Напоминание

Нравственно–патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО


Автор: Лютова Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №84 комбинированного вида
Населённый пункт: Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно–патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лютова Н.А.старший воспитатель

МБДОУ детский сад №84 комбинированного вида

г.Одинцово

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей не

всегда хватает времени и желания для воспитания у своего ребёнка чувства любви к родному

краю, родной стране. В этих условиях, формирование полноценного, эмоционально яркого

образа Родины, становится задачей воспитателей и педагогов. Необходимо, чтобы дети

научились быть внимательными, заботливыми, благодарными, учились быть бескорыстными,

могли бы не только брать, но и отдавать.

Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых

заключается

в

системном

воспитании

у

маленького

гражданина

национального

самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству

и

безопасности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта,

физической

культуры

и

эстетических

качеств.

Образовательные

области

ФГОС

ДО

обеспечивают

личностное

и

познавательное

развитие

дошкольника.

Патриотическое

воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогами.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях

современности.

Это

связано

с

установлением

приоритетности

материальных

ценностей

перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках

уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое население.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности

поколений:

определяя

приоритеты

воспитания

будущих

граждан

с

детского

возраста,

общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

по

ФГОС

ДО

осуществляется

в

тесном

взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Познание мира начинается с восхищения: будь то увиденная радуга, на прогулке с

мамой, или сверкающий в утренних лучах снег, который он увидел по дороге в детский сад,

или волнующие душу до слёз, звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе

прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с

этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так

незаметно

на

благодатной

почве

дают

первые

всходы

патриотических

чувств.

Важным

моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими

и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо

знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и

народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Маленький человек должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со

своими

собственными

государственными

символами

и

праздниками,

национальными

традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её

территории, кто любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это

значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку

осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как

базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам

Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

Патриотическое

воспитание

для

дошкольных

образовательных

учреждений

предусматривает

знакомство

воспитанников

с

природными

просторами

Отечества,

многообразием

народов

и

традиций,

славным

историческим

прошлым

и

героическими

личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без

излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы

или городу. Формирование таких чувств - станет первым, самым важным шагом на пути

воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми

банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма

начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую

деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства

любви к Отечеству, уважения к его символике.

ФГОС ДО базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и

конкретно

предусматривает

соблюдение

принципа

согласованности

патриотического

воспитания со всеми образовательными сферами.

«Социально-коммуникативное развитие» эта область поможет достичь формирования

чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к

природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические

навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.

Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение

знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической

культуре,

становление

гуманного

отношения

ко

всем

народам

России

в

духе

интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой

области

программы

патриотическое

сознание

будущего

гражданина

будет

подкреплено

глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное

поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.

«Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной

литературы

о

легендарных

героях

и

исконных

традициях,

богатстве

родной

природы,

познакомит

с

уникальными

фактами

из

жизни

страны,

раздвинув

ограниченные

рамки

рекомендованных министерством учебных пособий.

«Художественно-эстетическое

развитие»

поможет

выразить

свои

впечатления,

расскажет о великих художниках и их картинах воспевающих красоту Родины и подвиг

россиян, о известных композиторах и их гениальных произведениях.

Сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни,

сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека,

следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без

здорового человеческого потенциала.

Для реализации требований ФГОС ДО работа с детьми должна быть:

- целенаправленной (любая работа, с детьми должна содержать воспитательный компонент,

касающийся патриотизма в отношении своей страны);

- систематической (работа проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и

игр,

а

накануне

государственных

праздников

следует

готовить

отдельные

мероприятия,

проекты, например, утренник ко Дню Победы, посвящённый песням военных лет);

- всеобщей (решение воспитательных задач происходит на всех уровнях взаимодействия

ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).

Внедрения в практику патриотического воспитания малышей включает три этапа,

каждый из которых решает определённые задачи.

Первый этап – знакомство с понятиями и предметами близкого окружения. Целью

служит воспитание уважения к труду, в том числе знакомство с народным творчеством,

местными художественными промыслами; знакомство с людьми, прославившими страну;

воспитание дружественного отношения к другим народам.

Следующий этап – знакомство с жизнью общества страны. Этот этап нацелен на

воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через

знакомство с памятными датами и национальными праздниками; бережное отношение к

труду сограждан; расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также

государственной

символики;

изучение

достопримечательностей

города,

памятников

архитектуры, истории названий улиц.

Третий этап - это знакомство с местной природой. Цель этого этапа – воспитание

любви

к

окружающей

природе;

изучение

подходов

к

сохранению

окружающего

растительного и животного мира; воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны

природы родного края.

Эти этапы и цели одинаковы на всех ступенях дошкольного образования, то есть в

младшей, средней и старшей группах. Отличия только в объёме содержания, а также в

выборе тех или иных форм, определяемых методическим советом, который опирается на

систему работы детского сада. Это могут быть и тематические занятия, и беседы о родном

крае, природе, знаменитых людях. А также чтение книг, подборка стихотворений и песен,

просмотр научно-популярных фильмов и передач. Такой формой могут быть различные

игры, посещение выставок и библиотеки, составление альбомов, разнообразные проекты и

т.д.

Родители

должны

стать

непременными

участниками

работы

по

патриотическому

воспитанию - например, в совместной подготовке тематических утренников или проектов,

выставок, поделок.

Патриотическое воспитание предусматривает работу с сотрудниками

местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для

проведения экскурсии).



В раздел образования