Дождик-дождик»,

«Сорока-сорока»,

«Гармошка»

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования навыков

театрального мастерства

Средства

формирования

навыков

театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Познакомить детей с приёмами

кукловождения марионеток

Куклы-марионетки:

лошадка, петушок,

кот, мышки,

фонограмма

«К нам пришла

лошадка», «Мыши и

кот», «Кот и петушок»

Стр.145-171 Сорокина

Основы кукольного

театра

Вызывать интерес к театру

марионеток, желание участвовать в

спектакле

Куклы-марионетки,

русские народные

костюмы,

фонограмма

Основы актёрского

мастерства

Развивать память и фантазию детей

Работа у зеркала

Этюды на усмотрение

воспитателя

Основные

принципы

драматизации

Продолжать развивать умение детей

разыгрывать спектакль по знакомой

сказке

Драматизация в

костюмах,

декорации

«Колосок»

Праздники, досуги,

развлечения

Приобщать к фольклору. Учить

эмоционально реагировать на

выступление детей

Куклы-марионетки

Спектакль на

усмотрение

воспитателя

Декабрь-февраль

Игровое творчество Поощрять инициативу и активность

детей при создании образов

характерных персонажей,

противопоставляя характер одного

персонажа другому

Шапочки зверей,

костюмы,

фонограмма

«Зайчик и лиса»,

«Котик и козлик»,

«Красная Шапочка и

волк»

Песенное

творчество

Побуждать детей сочинять

коллективно песни в характере своего

героя

Шапочки зверей,

костюмы,

марионетки

«Тень-тень»,

«Барашек и Петя»,

«Зайка и Мишка»

Танцевальное

творчество

Развивать умение импровизировать

движения вальса и польки, используя

кукол-марионеток

Театр марионеток

«Кот Леопольд» (муз.

Резникова)

Импровизация на

Учить детей исполнять попевки в

Металлофон

«Петушок», «Кап-

19

детских

музыкальных

инструментах

пределах звукоряда

Кап-Кап», «Марш» Е

Тиличеева

Основные навыки

театрального

мастерства

Методы формирования навыков

театрального мастерства

Средства

формирования

навыков

театрального

мастерства

Содержание работы

Основы

кукловождения.

Побуждать детей создавать

танцевальные композиции и игровые

импровизации с куклами –

марионетками

Куклы-марионетки

в русских

костюмах,

фонограмма

, Стр.166-187

Сорокина

Основы кукольного

театра

Прививать устойчивый интерес к

театру марионеток, желание

импровизировать с куклами-

марионетками

Куклы-марионетки,

атрибуты к

спектаклю,

фонограмма

Основы актёрского

мастерства

Развивать выразительность жеста.

Работа у зеркала

«Вот он какой», «Игра

с камушками»,

«Спать хочется»,

«Золушка»

Основные

принципы

драматизации

Развивать инициативу и

самостоятельность детей в

разыгрывании спектакля по знакомой

сказке

Драматизация в

костюмах, с

декорациями, в

предметном

окружении

«Лисичка-сестричка и

серый волк»

Праздники, досуги,

развлечения

Воспитывать положительное

отношение к праздникам, учить детей

правильно оценивать поступки

Атрибуты,

костюмы,

необходимые для

конкретного

праздника

На усмотрение

музыкального

руководителя и

воспитателя.

По тематическому

плану

Март-май

Игровое творчество Побуждать детей коллективно

создавать образы персонажей,

постоянно ощущая своего партнёра,

стремясь подыграть ему.

Фонограмма,

костюмы,

необходимые

атрибуты

«Карабас-Барабас и

Буратино»,

«Мальвина и Пьеро»

Песенное

творчество

Воспитывать устойчивый интерес к

песенному творчеству.

Настольный театр

«Девочка чумазая» А.

Барто

Танцевальное

творчество

Побуждать детей к поиску

выразительных движений, для

передачи характера персонажей

Костюмы

персонажей

спектакля, атрибуты

для импровизаций

Танцевальные

импровизации к

сказке «Буратино»

Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах

Поощрять подбирать знакомые

попевки от разных звуков и включать

их в игровые импровизации

Металлофон, куклы

с живой рукой.

