Напоминание

Конспект индивидуально–подгруппового занятия на этапе автоматизации звука Р


Автор: Горячева Лариса Федоровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 435 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект индивидуально–подгруппового занятия на этапе автоматизации звука Р
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект индивидуально-подгруппового занятия

на этапе автоматизации звука Р (дети с ОНР)

Горячева Л.Ф

Учитель-логопед

Высшая квалификационная категория

«Воспоминание о новогоднем празднике»

Цели: 1. Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях;

2.

Развитие

общей

и

артикуляционной

моторики,

выполнение

артикуляционной гимнастики;

3. Развитие фонематического слуха и восприятия: повторение слоговых

дорожек и определение места положения в слове;

4.

Развитие

словоизменения,

подбор

однородных

слов

к

существительному мороз;

5. Развитие связной речи: составление рассказа по картине «Скованные

одной цепью»;

6. Формирование у ребенка самоконтроля за речью через оральный,

тактильно-вибрационный контроль;

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука Р; слоговая

таблица;

звуковые

схемы;

схемы

предложений;

игрушки:

Дед

Мороз,

Снегурочка, вертолет, сундучок с новогодними шарами; картина «Скованные

одной целью» к рассказу: «Как в детском саду дети встречали Новый год»

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Сегодня мы поговорим о самом удивительном, веселом празднике, который

был недавно.

- Какой это был праздник? (Новый год)

- Отгадайте, кто к нам сегодня придет на занятие. Послушайте загадку:

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Дед Мороз)

- А как зовут внучку у Деда Мороза? (Снегурочка)

- Вот они, наши гости.

- Но, посмотрите, на чем же они прилетели? (на вертолете)

- А у вертолета мотор, как разговаривает? (Р-Р-Р)

- Как у нас появляется такой красивый звук, какие упражнения нам в этом

помогают?

2. Артикуляционная гимнастика

Выполняются артикуляционные упражнения

«Блинчик»

«Ступеньки»

«Барабанщик»

«Лошадка»

«Грибок»

«Грибок с выдуванием» (под напором выдыхаемого воздуха)

3. Анализ акустико-артикуляционного звука Р

- Губы

- Зубы разомкнуты

- Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным

зубам.

4. Характеристика звука (таблица)

Звук Р – согласный, есть преграда, не поется, не тянется, может быть

твердым-мягким, звонкий, непарный

5. Развитие фонематического слуха

- Дед Мороз хочет поиграть. Он задания принёс и под елочку положил.

- Посмотри, какой сундучок волшебный, он с заданиями.

- Давай заглянем, что там? (новогодние шары)

- Эти шары помогут тебе слышать звук Р и красиво говорить. Каждый

шар с выполненным заданием мы будем вешать на ёлку.

Задания:

Дидактическое упражнение «Повтори за мной»

РА-РО-РУ

АР-ОР-УР

Дидактическое упражнение «Где стоит звук»

- если в начале слова – хлопни 1 раз, в середине – 2 раза; в конце слова – хлопни

3 раза (крот, рак, мотор, рама, Рома, забор, жираф, комар)

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши тогда, когда

услышишь слово, которое отличается от других»

Ватрушка-ватрушка-петрушка

Колобок-колобок-коробок

Хлопушки-хлопушки-игрушки

6.

Звуковой

анализ

слогов

и

синтез

слогов.

Графическая

запись

(слоговая таблица)

- Давай прочитаем слоги и выставим к слогам звуковые схемы

- Какие из слогов, звучат мягко? А какие твердо? (гласные звуки А, О, У,

Ы придают согласному звуку Р твердость, а звук И придает согласному звуку

Р – мягкость)

Ребенок выставляет звуковые схемы к слогам

7. Физминутка

- Послушай, что Дед Мороз говорит

Разыграйтесь метели

Все, что есть в моем лесу

Всё засыплю, занесу.

Мы ему ответим:

Не боимся мы пороши.

Любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели.

Бьём по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок

Прямо в цель летит снежок.

8. Закрепление звука Р в слове, звукобуквенный анализ, графическая

запись

-

Скажи,

что

вешают

на

новогоднюю

ёлочку?

(гирлянды,

хлопушки,

игрушки, шары)

- Давайте посмотрим в сундучок и вытащим следующее задание «Разбери

слово «шары»

(В слове шары 2 слога, потому что 2 гласных звука А, Ы; ударение

падает на 2-ой слог; звук Ш – согл., не поется, есть преграда, твердый, глухой,

парный; звук А – гласный, поется, тянется, придает согласным твёрдость;

звук Р – согл., не поется, есть преграда, звонкий, твердый, непарный; звук Ы –

гласный, поется, в ротике нет преграды, придает согласным твердость)

9. Закрепление звука Р в предложении, графическая запись

- Тебе интересно будет узнать, какое задание в следующем щаре? Ответь

на вопросы:

Что бывает зимой на ваших окнах? (На окнах бывают снежные

узоры.)

Что

стало

с

водой

в

озёрах?

(Вода

в

озёрах

замёрзла.)

Схема

предложения.

По какой дороге мы едем зимой? (Мы едем по зимней дороге.)

А

сейчас

я

загадаю

одно

слово,

а

ты

отгадай

его

и

составь

предложение с этим словом. (сне-гу-роч-ка)

Выстави схему этого предложения.

10. Лексико-грамматические упражнения

Спряжение глаголов в предложении: Гулять в парке морозным утром.

Подбери предметы к признакам: МОРОЗНЫЙ …

МОРОЗНАЯ …

МОРОЗНЫЕ …

МОРОЗНОЕ …

11. Закрепление звука Р в тексте (картина)

- Загляни в сундучок, возьми следующий шар. Задание «Составь рассказ

по картине»

- Картина необычная, есть указатель – стрелочка. Про этому указателю и

составим рассказ.

- Рассмотри картину внимательно.

- Как ты думаешь, какое название можно дать этой картине?

Составление рассказа

12. Итог

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Наши гости с тобой прощаются и дают тебе волшебную конфету. Говори

красиво!



В раздел образования