Автор: Аксёнова Ирина Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №104
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дыхательная гимнастика
Раздел: дошкольное образование
Дыхательная гимнастика. Рекомендации.
Дыхание представляет собой основу процесса образования речи. Но, в то же время, речевое и
физиологическое
дыхание
имеют
принципиальные
отличия.
Физиологическое
дыхание
непроизвольно, не зависит от воли и сознания человека, оно протекает рефлекторно. В то время
как речевое дыхание носит произвольный характер, т.е. человек способен управлять речевым
дыханием.
Ещё
одно
отличие
физиологического
дыхания
и
речевого
–
в
их
структуре.
Физиологическое
дыхание
в
спокойной
форме
состоит
из
вдоха
и
выдоха
одинаковой
длительности. Речевое дыхание имеет иную структуру:
короткий вдох, задержка дыхания и
длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков.
Дыхательная
гимнастика
начинается
с
общих
дыхательных
упражнений.
Их
цель
-
увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте,
тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос»
Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Речевое дыхание – это
быстрый глубокий вдох и медленный, продолжительный выдох.
При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить,
чтобы
он
не
перенапрягал
плечи,
шею,
не
принимал
порочных
поз.
Все
дыхательные
упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.
1.
«Кораблик» - ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные
кораблики
(их
могут
заменить
обычные
кусочки
бумаги).
Ребёнок,
медленно
выдыхая,
направляет
воздушную
струю
на
кораблик,
подгоняя его к другому берегу.
2.
«Снег и ветер» - из маленьких кусочков
ваты скатываются небольшиешарики – «комья снега», и
выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на
снег,
как
холодный
зимний
ветер.
При
этом
«снег»
должен медленно передвигаться к противоположному
краю стола.
3.
«Пузырьки» - это игра, которую почти все родители считают баловством и не
разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень
проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание
ребёнка
на
то,
чтобы
выдох
был
длительным,
т.е.
пузырьки
должны быть долго.
4.
Игры
с
д е т с к и м и
музыкальными инструментами:
свистки,
дудочки, губная гармошка и т.д.
5.
«Фокус»
-
это
упражнение
с
кусочком
ваты,
которое
подготавливает
к
произнесению
звука
[р].
Вата
кладётся
ребёнку на
кончик носа и предлагается, вытянув язык и согнув его вверх,
подуть
на
ватку, чтобы сдуть её с носа.
6.
«Греем руки» - ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на
ладошки. Данное упражнение используется так же при постановке шипящих и свистящих звуков.
Ребёнок ладошкой может контролировать правильность своего произношения. Если «ветерок»
получается холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении
звука [ш] – «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
учитель-логопед
Аксёнова И.А.