Напоминание

Дыхательная гимнастика


Автор: Аксёнова Ирина Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №104
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дыхательная гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыхательная гимнастика. Рекомендации.

Дыхание представляет собой основу процесса образования речи. Но, в то же время, речевое и

физиологическое

дыхание

имеют

принципиальные

отличия.

Физиологическое

дыхание

непроизвольно, не зависит от воли и сознания человека, оно протекает рефлекторно. В то время

как речевое дыхание носит произвольный характер, т.е. человек способен управлять речевым

дыханием.

Ещё

одно

отличие

физиологического

дыхания

и

речевого

в

их

структуре.

Физиологическое

дыхание

в

спокойной

форме

состоит

из

вдоха

и

выдоха

одинаковой

длительности. Речевое дыхание имеет иную структуру:

короткий вдох, задержка дыхания и

длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков.

Дыхательная

гимнастика

начинается

с

общих

дыхательных

упражнений.

Их

цель

-

увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте,

тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос»

Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Речевое дыхание – это

быстрый глубокий вдох и медленный, продолжительный выдох.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить,

чтобы

он

не

перенапрягал

плечи,

шею,

не

принимал

порочных

поз.

Все

дыхательные

упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

1.

«Кораблик» - ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные

кораблики

(их

могут

заменить

обычные

кусочки

бумаги).

Ребёнок,

медленно

выдыхая,

направляет

воздушную

струю

на

кораблик,

подгоняя его к другому берегу.

2.

«Снег и ветер» - из маленьких кусочков

ваты скатываются небольшиешарики – «комья снега», и

выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на

снег,

как

холодный

зимний

ветер.

При

этом

«снег»

должен медленно передвигаться к противоположному

краю стола.

3.

«Пузырьки» - это игра, которую почти все родители считают баловством и не

разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень

проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание

ребёнка

на

то,

чтобы

выдох

был

длительным,

т.е.

пузырьки

должны быть долго.

4.

Игры

с

д е т с к и м и

музыкальными инструментами:

свистки,

дудочки, губная гармошка и т.д.

5.

«Фокус»

-

это

упражнение

с

кусочком

ваты,

которое

подготавливает

к

произнесению

звука

[р].

Вата

кладётся

ребёнку на

кончик носа и предлагается, вытянув язык и согнув его вверх,

подуть

на

ватку, чтобы сдуть её с носа.

6.

«Греем руки» - ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на

ладошки. Данное упражнение используется так же при постановке шипящих и свистящих звуков.

Ребёнок ладошкой может контролировать правильность своего произношения. Если «ветерок»

получается холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении

звука [ш] – «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

учитель-логопед

Аксёнова И.А.



В раздел образования