Автор: Деш Оксана Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 104
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
с нарушениями речи»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от
его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими
психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих
перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают
искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в
изготовлении поделок на уроках ручного труда.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи
отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс
восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько
затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность
восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена
скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-
исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и
качеств предметов. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в
отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по
цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не
формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется
в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова,
обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий",
"высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький".
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы
образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок
затрудняется в выделении основных составных частей предмета,
определении их пространственного взаимного расположения. Можно
говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать
целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-
двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной
дифференцированности кинестетических и тактильных
ощущений(температуры, фактуры материала, свойства поверхности,
формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания
предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что
у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в
своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной
сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают,
что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не
отличается у этих детей от нормы. Так, эти дети воспринимают образ пред-
мета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается
время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов,
отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при
уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в
пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в
дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих
месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в
собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности уста-
навливать пространственные отношения между явлениями действительности
в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются
сохранными.
Важна роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее
номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем
формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны,
и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются
под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется
на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это
важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи
развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и
проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование
представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма,
величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию
ребенка.