Напоминание

"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи"


Автор: Деш Оксана Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 104
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

с нарушениями речи»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно

переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от

его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими

психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих

перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с

недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают

искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в

изготовлении поделок на уроках ручного труда.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи

отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс

восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько

затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность

восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена

скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-

исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и

качеств предметов. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в

отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по

цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не

формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется

в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова,

обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий",

"высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький".

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы

образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок

затрудняется в выделении основных составных частей предмета,

определении их пространственного взаимного расположения. Можно

говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать

целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-

двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной

дифференцированности кинестетических и тактильных

ощущений(температуры, фактуры материала, свойства поверхности,

формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания

предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что

у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в

своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной

сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают,

что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не

отличается у этих детей от нормы. Так, эти дети воспринимают образ пред-

мета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается

время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов,

отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при

уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в

пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в

дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих

месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в

собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности уста-

навливать пространственные отношения между явлениями действительности

в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются

сохранными.

Важна роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее

номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем

формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны,

и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются

под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется

на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это

важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи

развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и

проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование

представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма,

величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию

ребенка.



В раздел образования