Напоминание

«По страницам истории Российской армии»


Автор: Ромашова Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №123 Невского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Совместная деятельность в логопедической подготовительной группе
Тема: «По страницам истории Российской армии»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №123 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Совместная деятельность

в логопедической подготовительной группе «Звездочки»

«По страницам истории Российской армии»

составитель

воспитатель

Ромашова В.М.

Цель: воспитание высокого нравственного чувства - патриотизма

1

Задачи

образовательные:

Знакомить детей с героями-полководцами, прославившими Россию, с памятниками

защитникам Отечества, с их крылатыми выражениями.

Знакомить с последовательностью военно-исторических событий.

Развивать мышление, память, воображение, умение дифференцировать современные

предметы и предметы далекого прошлого.

Закреплять навыки чтения.

Закреплять навыки порядкового счета и письма.

воспитательные:

Воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, за наших воинов.

Воспитывать умение работать в коллективе, в команде, вежливо соревноваться.

коррекционные:

Обогащать и активизировать словарный запас.

Осваивать слова сложной звуко-слоговой структуры

( «генералиссимус» и др.).

Автоматизировать звукопроизношение в предложениях и свободной речи.

Профилактика аккустической дисграфии.

Развитие ритма и координации движений, биоэнергопластика.

Технологии:

Игровые

Информационно-коммуникативные

Личностно-ориентированные

Оборудование:

Карта России.

Глобус.

Музыкальный центр и аудиофайлы «Прощание славянки» Агапкина и «Богатырские

ворота» Мусоргского.

Плакат «Морская сигнальная азбука».

2

Флажки.

Две фуражки, сумка с донесением,

Посылка.

Портреты Кутузова, Суворова, Александра Невского, Ушакова, Нахимова, Петра Первого,

Жукова.

Кубы, парты, полка, доска , магниты.

Ламинированные иллюстрации снаряжения и одежды защитников Родины разных эпох.

Предварительная работа:

Чтение былин и сказаний о богатырях.

Чтение и беседы о подвигах Александра Невского.

Чтение и беседы о роли в истории Петра Первого, о подвигах Суворова, Кутузова,

Нахимова, Ушакова, о событиях и именах ВОВ. Рассматривание фотографий и картин,

иллюстраций.

Логоритмика «Сигнальная морская азбука»: знакомство с сигнальной азбукой,

рассматривание плаката, изучение движений соответственно буквам, упражнения с

флажками под музыку.

Изучение крылатых выражений великих полководцев.

Математика.

Чтение.

Изучение политической карты мира, глобуса.

Разгадывание кроссвордов.

Постановка и автоматизация звукопроизношения соответственно индивидуальным

потребностям каждого ребенка.

Слушание музыки: Мусоргский «Богатырские ворота»,В.И. Агапкин «Прощание

славянки».

Рассматривание картины: Васнецов «Три богатыря» .

Литература:

Н.А.Гурьева «Моя Родина-Россия. Первое знакомство с Петербургом.»

А. Митяев «Рассказы о русском флоте» пособие-раскладушка

3

Н.Б. Карнаухова «Русские богатыри»

Н.Ак. Гурьева «Детям об истории Росссии»

Н.Осипов «Смекалка–выручалка»

М.Ю. Лермонотов «Бородино»

Л.Кассиль «Твои защитники»

О.Орлов «Как Суворов перешел через Альпы»

С.Георгиевская «Галина мам»

А.Маркуша «Я- солдат, и ты- солдат»

Стихи о советской армии (М.Исаковского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А.

Твардовского, Н. Кооля. Н. Асеева, Л. Мартынова, Н. Тихонова под ред. И.В. Антипенко)

А. Барто «На заставе»

А. Митяев «Землянка»

В. Орлов «Брат мой в армию идет»

Б. Никольский и В. Шевченко «И грянул бой»

Содержание совместной деятельности:

Дети входят в группу и приветствуют гостей.

Воспитатель:

-Как вы понимаете слово Родина?

Предположительные ответы детей:

-Это место, где родился; где живу я и жили мои дедушки и бабушки; где мой дои и

детский сад;…

-Назовите родственные слова к слову Родина?

