Напоминание

"Игровые технологии в начальной школе"


Автор: Никанорова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное"
Населённый пункт: п.Солнечное, Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Никанорова И.В.,

учитель начальных классов

ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Курортный район

Санкт-Петербург

«ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ »

«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется

высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,

результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием

целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической

среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность

учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу

эффективности результатов.

1. Сущность понятий «игра», «игровая технология»

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Теперь в начальной школе учитель должен научить ребенка не только читать, писать

и считать, но и должен привить две группы новых умений.

• Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения

учиться.

• Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их

индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению, способствует созданию

доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к

учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые

формы сотрудничества для достижения поставленной задачи.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению.

Причины этого негативного явления неоднозначны:

• перегрузка однообразным учебным материалом;

• несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

• ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость

вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

• помогает снять чувство усталости;

• раскрывает способности детей, их индивидуальность;

• усиливает непроизвольное запоминание.

Особенности игры

• Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным

характером профессиональной деятельности;

• Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;

• Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;

• Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в

традиционных методах.

• Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы,

корректируется самооценка.

• В игре проявляется вся личность.

• Игра позволяет осмыслить полученные результаты.

В процессе игры:

• осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества),

переносимые затем в "большую жизнь";

• рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм,

различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются

индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых

целей;

• накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями,

привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками,

компьютерными технологиями.

Функция игры

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во

многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Выделим наиболее важные функции игры :

• Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка,

включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их

на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или

группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры,

потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в

качестве полноправного члена коллектива.

• Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой

коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны,

общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из

конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего

существующего в жизни.

• Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека

игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс

игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это

пространство самореализации.

2. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выбор данной технологии связан с работой с детьми младшего школьного возраста, а игра

занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Всем хорошо известно, что

начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи

лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У

ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты

преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.

Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не

происходит естественным путем.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает

не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном

процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К

таким активным формам обучения относятся: игровые технологии, проблемное обучение,

коммуникативные технологии. Так как я в учебном процессе активно применяю технологию

проблемного обучения, то создание проблемной ситуации происходит через введение игровой

ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу

деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в

условно-игровом плане.

Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него

потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную

помощь ученикам – игра.

Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать

интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и

будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает

положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию,

повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа

активизирует познавательную деятельность.

Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для

становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и

учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить»

себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и

самооценки.



В раздел образования