Напоминание

Обращение к фольклору,как одно из основных направлений в работе с гимназическими классами


Автор: Шаронова Ирина Сергеевна
Должность: Преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО г. Казани "ДМШ №8"
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обращение к фольклору,как одно из основных направлений в работе с гимназическими классами
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Обращение к фольклору,как одному из

основных направлений в работе с

гимназическими классами»

Автор работы – преподаватель высшей квалификационной

категории Шаронова Ирина Сергеевна

2018г.

«Музыкальная

народная

культура

является

тем

чистым

источником,

из

которого

подрастающее

поколение,

взяв

лучшее

из

прошлого,

сделает

лучшим будущее»

Проблема построения модели образовательного процесса на основе

многовековых

традиций

русского

народа,

его

богатейшего

культурного

наследия,

в

частности

,

народной

музыки,

является

в

настоящее

время

особенно

актуальной.

К

сожалению,

в

последнее

время

сложилась

такая

ситуация,

что

музыкальное

искусство

под

влиянием

активного

вторжения

рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.

Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных

исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями,

избитыми

ритмами.

Избежать

этой

ситуации

можно,

если

первоначальное

музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной

музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной

музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков».

Характерные

для

русской

народной

культуры

звуки,

тембры,

орнаменты,

мелодии

«пронизывают

его

насквозь».

Ребенок

почувствует

осознает

себя

неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Неслучайно одним из основных предметов предпрофессиональной

образовательной программы «Музыкальный фольклор» » является учебный

предмет «Народное музыкальное творчество». Программа учебного предмета

«Народное музыкальное творчество» разработана на основе и с учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Программа учитывает

возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

-воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение

народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению

и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

-воспитание

бережного

отношения

к

фольклору

как

к

источнику

народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание

фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

-овладение

детьми

духовными

и

культурными

ценностями

народов

мира и Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

в о с п и т а н и е

д е т е й

в

т в о рч е с ко й

ат м о с ф е р е ,

о б с т а н о в к е

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также

профессиональной требовательности;

Программа помимо образовательных задач решает проблему возрождения

фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной

художественной культуры.

Целью

предмета

является развитие

музыкально-творческих

способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений

и

навыков,

позволяющих

самостоятельно

воспринимать,

осваивать

и

оценивать произведения народного музыкального творчества.

Задачами предмета являются:

- освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества,

формирование круга представлений о народных традициях;

- обучение

разнообразным видам художественной деятельности как

воплощению

синкретичности

фольклорного

искусства:

музыкальному,

литературному, танцевальному, театральному;

Содержание

предмета

- Знакомство

с

календарными

праздниками,

обычаями,

т радициями

,

жанровыми

группами

пе с енного

и

инструментального фольклора. Тематический материал так и расположен :

осень,зима, весенне-летний цикл. Изучаются в течении 4-х лет одни и те же

обряды . традиции , но с каждым годом материал усложняется и обогащается.

Промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его

можно приравнивать к зачету или контрольному уроку.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской

народной музыкальной культуры, желание детей играть

на

народных

инструментах и стремление более полно развивать у детей уже

имеющиеся

музыкальные

способности,

побудило нас организовать в

гимназии №21 « фольклорные классы ( это начальные классы гимназии). Роль

фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают

богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для

эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество

вбирает

в

себя

жизненный

опыт,

коллективную

мудрость,

пропагандируя

высокие

нравственные

нормы

и

эстетические

идеалы.

Мы

стремились

охватить наибольшее количество детей без учета музыкальных данных, уровня

развития детей.

Цель нашего проекта - приобщение детей к истокам русской народной

культуры,

возрождение

культурных

ценностей

и

развитие

творческих

способностей детей.

Учащиеся занимаются в вокальном фольклорном ансамбле, коллективным

музицированием

-

играют

на

балалайках

нас

2

анс амбля

балалаечников-«Балалаечка» и «Карусель»),изучают народное, музыкальное

творчество.

Уроки проводятся

в

форме

мелкогрупповых

занятий

численностью от 4 до 10 человек.

В первом классе результатом годовой работы стал праздник

,где учащиеся

продемонстрировали игру в шумовом оркестре на ложках , трещетках и других

народных шумовых инструментах, пение и инсценировку народной песни .

Итог годовой работы в других классах - фольклорный праздник.Мы ставили

праздники «Святки» и «Масленица»,»Как у нашего двора» и др.

Участвуя

в

фольклорных

праздниках

дети

изучают

народные

традиции,

обряды,

знакомятся

с

предметами

декоративно-прикладного

искусства

и

русскими народными костюмами, с игрой на русских народных инструментах.

Исполнение

народных

песен,

частушек,

танцев

не

только

развивает

музыкальные способности, но и сближает между собой самых разных, не

похожих друг на друга детей. Кроме того, в процессе этой деятельности

ребенок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий

испытывать

«радость

узнавания»

любимой

или

просто

знакомой

русской

народной мелодии. Представлены в сценариях загадки, считалки, потешки.

Надо заметить , праздники так украшают нашу жизнь ,вносят новые краски

яркие чувства, переживания, дают возможность каждому ребенку на какое-то

время почувствовать себя артистом.

Ребята соприкоснулись с удивительным миром русского фольклора,

познакомились

с

обычаями

празднования

Святок,

и

сами

стали

непосредственными участниками праздника. Они пели шуточные колядки,

народные песни «Сею,вею», «На дворе-то зима», водили хороводы, играли в

народную игру «Вишенка» ,даже устроили любимое святочное развлечение -

гадание. Яркие костюмы для праздника мы придумывали вместе с детьми и

шили

сами. Это несомненно оставит в их памяти и душах добрый след.

Праздник доставил удовольствие не только участникам праздника, но и всем

присутствующим в зале.

Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, дает ни с

чем

несравнимые

возможности

для

накопления

музыкально-звуковых

впечатлений . Кроме того, воспитание с использованием фольклора, если оно

осуществляется

как

творческий

индивидуально-ориентированный

процесс,

становится благотворным началом основ подлинно национальной культуры. Все

это определяет непреходящее значение фольклора, его самоценность, делает

фольклор одним из перспективных направлений современной педагогики.



В раздел образования