Предположительные ответы детей:

-Рождение, родной, природа, народ, зародыш, родинка, родимый, родник, …

-Как называется наша родина?

-Россия.

-Вот какая большая у нас территория! (показ карты)

-Как называют людей, защищающих границы Родины? Предположительные ответы детей:

-Защитники отечества.

4

-Да, молодцы. Давным-давно, когда наша страна называлась…

-Русь!

-…и ее защищали …

Предположительные ответы детей:

- богатыри!

- Верно! А откуда вы это знаете?

Предположительные ответы детей:

-Мы читали книги, сказания, былины, смотрели мультфильмы, картины рассматривали,

слушали музыку.

-Да, художник Васнецов увековечил для нас русских воинов. Можете их назвать?

Предположительные ответы детей:

-Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

-Я предлагаю вам игру «Снаряди богатыря в дорогу». Для этого нам нужны две команды.

Расчитайтесь пожалуйста на первый-второй. Из множества изображений выберите только

то, что потребуется богатырю и отнесите по очереди на стол, где есть изображение

мужчины. Неподходящее оставляйте на этом столе.

Дети играют.

-Молодцы, ребята. Быстро справились! А верно ли?

Идет проверка. Дети называют некоторые предметы , а затем отвечают на вопрос «Почему

эти предметы не подходят?».

Логопедом выставляется воин в полном снаряжении (более крупно и детально, чем на

картине Васнецова, где кони закрывают часть снаряжения). К этой картине привлекается

внимание детей:

-Вот каких воинов вы собрали! Мы будто в древней Руси побывали! А теперь перевернем

страницу истории.

Дети поворачиваются вокруг своей оси.

Логопед:

-А у меня все слова перевернулись:

С, мечом, кто, придет, нам, к, от , меча, погибнет, и!

Что за выражение такое, помогите!

-«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»

5

-А продолжить сможете?

-«На том стояла и стоять будет русская земля».

-Чьи это слова?

-Это слова Александра Невского!

Воспитатель:

-Верно. Звался он князем Новгородским. Почему стали его называть Александром

Невским?

Предположительные ответы детей:

-Александр Невский выиграл со своей дружиной сражение против шведов на Неве.

-Чем еще прославился этот князь?

Предположительные ответы детей:

-Он победил немецких рыцарей на Чудском озере.

-А как же это ему удалось? Ведь враг превосходил дружину числом!

Дети отвечают развернуто о сути стратегии Александра Невского: на середине озера, где

проточная вода, лед тонок; левонские рыцари , которых Невский заманил на середину

Чудского озера , провалились под лед под тяжестью своих доспехов.

-Какие в нашем городе места связаны с именем Александра Невского?

-Памятник Александру Невскому, станция метро, мост, лавра.

-Перевернем еще страницу русской истории.

Дети поворачиваются. Внимание детей привлекается к портрету Петра I.

-Кто это, ребята? (дети отвечают)

-Петр Первый укрепил морские границы, создал русский флот.

-Перевернем еще страницу русской истории.

Дети поворачиваются. Внимание детей привлекается к портретам Нахимова и Ушакова.

-Узнали ли вы этих адмиралов флота Российского?

Ответы детей: звучат имена и фамилии великих адмиралов.

-Как поднимал боевой дух своих матросов и офицеров Федор Ушаков?

Предположительные ответы детей:

-«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

6

-А что советовал Павел Нахимов своим подчиненным?

Предположительные ответы детей:

-«Береги язык , на котором говоришь, каюту, в которой живешь и мундир, который

носишь».

-А что связано с именем Нахимова в Петербурге?

Предположительные ответы детей:

-У нас есть Нахимовское военно-морское училище.

Логопед:

-Громко шумят волны морские. Как передать информацию с корабля на корабль?

Предположительные ответы детей:

- С помощью морской азбуки!

Логоритмическое упражнение «Морская азбука».