Русские народные

мелодии.

Основные навыки

театрального

Методы формирования навыков

театрального мастерства

Средства

формирования

Содержание работы

20

мастерства

навыков

театрального

мастерства

Основы

кукловождения.

Познакомить детей с приёмами

вождения кукол «живой рукой»

Куклы с «живой

рукой»

Стр. 188-204

Н.Ф. Сорокина

Основы кукольного

театра

Развивать интерес к театру кукол с

«живой рукой»

Куклы с «живой

рукой», фонограмма

Основы актёрского

мастерства

Обучать выражению различных

эмоций и воспроизведению отдельных

черт характера

Работа у зеркала

«Потерялся»,

«Котята», «Маленький

щенок», «Скульптор»,

«Робкий», «Повар-

лгун»

Основные

принципы

драматизации

Использовать в театрализованной

деятельности импровизационные

возможности детей

Костюмы,

декорации,

верховые куклы

Сказка на усмотрение

воспитателя

Праздники, досуги,

развлечения

Воспитывать любовь и интерес к

музыке, развивать желание

импровизировать

Костюмы и

декорации

необходимые для

проведения

праздников

Поездка в театр.

Праздники на

усмотрение

воспитателя и

музыкального

руководителя

III этап – заключительный

Педагогический мониторинг выполнения задач проекта «Год театра»

(Проводиться с детьми подготовительной к школе группы см. Приложение №3)

Итоги педагогического проекта.

представление опыта работы по театрализованной деятельности дошкольников через

презентацию проекта;

итоговое тестирование воспитанников;

анализ предметно-развивающей среды;

публикация отчетов о работе на сайте МДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность

педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет;

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера. – 2006;

21

Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического

воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010.;

Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-

Книга, 2007;

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001;

Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного

возраста: Нескучалия. - М.: ВЛАДОС, 2001;

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.:

Школьная пресса, 2000;

Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, Изд-во «Аркти» 2007;

Интернет-источники.

Приложение №1

Анкетирование для родителей.

1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?

2. Играете ли вы с ребенком в театр?

3. Какие виды театра вы знаете?

22

4. Какие виды театра есть у вас дома?

5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?

6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?

7. Как часто вы посещаете театр?

8. Как часто вы посещаете театр с детьми?

9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?

10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность является приоритетным

направлением в развитии детей?

11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?

12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?

13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своими успехах или неудачах в данном виде

деятельности?

14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?

15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:

1). Положительную. 2). Отрицательную. 3). Ничего не происходит.

16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?

Устный опрос показал, что … родителей положительно относятся к развитию их детей в данном

направлении и готовы к сотрудничеству. ….. родителей отрицательно относятся к развитию их детей в

данном направлении, не готовы к сотрудничеству.

Приложение №2

Примерный перспективный план работы с родителями в проекте

№ п/п

содержание

23

сентябрь

1

Анкетирование «Играете ли Вы с ребенком в театр?»

2

Наглядная информация «Организация театральной деятельности в средней группе»

3

Совместная деятельность. Изготовление атрибутов и декораций.

октябрь

1

Наглядная информация «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к

театральной деятельности».

2

Индивидуальные беседы «Развитие творческих способностей дошкольников в

театрализованной деятельности»

ноябрь

1

Наглядная информация. Папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.

2

Индивидуальные беседы «Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного

возраста».

декабрь

1

Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»

2

Консультация «Домашний кукольный театр, как средство научить ребёнка общению».

3

Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций.

январь

1

Фотовыставка «Дружеские встречи»

2

Консультация «Учим детей через танцевальные движения передавать образ какого-либо

героя, его характер, настроение».

февраль

Консультация «Создание семейного театра».

март

1

Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций к неделе театра.

2

Фотовыставка «Театральные новости »

апрель

1

День открытых дверей.

2

Выставка рисунков «Путешествие к Лунтику в гости».

3.

Родительский клуб «Мы и наши дети»

май

1.

Анкетирование «Играете ли Вы с ребенком в театр?»

2.

