Автор: Рыпакова Екатерина Анатольевна
Должность: преподаватель по классу балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ N18"
Населённый пункт: город Шенкурск Архангельская область
Наименование материала: сценарий
Тема: АВ.В.Андреев–родоначальник балалайки
Раздел: дополнительное образование
Сценарий лекции – концерта
« В.В.Андреев-родоначальник русской балалайки».
Добрый день, ребята!
Балалаечное исполнительство насчитывает несколько веков. Балалайка, то появлялась, то
исчезала. В зависимости от того , кто правил на Руси. В основном балалайка
использовалась как аккомпанемент. Она была различной формы: круглые, треугольные,
четырёхугольные, трапецевидные. С различным количеством струн от 2 до 5,медных и
кишечных, причём подчёркивалось, что треугольной форме отдавалось предпочтение. Во
второй половине XVIII в. часто употребляется для увеселения вельмож.
К этому времени относится появление первых профессиональных балалаечников. Первым
уз них можно назвать блестящего скрипача Хандошкина. В начале Хандошкин играл на
балалайке ,сделанной из тыквы и проклеенной изнутри битым хрусталём, что придавало
инструменту особую звучность. Затем для него безладовую балалайку сделал скрипичный
мастер Батов. В числе известных профессиональных балалаечников можно назвать
придворного скрипача Екатерины II Яблочкина.
Тогда и появились первые пьесы написанные для балалайки композиторами. В основном
это были вариации.
1
1.
Звучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Большой вклад в исполнительское искусство на балалайке внёс В.В.Андреев. Он родился
в дворянской семье и получил хорошее образование: обучался языкам, играл на
фортепиано и скрипке. В фамильном имении Марьино не далеко Бежецка, он наслаждался
красотой природы, и в один из таких тихих летних вечеров он неожиданно наткнулся на
балалайку. Андреев вспоминает:
2
«Я вдруг услышал неведомые для меня звуки, Я ясно различал , что играют на струнном
инструменте. Игрок наигрывал плясовую, вначале довольно медленным темпом ,затем всё
быстрее. Звуки разгорались ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимая,
подталкивала к пляске…. На ступеньках крыльца сидел работник Антип и играл на
балалайке. Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёмов игры и никак не
мог постичь, как это такой убогий с виду инструмент, только с тремя струнами, может
давать столько звуков».
2.
Русский народный танец «Барыня»
Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и
попросив его показать некоторые приёмы игры,
Андреев отобрал у него балалайку . Тогда же как
калёным железом выжглась в мозгу мысль : играть
самому и довести игру до совершенства. Увлечение
балалайкой захватило Андреева полностью. Сделав
чертежи нового , улучшенного инструмента он
поехал в Петербург. Но и он вскоре перестал его
удовлетворять и тогда мастер Пасербский сделал
сначала пятиладовую , а затем и хроматическую
балалайку. На этой балалайке он дал первый свой
концерт в зале Благородного собрания 23 декабря
1886 года. На следующий день газеты писали: «Под
конец вечера был настоящий сюрприз: это
наслаждение, воспринятое от игры – на чём вы
думали?...на балалайке господина Андреева.. Под
пальцами этого артиста простой инструмент совершенно заставляет забыть своё
низменное происхождение. Исполнение г. Андреевым хроматической гаммы
указывает на положительную возможность разработать этот инструмент.
3
3
Русская народная песня в обработке Глейхмана «Коробейники»
Популярность Андреева росла. Всё чаще к нему обращались с просьбой научить играть
на инструменте . Невозможность удовлетворить всех желающих привела Андреева к
мысли о создании самоучителя или школы. Однако количество учеников не уменьшилось
и тогда Андреев открывает балалаечный класс. Андреев сам пишет произведения для
инструмента.
4.
