Автор: Никанорова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное"
Населённый пункт: п.Солнечное, Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Никанорова И.В.,
учитель начальных классов
ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»
Курортный район
Санкт-Петербург
«ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ »
«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется
высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,
результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием
целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической
среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу
эффективности результатов.
1. Сущность понятий «игра», «игровая технология»
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.
Теперь в начальной школе учитель должен научить ребенка не только читать, писать
и считать, но и должен привить две группы новых умений.
• Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения
учиться.
• Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их
индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению, способствует созданию
доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к
учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые
формы сотрудничества для достижения поставленной задачи.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению.
Причины этого негативного явления неоднозначны:
• перегрузка однообразным учебным материалом;
• несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
• ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость
вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
• помогает снять чувство усталости;
• раскрывает способности детей, их индивидуальность;
• усиливает непроизвольное запоминание.
Особенности игры
• Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным
характером профессиональной деятельности;
• Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
• Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
• Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в
традиционных методах.
• Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы,
корректируется самооценка.
• В игре проявляется вся личность.
• Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
В процессе игры:
• осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества),
переносимые затем в "большую жизнь";
• рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм,
различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются
индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых
целей;
• накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями,
привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками,
компьютерными технологиями.
Функция игры
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во
многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.
Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.
Выделим наиболее важные функции игры :
• Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка,
включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их
на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или
группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры,
потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в
качестве полноправного члена коллектива.
• Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой
коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны,
общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из
конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего
существующего в жизни.
• Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека
игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс
игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это
пространство самореализации.
2. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Выбор данной технологии связан с работой с детьми младшего школьного возраста, а игра
занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Всем хорошо известно, что
начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи
лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У
ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты
преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.
Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не
происходит естественным путем.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает
не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном
процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К
таким активным формам обучения относятся: игровые технологии, проблемное обучение,
коммуникативные технологии. Так как я в учебном процессе активно применяю технологию
проблемного обучения, то создание проблемной ситуации происходит через введение игровой
ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу
деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в
условно-игровом плане.
Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него
потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную
помощь ученикам – игра.
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать
интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и
будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает
положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию,
повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа
активизирует познавательную деятельность.
Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для
становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и
учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить»
себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и
самооценки.