Автор: Шевлякова Елена Иосифовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 279
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Характеристика модели построения коррекционно–развивающей предметно–пространственной среды кабинета учителя–логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Характеристика модели построения коррекционно-развивающей
предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда
в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте,
во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно,
красиво - это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая
честь!
Грамотная,
четкая,
правильная
речь
-
это
не
дар,
она
приобретается
благодаря
совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растет
и
развивается.
Специалисты
по
дефектологии
считают,
что
одной
из
главных
причин
устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку
в период дошкольного детства. Самую большую группу - до 60 % от всех детей дошкольного
возраста
-
сегодня
составляют
дети
с
отклонениями
в
речевом
развитии.
Для
развития
правильной речи детей дошкольного возраста, у которых наблюдаются различные расстройства
речи, необходимо создать условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное
воспитание
и
социально-эмоциональное
взаимодействие
детей
со
взрослыми,
где
ребёнок
эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему,
реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в
процессе общения его с материальным миром.
Актуальность темы создание предметно–развивающей среды в деятельности учителя–
логопеда
ДОУ
обусловлена
преодолением
сложностей
в
работе,
поиском
путей
решения
встающих перед учителем–логопедом задач:
• Проводить коррекционную работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
•
Организовывать
предметно-развивающую
среду
с
корригирующим
и
оздоравливающим
компонентом.
• Обеспечивать научно-методическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
• Оформлять логопедическую документацию.
• Организовывать информативные блоки для родителей и педагогов.
Цель
работы:
создание
и
организация
предметно–развивающей
среды
кабинета
учителя–логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Речевая развивающая среда в деятельности учителя – логопеда раскрывается как фактор,
сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому,
создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной
группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ повышает
эффективность работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по профилактике и
коррекции речевых нарушений.
Предполагается, что правильная организация предметно-развивающей среды кабинета
учителя-логопеда создает условия для:
• эффективного развития грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;
• благополучного и комфортного пребывания детей в кабинете учителя-логопеда;
• создания коммуникативной «близости» в работе учителя-логопеда с детьми;
• оптимальной организации профессиональной деятельности учителя-логопеда;
• возможности проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.
Данные
задачи
и
условия
можно
реализовать
в
соответствии
со
следующими
принципами:
1.
Принцип
дистанции,
позиции
при
взаимодействии.
Это
организация
пространства
для
общения
взрослого
с
ребенком
«глаза
в
глаза»,
которая
способствует
установлению
необходимого контакта с детьми.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Это возможность активно участвовать
в создании своего предметного окружения.
3. Принцип комплектования и гибкого зонирования. В кабинете учителя-логопеда дети могут
заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
4. Принцип эмоциогенности и индивидуальной комфортности детей и взрослых. Детям также,
как и взрослым необходимо находится комфортной обстановке и испытывать эмоционально-
положительные чувства.
5. Принцип учета половых и возрастных различий детей. При создании среды необходимо
учитывать не только возрастные особенности, но и интересы, наклонности девочек и мальчиков.
6. Принцип эстетической организации предметно-развивающей среды. Этот принцип включает
в себя сочетание привычных и неординарных элементов.
Практическая значимость заключается в том, что в результате создания предметно-
развивающей среды кабинета учителя-логопеда будет обеспечено следующее:
• специализированная диагностическая, консультативная, коррекционно-восстановительная и
психологическая помощь детям, имеющим речевые дефекты;
• благоприятные условия для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических
занятий;
•
привлечение
родителей
к
участию
в
выполнении
в
доступных
формах
логопедических
заданий;
• предупреждение возможных трудностей у детей в процессе школьного обучения;
• улучшение показателей речевого развития детей.
Такое
разнообразие
коррекционно-развивающей
среды
позволяет
проводить
индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать
различные коррекционные задачи. А “сказочные” методические пособия дают возможность,
действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.