Автор: Аитова Гузель Янмурзовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 2 "Дельфин"
Населённый пункт: г. Мелеуз РБ
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Украсим платочек башкирским орнаментом"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Дельфин»
муниципального района Мелеузовский район РБ
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«
Украсим платочек башкирским
орнаментом
»
Воспитатель
Первой квалификационной категории
Аитова Г.Я.
2019
Цель:
развитие конструктивных способностей детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
познакомить
детей
с
башкирским
национальным
женским
костюмом;
- учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек –
платье с оборками ( кулмек), камзол ( камзул), на голове шапка из меха, на
ногах – сапоги ( итек);
- уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка
из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами;
- поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре
«Разноцветные платочки»;
- продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом – квадратом, его
контрастной, цветовой гаммой;
- закрепить навык вырезывания и наклеивания;
- учить правильно, симметрично располагать орнамент.
Коррекционно-развивающие:
-развивать речь;
-развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательный интерес;
- развивать любознательность, внимание, связную речь, память;
- стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать культуру поведения;
-закреплять технику безопасности при работе с ножницами;
- развивать чувство цвета.
Раздаточный материал: клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки
тряпочные, клей, квадратный желтый фон бумаги, заготовки: красная и синяя
прямоугольные полоски, квадраты разных размеров черного и зеленого
цветов.
Демонстрационный материал: готовый образец.
Оборудование: кукла Айгуль в башкирском костюме, музыкальное
сопровождение, четыре стула, платочки разноцветные.
Словарная работа: кулмек, камзул, итек.
Предварительная работа: рассматривание альбома о республике
Башкортостан, беседы о жизни и быте башкирского народа, просмотр
мультфильма.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними
поздороваемся.
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне.
(Дети собрались возле воспитателя. Что бы привлечь внимание детей,
проводится небольшая разминка)
Все друг к другу подошли,
Ножками потопали: топ, топ, топ.
Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп.
А теперь мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам пришла ещё одна гостья. Кто это?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Её зовут Айгуль. Какое красивое платье на ней– с оборками
внизу – на башкирском языке называется – кулмек, поверх платья одевается
длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове
меховая шапка, а на ногах белые сапоги – итек. Вам понравилась её одежда?
Дети: Да.
Воспитатель: Это башкирский костюм. Приглашаю вас сесть за столы.
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку.
Воспитатель: Дети, Айгуль сегодня пришла не с пустыми руками, она
принесла платочек, украшенный башкирским орнаментом. Посмотрите на
доску. Рассмотрим его. Какого цвета платочек?
Дети: Желтого цвета.
Воспитатель: Чем украшен платочек?
Дети: Узором.
Воспитатель: Это не простой узор, это башкирский орнамент. Из чего
состоит башкирский орнамент ?
Дети: Из геометрических фигур: больших и маленьких квадратов.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, какие цвета используют в
башкирском орнаменте.
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный, белый.
Воспитатель: Правильно. Какого цвета на платочке квадраты?
Дети: Красный, зеленый, черный.
Воспитатель: Ребята, какого цвета большой квадрат, приклеенный в
середине?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: А маленький?
Дети: Чёрного.
Воспитатель: А какого цвета большие квадраты, приклеенные по углам
платочка?
Дети: Красного.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем пользоваться ножницами,
вспомним технику безопасности работы с ними.
Дети: Ножницами не размахивать, на стол класть закрытыми, передавать
кольцами вперёд.
Воспитатель:
Прежде чем начнем работу, подготовим пальцы. Возьмём
карандаш и покрутим его между ладонями.
Воспитатель:
Перед вами в тарелочках лежат заготовки. Какого цвета?
Дети:
Зелёного и чёрного.
Воспитатель:
На них какая фигура нарисована?
Дети:
Квадрат.
Воспитатель:
Вырежьте эти квадраты. (Дети вырезают).
Воспитатель: У вас на столах лежат полоски красного цвета. Мы разрежем
эту полоску на четыре части по линиям. Для этого возьмите красную полоску
и ножницы. Ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем.
Разрежьте полоску пол линиям. У нас получились четыре красных квадрата.
Такими красными квадратами будем украшать все четыре угла платочка.
Прежде чем начнём клеить, я приглашаю вас поиграть в башкирскую игру «
Разноцветные платочки». (На полу платочки разного цвета: красный, синий,
желтый, зеленый. Под музыку, подняв платочки над головой, будем легко
бегать в разных направлениях. А как музыка заканчивается, мы с вами
разбегаемся к платочкам такого же цвета, как у вас).
Дети играют в игру 1-2 раза.
Воспитатель: Молодцы, садитесь за столы.
Воспитатель: Прежде всего нужно орнамент расположить на платочке без
клея. (Дети выполняют).
Воспитатель: Теперь, давайте вспомним, как нужно правильно наклеить
орнамент на платочек. Много клея на кисточку не набираем, работаем на
клеенке – чтобы не испачкать стол клеем, когда вы приклеите орнамент -
сухую тряпочную салфетку накладываем на приклеенную деталь, чтобы
убрать лишний клей. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Теперь
можно начинать.
Воспитатель:
Возьмите желтый квадрат и положите перед собой. Давайте
найдем его середину. Покажите пальцем. Вот на эту середину надо приклеить
большой зеленый квадрат уголочкам вверх. Вот так. (Показ воспитателя на
доске).
Воспитатель:
Теперь возьмите черный квадрат и приклейте его на середину
зелёного квадрата, вот так (показ воспитателя на доске). Он не должен
выходить за края зелёного квадрата.
Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку.
Воспитатель:
Все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как
вы выполнили свои работы.
Выставка работ.
3. Итог
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем занятии?
Чем мы занимались? Хочу отметить старательных детей…вы молодцы.