Напоминание

«Характеристика модели построения коррекционно–развивающей предметно–пространственной среды кабинета учителя–логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДО»


Автор: Шевлякова Елена Иосифовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 279
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Характеристика модели построения коррекционно–развивающей предметно–пространственной среды кабинета учителя–логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Характеристика модели построения коррекционно-развивающей

предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда

в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте,

во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно,

красиво - это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая

честь!

Грамотная,

четкая,

правильная

речь

-

это

не

дар,

она

приобретается

благодаря

совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растет

и

развивается.

Специалисты

по

дефектологии

считают,

что

одной

из

главных

причин

устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку

в период дошкольного детства. Самую большую группу - до 60 % от всех детей дошкольного

возраста

-

сегодня

составляют

дети

с

отклонениями

в

речевом

развитии.

Для

развития

правильной речи детей дошкольного возраста, у которых наблюдаются различные расстройства

речи, необходимо создать условия для проведения коррекционной работы с детьми.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное

воспитание

и

социально-эмоциональное

взаимодействие

детей

со

взрослыми,

где

ребёнок

эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему,

реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в

процессе общения его с материальным миром.

Актуальность темы создание предметно–развивающей среды в деятельности учителя–

логопеда

ДОУ

обусловлена

преодолением

сложностей

в

работе,

поиском

путей

решения

встающих перед учителем–логопедом задач:

• Проводить коррекционную работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

Организовывать

предметно-развивающую

среду

с

корригирующим

и

оздоравливающим

компонентом.

• Обеспечивать научно-методическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса.

• Оформлять логопедическую документацию.

• Организовывать информативные блоки для родителей и педагогов.

Цель

работы:

создание

и

организация

предметно–развивающей

среды

кабинета

учителя–логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Речевая развивающая среда в деятельности учителя – логопеда раскрывается как фактор,

сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому,

создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной

группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ повышает

эффективность работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по профилактике и

коррекции речевых нарушений.

Предполагается, что правильная организация предметно-развивающей среды кабинета

учителя-логопеда создает условия для:

• эффективного развития грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;

• благополучного и комфортного пребывания детей в кабинете учителя-логопеда;

• создания коммуникативной «близости» в работе учителя-логопеда с детьми;

• оптимальной организации профессиональной деятельности учителя-логопеда;

• возможности проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

Данные

задачи

и

условия

можно

реализовать

в

соответствии

со

следующими

принципами:

1.

Принцип

дистанции,

позиции

при

взаимодействии.

Это

организация

пространства

для

общения

взрослого

с

ребенком

«глаза

в

глаза»,

которая

способствует

установлению

необходимого контакта с детьми.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Это возможность активно участвовать

в создании своего предметного окружения.

3. Принцип комплектования и гибкого зонирования. В кабинете учителя-логопеда дети могут

заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

4. Принцип эмоциогенности и индивидуальной комфортности детей и взрослых. Детям также,

как и взрослым необходимо находится комфортной обстановке и испытывать эмоционально-

положительные чувства.

5. Принцип учета половых и возрастных различий детей. При создании среды необходимо

учитывать не только возрастные особенности, но и интересы, наклонности девочек и мальчиков.

6. Принцип эстетической организации предметно-развивающей среды. Этот принцип включает

в себя сочетание привычных и неординарных элементов.

Практическая значимость заключается в том, что в результате создания предметно-

развивающей среды кабинета учителя-логопеда будет обеспечено следующее:

• специализированная диагностическая, консультативная, коррекционно-восстановительная и

психологическая помощь детям, имеющим речевые дефекты;

• благоприятные условия для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических

занятий;

привлечение

родителей

к

участию

в

выполнении

в

доступных

формах

логопедических

заданий;

• предупреждение возможных трудностей у детей в процессе школьного обучения;

• улучшение показателей речевого развития детей.

Такое

разнообразие

коррекционно-развивающей

среды

позволяет

проводить

индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать

различные коррекционные задачи. А “сказочные” методические пособия дают возможность,

действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.



В раздел образования