Напоминание

АВ.В.Андреев–родоначальник балалайки


Автор: Рыпакова Екатерина Анатольевна
Должность: преподаватель по классу балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ N18"
Населённый пункт: город Шенкурск Архангельская область
Наименование материала: сценарий
Тема: АВ.В.Андреев–родоначальник балалайки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий лекции – концерта

« В.В.Андреев-родоначальник русской балалайки».

Добрый день, ребята!

Балалаечное исполнительство насчитывает несколько веков. Балалайка, то появлялась, то

исчезала. В зависимости от того , кто правил на Руси. В основном балалайка

использовалась как аккомпанемент. Она была различной формы: круглые, треугольные,

четырёхугольные, трапецевидные. С различным количеством струн от 2 до 5,медных и

кишечных, причём подчёркивалось, что треугольной форме отдавалось предпочтение. Во

второй половине XVIII в. часто употребляется для увеселения вельмож.

К этому времени относится появление первых профессиональных балалаечников. Первым

уз них можно назвать блестящего скрипача Хандошкина. В начале Хандошкин играл на

балалайке ,сделанной из тыквы и проклеенной изнутри битым хрусталём, что придавало

инструменту особую звучность. Затем для него безладовую балалайку сделал скрипичный

мастер Батов. В числе известных профессиональных балалаечников можно назвать

придворного скрипача Екатерины II Яблочкина.

Тогда и появились первые пьесы написанные для балалайки композиторами. В основном

это были вариации.

1

1.

Звучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Большой вклад в исполнительское искусство на балалайке внёс В.В.Андреев. Он родился

в дворянской семье и получил хорошее образование: обучался языкам, играл на

фортепиано и скрипке. В фамильном имении Марьино не далеко Бежецка, он наслаждался

красотой природы, и в один из таких тихих летних вечеров он неожиданно наткнулся на

балалайку. Андреев вспоминает:

2

«Я вдруг услышал неведомые для меня звуки, Я ясно различал , что играют на струнном

инструменте. Игрок наигрывал плясовую, вначале довольно медленным темпом ,затем всё

быстрее. Звуки разгорались ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимая,

подталкивала к пляске…. На ступеньках крыльца сидел работник Антип и играл на

балалайке. Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёмов игры и никак не

мог постичь, как это такой убогий с виду инструмент, только с тремя струнами, может

давать столько звуков».

2.

Русский народный танец «Барыня»

Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и

попросив его показать некоторые приёмы игры,

Андреев отобрал у него балалайку . Тогда же как

калёным железом выжглась в мозгу мысль : играть

самому и довести игру до совершенства. Увлечение

балалайкой захватило Андреева полностью. Сделав

чертежи нового , улучшенного инструмента он

поехал в Петербург. Но и он вскоре перестал его

удовлетворять и тогда мастер Пасербский сделал

сначала пятиладовую , а затем и хроматическую

балалайку. На этой балалайке он дал первый свой

концерт в зале Благородного собрания 23 декабря

1886 года. На следующий день газеты писали: «Под

конец вечера был настоящий сюрприз: это

наслаждение, воспринятое от игры – на чём вы

думали?...на балалайке господина Андреева.. Под

пальцами этого артиста простой инструмент совершенно заставляет забыть своё

низменное происхождение. Исполнение г. Андреевым хроматической гаммы

указывает на положительную возможность разработать этот инструмент.

3

3

Русская народная песня в обработке Глейхмана «Коробейники»

Популярность Андреева росла. Всё чаще к нему обращались с просьбой научить играть

на инструменте . Невозможность удовлетворить всех желающих привела Андреева к

мысли о создании самоучителя или школы. Однако количество учеников не уменьшилось

и тогда Андреев открывает балалаечный класс. Андреев сам пишет произведения для

инструмента.

4.