В.Андреев «Вальс «Грёзы»»
В процессе педагогической работы и совместной игре с учениками в сознании Андреева
родилась новая идея, что привело к рождению нового жанра коллективной игры. Именно в
балалаечном классе, поручая своим ученикам разыгравание простейших вариаций на
одну и ту же тему и вторя своей балалайкой, то одному, то другому на манер народных
подголосков. На однотипность инструментов сковывала их фантазию. И тогда Андреев
поручает Пасербскому изготовить квартет балалаек. Уже первые выступления показали
правильность пути.
5.
Выступает квартет домристов. Холминов «Цыплятки»
6.
р.н.п. «Утушка – луговая».
Все газеты писали : «Состоявшийся концерт балалаечников сопровождался таким
огромным успехом, какой выпадает только на долю великих виртуозов. После каждого
номера поднимался невероятный рёв…» 20 марта 1888 г. вошло в историю как рождение
первого в России оркестра народных инструментов. Осенью 1889 года «Кружок
любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на
Всемирной выставке в Париже. Они покорили парижскую публику . Все участники
«кружка» играли по слуху , партии учили «с руки». И тогда в кружок вливаются молодые
музыканты с консерваторским образованием. Это очень сильно обновило репертуар.
4
«Кружок» гастролировал по Франции, где вместо одного дня пробыл пять месяцев. И
всюду ошеломляющий успех.
7.
В.Андреев «Вальс»Бабочка»»
Французские гастроли 1892 года завершили важный этап в истории оркестра – этап
ансамблевого исполнительства на однотипных инструментах. Андреев чувствовал, что
«кружок» подошёл к рубежу. На балалайках можно исполнять всю шкалу динамических
оттенков, напоминающих звучание целого оркестра. На это были одни балалайки и только
балалайки. Именно в этот момент Андреев обратился к Льву Толстому. Поддержка
великого писателя вдохновила Андреева. Первыми инструментами, заметно обогатившим
звучание оркестра стали домры.
5
8.
А.Цыганков «Частушки под гармошку».
Вместе с домрами, а домры были тоже разного размера, появились гусли. Обогащение
оркестрового звучания новыми красками и успех первого публичного выступления
убедил Андреева в правильности пути. Андреев сотрудничает с великими композиторами.
В репертуар оркестра входят произведения Верди, Чайковского, Шумана, Балакирева. С
оркестром поют Фёдор Шаляпин, Надежда Плевицкая. Глазунов написал для оркестра
«Русскую фантазию».
Оркестр продолжает гастролировать Франция, Германия, Англия. Подлинные итоги
концертов в Англии подвёл один серьёзный английский журнал: «Редко случается, чтобы
настолько был развит национальный инструмент. Замечательно то, что балалайка
объясняет многие черты русского характера, которые иностранцы не понимают. Не может
быть дурным , нечутким народ, который поёт такие песни..»
6
Триумфальное шествие великорусских инструментов по Европе и Америке. Во многих
странах создаются оркестры. Февральская революция существенно изменила статус
оркестра. За первые месяцы существования Советской власти дал 8 концертов. Количество
концертов возросло. Андреевцы вы ступали и на фронте. Поездка на Уральский фронт
была последней концертной поездкой Андреева. Обострившаяся в результате простуды
болезнь потребовала срочной эвакуации в Петроград. Но врачи уже не могли помочь, и 26
декабря 1918 Андреева не стало.
9.
В.Андреев «Вальс «Каприз»»
Немного позже в состав оркестра входит баян. У оркестра им.
В.В.Андреева очень сложная судьба. Ему пришлось вынести и
забвение и славу. Через этот оркестр прошли многие известные
музыканты- исполнители на народных инструментах:
7
Борис Трояновский, Павел Нечепоренко, Александр Шалов и многие другие выдающиеся
балалаечники. Произведения Андреева исполняются , они живы и радуют людей своей
певучестью, силой и народной душой.
10. В.Андреев «Полонез № 1»
11. В.Андреев «Светит месяц»
«Три струны!!!..всего только три струны и маленький треугольный инструмент!!Но это
наша гордость, наша родная, национальная гордость!!!!!!»
Всем спасибо, благодарим за внимание.
8