Напоминание

Формы работы с одаренными детьми в начальной школе


Автор: Гиниятуллин Минназим Сафиуллович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУ "Хорновар– Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С" "Чепкас–Ильметьевская НОШ"
Населённый пункт: село Чепкас–Ильметьево
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с одаренными детьми в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Хорновар - Шигалинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Юхвитова Петра Сергеевича»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

«Чепкас-Ильметьевская начальная общеобразовательная школа».

Формы работы с одаренными детьми в начальной школе

учитель начальных классов

Гиниятуллин М.С

2019 год.

«Одаренный ребенок – это ребенок,

который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности.»

Ребенок не рождается бесталантным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-

своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и

способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно

угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов)

с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к

четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Поэтому, учителя

начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду,

способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а

значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие

одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать

развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести

ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от

маленьких открытий.

Часто про одаренных и талантливых людей говорят, что в них есть «Искра Божья». Но

чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта,

нужно приложить немалые усилия.

во-первых, увидеть способности каждого учащегося, благодаря которым у него

появляется потребность в их реализации,

во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Наша задача уже на первом этапе обучения выявить учеников с определенными

способностями: нестандартность мышления, отличная долговременная память,

неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач, быстрое

осмысление и переосмысление информации, запоминание, удерживание в памяти и

вспоминание полученной информации, концентрация внимания и легкость усвоения

материала. Каждый талантлив по своему. Поэтому методы и формы работы учителя

должны способствовать решению обозначенной задачи- выявлению и развитию

одаренности обучающихся.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой

активности, позволяющее погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывающее

жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию,

развитию внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом

активным созидателем своей жизни, умеющим ставить цель, искать способы её

достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него,

максимально использовать свои способности.

В своей педагогической деятельности надо использовать такие формы работы:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), дифференцированные разноуровневые

задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме, дискуссия, игры.

Важным звеном развития одаренности младших школьников являются: предметные

олимпиады, интеллектуальный марафон, конкурсы и викторины, различные тематические

проекты, ролевые игры, индивидуальные творческие задания.

При планировании уроков предусматриваются развитие продуктивного мышления и

навыков его практического применения.

Хочу представить вашему вниманию несколько приемов работы с одаренными детьми.

«И все-таки у них много общего». Задание: Берем два существительных, которые

принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться

словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два

понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь

«нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится

придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между

собой. Это упражнение тренирует мозг на осознание непривычных комбинаций .

Например:

На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание:,

1.«Что общего между глазом и водопроводным краном»? (передавай задания)

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2. .«Что общего между кружкой и лопатой»?

Оба слова-сущ.женского рода, единственного числа.

Последний слог-безударный.

Называют инструменты, используемые в быту.

Могут быть изготовлены из дерева,металла, пластмассы.

Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел только разбитую кружку.

3.

«Десять плюс десять».

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к

нему подходят. Шляпа,

Например: . «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот

теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому

существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из

разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с

цветовой гаммой покончено).(передавай задания)

На различных уроках можно использовать дифференцированные задания трех разных

уровней сложности. Причем, можно предложить учащимся самим выбрать

соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её

успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание

треугольниками разного цвета: желтый – первый уровень, синий – второй уровень,

красный – третий уровень (задания повышенной сложности).

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности

восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных

психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию

детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению

учиться.

На уроках окружающего мира дети всегда наиболее раскованны и активны, стремятся

поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал

из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания

окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им

возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы

взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода

играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети

составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю

учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию

умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

В начальных классах действенным средством сохранения интереса к исследованиям стало

творческое проектирование.

Актуальность проекта выявили, изучив социальные проблемы живущих рядом людей. На

их взгляд, самыми незащищенными оказались пожилые дедушки и бабушки, и у них

возникло желание поделиться теплом сердец с одинокими людьми, волей судьбы

оказавшимися в трудном положении. Оказалось, что такая активная гражданская позиция

присуща как педагогам, так и учащимся, да и их родителям тоже.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский

медвежонок», «Кенгуру», «Лисенок», «Золотая осень», «Снеговик», «Красная птица» и

предметных олимпиадах разного уровня.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

индивидуальный подход на уроках;

дополнительные занятия с одаренными учащимися;

участие в школьных олимпиадах;

психологические тренинги, тестирование;

конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также

спортивных секций по интересам;

использование современных средств информации;

создание детских портфолио.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с

одарёнными учащимися является использование информационно-

коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении

нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили

распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных

предметах.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более

качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт,

посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые

для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины,

помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким

быть.

Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII

юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития

исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа

школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для

воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого –

социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л.

Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие

исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

6.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьни



В раздел образования