Звучит марш «Прощание славянки», дети вместе с логопедом

(точнее, за логопедом), маршируя берут флажки, встают в две колонны и флажками

сигнализируют слова «Родина» , «Мир» ,«Россия» три раза , перемежая с шагом. В конце

упражнения скандируют хором эти слова.

Дети убирают флажки.

Логопед:

-И снова предлагаю вам перевернуть страницу истории. Садитесь пожалуйста.

Дети и педагог садятся на стульчики на ковер.

Воспитатель:

-Морские границы были на замке, а сухопутные границы продолжали беспокоить немцы,

французы, турки . Все хотели захватить территорию России. Здесь прославились своими

подвигами Александр Суворов и Михаил Кутузов. Что вы знаете об Александр

Суворове?

Предположительные ответы детей:

-Суворов не проиграл ни одного сражения, солдаты называли его родным отцом, написал

книгу «Наука побеждать».

-Какие выражения Суворова вы помните?

Предположительные ответы детей:

-«Воевать ни числом, а умением». «Кто храбр, тот жив, кто смел, тот цел». «Ученье-свет, а

неученье – тьма». «Тяжело в ученье-легко в бою». «Сам погибай, а товарища выручай».

«Мы русские, поэтому мы победим».

7

-Кутузов прославился тем, что победил французов. И в армии говорили : «Пришел

Кутузов…

Продолжают дети:

-бить французов!»

-А сам Кутузов что говорил о военной науке (о подготовке к сражению)?

Предположительный ответ детей:

- «Победить не берусь, перехитрить попробую!»

-Что в Петербурге связано с этими великими полководцами?

Предположительные ответы детей:

-Памятники Суворову и Кутузову, Суворовское училище, Суворовский проспект,

набережная и мост имени Ушакова.

Воспитатель:

-Перевернем еще одну страницу истории нашей армии.

Дети встают и поворачиваются.

-Еще одно испытание выпало на долю нашей отчизны. В 1941 году фашисты напали на

нашу страну. Храбро бились наши защитники. И победили! Почему победили мы?

Предположительные ответы детей:

-Мы воевали за свою страну! Защищали свой народ!

-Мы отстояли нашу Родину. А как еще можем мы назвать нашу Родину, мы узнаем , решив

кроссворд.

Дети приглашаются к доске.

1: Кто получил звание генералиссимуса?

2:Военная машина на гусеничном ходу.

3:Как стали называть князя Александра после победы над шведами на Неве?

4: Где Александр Невский разбил немецких рыцарей?

5: Высокое звание в армии.

6:Что забивают в пушку?

7: Кто пришел бить французов?

8: Адмирал, не проигравший ни одного морского сражения.

8

9: Кто самый главный в армии по мнению Суворова?

(1-Суворов,2 -танк, 3-Невский,4 -Чудское, 5-генерал , 6-снаряд,7- Кутузов,8 -Ушаков, 9-

солдат).

Все карточки со словами выкладываются по-горизонтали , по вертикали читается

полученное выделенное слово: Отечество.

- Молодцы! У вас получилось слово Отечество! И это отечество предстоит защищать и

нам с вами. Для защиты отечества нужна крепкая сильная современная армия.

Входит военный с пакетом.

-Разрешите обратиться!

Логопед появляется , надев фуражку (или пилотку), отдает честь.

-Обращайтесь!

-Вам донесение!

Воспитатель:

-Вы свободны!

Посыльный (логопед) уходит .

Из пакета извлекаются листы с заданиями двух видов. Дети садятся за столы и выполняют

соединение цифр по порядку, получая в результате чертежи самолетов и танков.

Воспитатель:

-Молодцы! Все справились с заданием!

Вопросы нескольким детям:

-Что у тебя получилось? Кто им управляет? Как называется эта военная профессия?

Снова входит посыльный (логопед).

Вручает посылку.

-Внутри посылки приказ о награждении детей за знание истории армии своей страны и –

посмотрите!- ордена!!! Все награждаются орденами Ушакова, Суворова, Нахимова и

Кутузова (выдаются шоколадные ордена с изображениями великих полководцев).

Прощаемся с гостями и благодарим за внимание.

9

10



В раздел образования