Фотовыставка «Театральная мозаика»

24

Приложение №3.

Педагогический мониторинг выполнения задач проекта «Год театра»

(Проводиться с детьми подготовительной к школе группы)

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности:

поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных

постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к

театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);

педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и

театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных

жанров;

в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный,

кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности в

педагогическом процессе:

используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и

взрослых:

проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

организуются выступления перед малышами.

Оценка знаний, умений и навыков детей:

0 - отлично

Х - хорошо

У - удовлетворительно

Н – неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-

драматизации

Этюды с

куклами

Кукольные

спектакли

Общая

оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Ивано

в П

о

о

у

х

х

х

о

о

о

х

х

х

х

х

25

Оценка результатов театрально-игровой деятельности

оценивается по следующим направлениям:

этюдный тренаж (мастерство актёра): дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки);

жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»);

мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера);

движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации: желание участвовать в играх-драматизациях; умение общаться с

партнёром; способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами: желание играть с куклой; умение управлять ею; способность

импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли: желание участвовать в спектаклях; умение общаться с партнёром

используя куклы театра; способность создавать образ с помощью кукол театр.

26

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Итоговая

диагностика

развития

ребёнка

в

процессе

театрализованной

деятельности

основана на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.

Сорокиной.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на

результат,

в

виде

внешней

демонстрации

театрализованного

действия,

а

на

организацию

коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Так

как

программа

является

развивающей,

то

достигнутые

успехи

демонстрируются

воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы,

вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Оценка уровня проводится по 4-х бальной системе:

3 – высокий уровень развития;

2 – средний уровень развития;

1 – низкий уровень развития.

Оценка эффективности работы (диагностика):

Эффективность

проводимой

работы

с

детьми

в

рамках

деятельности

театрального

кружка

определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает педагогическую

оценку развития навыков театрализованной деятельности.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

знание основ театральной культуры;

речевая культура;

навыки кукловождения;

эмоционально-образное развитие;

основы коллективной творческой деятельности.

.

Ключевой метод отслеживание - наблюдение позволяет выявить как положительные результаты,

так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы

всей группы и проведение индивидуальных занятий.

27

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА средней группы

Мониторинг уровня развития театрализованной деятельности

Ф.И.

ребенка

Ролевой

диалог

Импровиза-

ция

Драматиза-

ция

Эмоциональ-

ность образа

Вырази-

тель-

ность

речи

Уровни

Ролевой диалог

Передает полно

Ролевой диалог

Передает частично

Выразительность

движений

Интонация

Передает поведение

героев

Передает поведение героев

частично

Распознает эмоциональное

состояние героев

Передает эмоциональное

состояние героев

Вербальные средства

Невербальные средства

Высокий

Средний

Низкий

1.

2.

Критерии оценки и показатели уровня развития театрализованной деятельности

Низкий уровень (от 10 до 15 баллов).

Ролевой диалог передает только с помощью педагога. Не может передать поведение героев

произведения. При передаче движений не использует жесты, мимику, нуждается в поддержке и

стимуляции деятельности со стороны взрослого. Допускает грамматические ошибки и ошибки в

произношении.

Речь

недостаточно

выразительна.

Эмоциональный

отклик

на

прослушанное

произведение выражен слабо. Ребенок пассивен в драматизации.

Средний уровень (от 16 до 20).

Ребенок способен устанавливать связи, логику событий, причины и следствия конфликтов,

мотивы поведения героев в текстах с динамичным содержанием. Обращает внимание на действия

и поступки героев, но не может передать поведение героев произведения. Охотно принимает

участие в играх, драматизациях, но не проявляет творческой инициативы. Ролевой диалог передает

с помощью взрослого.

Высокий уровень развития (от 21 до 30)

Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в

его эмоциональный подтекст. Правильно осознает мотивы поступков героев, их переживания и

может

их

передать,

используя

разнообразные

средства

выразительности.

Активно

принимает

участие в играх, в драматизации, проявляет творческую инициативу. Охотно и полно ведет ролевой

диалог с героями произведения.

28



В раздел образования