Автор: Лютова Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №84 комбинированного вида
Населённый пункт: Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно–патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Лютова Н.А.старший воспитатель
МБДОУ детский сад №84 комбинированного вида
г.Одинцово
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей не
всегда хватает времени и желания для воспитания у своего ребёнка чувства любви к родному
краю, родной стране. В этих условиях, формирование полноценного, эмоционально яркого
образа Родины, становится задачей воспитателей и педагогов. Необходимо, чтобы дети
научились быть внимательными, заботливыми, благодарными, учились быть бескорыстными,
могли бы не только брать, но и отдавать.
Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых
заключается
в
системном
воспитании
у
маленького
гражданина
национального
самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству
и
безопасности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта,
физической
культуры
и
эстетических
качеств.
Образовательные
области
ФГОС
ДО
обеспечивают
личностное
и
познавательное
развитие
дошкольника.
Патриотическое
воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогами.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях
современности.
Это
связано
с
установлением
приоритетности
материальных
ценностей
перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках
уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое население.
Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности
поколений:
определяя
приоритеты
воспитания
будущих
граждан
с
детского
возраста,
общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
по
ФГОС
ДО
осуществляется
в
тесном
взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.
Познание мира начинается с восхищения: будь то увиденная радуга, на прогулке с
мамой, или сверкающий в утренних лучах снег, который он увидел по дороге в детский сад,
или волнующие душу до слёз, звуки торжественного марша во время парада в День Победы.
Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе
прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с
этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так
незаметно
на
благодатной
почве
дают
первые
всходы
патриотических
чувств.
Важным
моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими
и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо
знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и
народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Маленький человек должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со
своими
собственными
государственными
символами
и
праздниками,
национальными
традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её
территории, кто любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это
значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку
осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как
базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам
Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.
Патриотическое
воспитание
для
дошкольных
образовательных
учреждений
предусматривает
знакомство
воспитанников
с
природными
просторами
Отечества,
многообразием
народов
и
традиций,
славным
историческим
прошлым
и
героическими
личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без
излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы
или городу. Формирование таких чувств - станет первым, самым важным шагом на пути
воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми
банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма
начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую
деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства
любви к Отечеству, уважения к его символике.
ФГОС ДО базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и
конкретно
предусматривает
соблюдение
принципа
согласованности
патриотического
воспитания со всеми образовательными сферами.
«Социально-коммуникативное развитие» эта область поможет достичь формирования
чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к
природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические
навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение
знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической
культуре,
становление
гуманного
отношения
ко
всем
народам
России
в
духе
интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой
области
программы
патриотическое
сознание
будущего
гражданина
будет
подкреплено
глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное
поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
«Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной
литературы
о
легендарных
героях
и
исконных
традициях,
богатстве
родной
природы,
познакомит
с
уникальными
фактами
из
жизни
страны,
раздвинув
ограниченные
рамки
рекомендованных министерством учебных пособий.
«Художественно-эстетическое
развитие»
поможет
выразить
свои
впечатления,
расскажет о великих художниках и их картинах воспевающих красоту Родины и подвиг
россиян, о известных композиторах и их гениальных произведениях.
Сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни,
сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека,
следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без
здорового человеческого потенциала.
Для реализации требований ФГОС ДО работа с детьми должна быть:
- целенаправленной (любая работа, с детьми должна содержать воспитательный компонент,
касающийся патриотизма в отношении своей страны);
- систематической (работа проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и
игр,
а
накануне
государственных
праздников
следует
готовить
отдельные
мероприятия,
проекты, например, утренник ко Дню Победы, посвящённый песням военных лет);
- всеобщей (решение воспитательных задач происходит на всех уровнях взаимодействия
ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).
Внедрения в практику патриотического воспитания малышей включает три этапа,
каждый из которых решает определённые задачи.
Первый этап – знакомство с понятиями и предметами близкого окружения. Целью
служит воспитание уважения к труду, в том числе знакомство с народным творчеством,
местными художественными промыслами; знакомство с людьми, прославившими страну;
воспитание дружественного отношения к другим народам.
Следующий этап – знакомство с жизнью общества страны. Этот этап нацелен на
воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через
знакомство с памятными датами и национальными праздниками; бережное отношение к
труду сограждан; расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также
государственной
символики;
изучение
достопримечательностей
города,
памятников
архитектуры, истории названий улиц.
Третий этап - это знакомство с местной природой. Цель этого этапа – воспитание
любви
к
окружающей
природе;
изучение
подходов
к
сохранению
окружающего
растительного и животного мира; воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны
природы родного края.
Эти этапы и цели одинаковы на всех ступенях дошкольного образования, то есть в
младшей, средней и старшей группах. Отличия только в объёме содержания, а также в
выборе тех или иных форм, определяемых методическим советом, который опирается на
систему работы детского сада. Это могут быть и тематические занятия, и беседы о родном
крае, природе, знаменитых людях. А также чтение книг, подборка стихотворений и песен,
просмотр научно-популярных фильмов и передач. Такой формой могут быть различные
игры, посещение выставок и библиотеки, составление альбомов, разнообразные проекты и
т.д.
Родители
должны
стать
непременными
участниками
работы
по
патриотическому
воспитанию - например, в совместной подготовке тематических утренников или проектов,
выставок, поделок.
Патриотическое воспитание предусматривает работу с сотрудниками
местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для
проведения экскурсии).