В.Андреев «Вальс «Грёзы»»

В процессе педагогической работы и совместной игре с учениками в сознании Андреева

родилась новая идея, что привело к рождению нового жанра коллективной игры. Именно в

балалаечном классе, поручая своим ученикам разыгравание простейших вариаций на

одну и ту же тему и вторя своей балалайкой, то одному, то другому на манер народных

подголосков. На однотипность инструментов сковывала их фантазию. И тогда Андреев

поручает Пасербскому изготовить квартет балалаек. Уже первые выступления показали

правильность пути.

5.

Выступает квартет домристов. Холминов «Цыплятки»

6.

р.н.п. «Утушка – луговая».

Все газеты писали : «Состоявшийся концерт балалаечников сопровождался таким

огромным успехом, какой выпадает только на долю великих виртуозов. После каждого

номера поднимался невероятный рёв…» 20 марта 1888 г. вошло в историю как рождение

первого в России оркестра народных инструментов. Осенью 1889 года «Кружок

любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на

Всемирной выставке в Париже. Они покорили парижскую публику . Все участники

«кружка» играли по слуху , партии учили «с руки». И тогда в кружок вливаются молодые

музыканты с консерваторским образованием. Это очень сильно обновило репертуар.

4

«Кружок» гастролировал по Франции, где вместо одного дня пробыл пять месяцев. И

всюду ошеломляющий успех.

7.

В.Андреев «Вальс»Бабочка»»

Французские гастроли 1892 года завершили важный этап в истории оркестра – этап

ансамблевого исполнительства на однотипных инструментах. Андреев чувствовал, что

«кружок» подошёл к рубежу. На балалайках можно исполнять всю шкалу динамических

оттенков, напоминающих звучание целого оркестра. На это были одни балалайки и только

балалайки. Именно в этот момент Андреев обратился к Льву Толстому. Поддержка

великого писателя вдохновила Андреева. Первыми инструментами, заметно обогатившим

звучание оркестра стали домры.

5

8.

А.Цыганков «Частушки под гармошку».

Вместе с домрами, а домры были тоже разного размера, появились гусли. Обогащение

оркестрового звучания новыми красками и успех первого публичного выступления

убедил Андреева в правильности пути. Андреев сотрудничает с великими композиторами.

В репертуар оркестра входят произведения Верди, Чайковского, Шумана, Балакирева. С

оркестром поют Фёдор Шаляпин, Надежда Плевицкая. Глазунов написал для оркестра

«Русскую фантазию».

Оркестр продолжает гастролировать Франция, Германия, Англия. Подлинные итоги

концертов в Англии подвёл один серьёзный английский журнал: «Редко случается, чтобы

настолько был развит национальный инструмент. Замечательно то, что балалайка

объясняет многие черты русского характера, которые иностранцы не понимают. Не может

быть дурным , нечутким народ, который поёт такие песни..»

6

Триумфальное шествие великорусских инструментов по Европе и Америке. Во многих

странах создаются оркестры. Февральская революция существенно изменила статус

оркестра. За первые месяцы существования Советской власти дал 8 концертов. Количество

концертов возросло. Андреевцы вы ступали и на фронте. Поездка на Уральский фронт

была последней концертной поездкой Андреева. Обострившаяся в результате простуды

болезнь потребовала срочной эвакуации в Петроград. Но врачи уже не могли помочь, и 26

декабря 1918 Андреева не стало.

9.

В.Андреев «Вальс «Каприз»»

Немного позже в состав оркестра входит баян. У оркестра им.

В.В.Андреева очень сложная судьба. Ему пришлось вынести и

забвение и славу. Через этот оркестр прошли многие известные

музыканты- исполнители на народных инструментах:

7

Борис Трояновский, Павел Нечепоренко, Александр Шалов и многие другие выдающиеся

балалаечники. Произведения Андреева исполняются , они живы и радуют людей своей

певучестью, силой и народной душой.

10. В.Андреев «Полонез № 1»

11. В.Андреев «Светит месяц»

«Три струны!!!..всего только три струны и маленький треугольный инструмент!!Но это

наша гордость, наша родная, национальная гордость!!!!!!»

Всем спасибо, благодарим за внимание.

8



В раздел образования