Автор: Кондратенко Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №123 Невского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Совместная деятельность в логопедической подготовительной группе
Тема: «Зима в картинках»
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №123 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Совместная деятельность
в логопедической старшей группе «Звездочки»
«Зима в картинках»
составитель
воспитатель
Кондратенко Т.И.
2018 год
Цель: развитие речевой активности при закреплении и обобщении знаний о зиме.
Педагогические ориентиры:
- развивать контактность с малознакомыми взрослыми внутри безопасного социума ( по
ФГОС «приобщать детей к социокультурным нормам»);
- закрепить знание признаков зимы;
- закрепить понятия и представления о зимних месяцах и явлениях;
- продолжать развивать умение составлять рассказ по сюжетным картинам;
- активизировать словарь (вернисаж, коллаж, выставка, экскурсовод, композитор, смычок,
ноты, скрипка, инструменты , струнные, Италия, концерт, концертный зал, филармония и
др.)
- развивать грамматический строй речи;
-развивать связную речь;
- развивать эмоционально-волевую сферу, приобщать к культурным ценностям, обогащать
пору детства классическими музыкальными и художественными произведениями в
рамках проекта «Классическая музыка в коррекционно-развивающей работе с детьми с
ТНР»;
-развивать мелкую моторику и зрительно-пространственный гнозис и праксис;
- развивать желание и способность воплощать свой замысел;
- развивать фантазию и двигательную активность;
- продолжать развивать способность к сотрудничеству при сохранении собственного
индивидуального замысла;
- формировать потребность делиться полученными знаниями (по ФГОС « транслировать
приобретенный опыт»).
Предварительная работа:
-слушание классической музыки («Времена года» А. Вивальди);
- чтение художественной литературы о зиме:
русская народная сказка «Снегурочка», «Как ежик шубу менял» Суконцев, «Мороз-
красный нос» Некрасов, «Снежная книга» Мамин-Сибиряк, «Что мы делали зимой»
Федотова, «Лес зимой» Каттин и мн. др.
- разучивание стихов и загадок и зиме :«Песня» Никитин, «Заячий след» Аким и мн. др.
-рисование тематическое ;
- беседы о зиме;
-составление рассказов по сюжетным картинкам и картинам;
-рассматривание картин и иллюстраций о зиме, презентаций зимней тематики;
- настольно-печатные игры на тему «Зимующие птицы», «Животные зимой», «Зимние
забавы», «Хорошо и плохо»;
- проведение досуга «Зимние забавы» совместно с инструктором физкультуры;
- исследовательская деятельность;
-экскурсия по территории детсада.
-разные игры с детьми зимней тематики.
Используемые технологии:
здоровьесберегающие, театральная деятельность, проектная деятельность,
дидактические, исследовательская, информационно-компьютерная, методика
рассказывания по модулям , мнемотехника, методика развития связной речи Л.В.
Лебедевой.
Оборудование:
материалы для создания коллажей, костюм мужской 17 века, скрипка, музыкальный
проигрыватель, картины, атрибуты для игры «Выставка картин», бейджи для детей,
снежинки, картон, магнитные наборы.
Содержание непрерывной образовательной деятельности:
Дети свободно общаются, завидев гостей встречают их:
-Здравствуйте! Проходите пожалуйста. Садитесь, Вам будет здесь удобно. Мы рады Вас
видеть! Это Вам (вручают снежинку).
Воспитатель привлекает внимание детей колокольчиком и говорит:
-Ребята, вы сегодня гостям подарили снежинки. Снежинка- это признак какого времени
года?
Ответы детей (фронтально).
Воспитатель:
-Какие еще признаки зимы существуют?
Ответы детей:
- Холодно, сосульки, мороз, иней, лед, катание на санках,…
Воспитатель:
-Сколько месяцев длится зима?
-Три.
-Назовите их пожалуйста.
-Декабрь, январь, февраль.
-Зима какая?
-Холодная, морозная, сверкающая, праздничная, …
-Да, о зиме можно говорить многими словами, можно отразить красоту зимы мелками,
карандашами, красками, стихами и даже нотами.
Звучит часть произведения из цикла «Времена года» А.Вивальди.
Воспитатель:
-Вам знакома эта мелодия?
-Да, это «Зима. Декабрь» Антонио Вивальди.
-О чем эта музыка? Что вы слышите в ней?
-Падают снежинки, ветер, метель.
-Вот мы услышали зиму в музыке. А как и где ее можно увидеть?
-На улице, на фото, в картинках, в книгах, на планшете, по тв, во сне,..…
Воспитатель предлагает отправиться на выставку «Зимние картины» и спрашивает:
-А кто встречает нас на выставках, в музеях?
-Экскурсовод.
-Да, это профессия человека, который рассказывает и показывает что-то интересное, в
данном случае на выставке.
-Кто из вас хочет стать сейчас экскурсоводом и рассказать по картине?
Пожелавший ребенок рассказывает по картине. Игра продолжается со сменой роли еще
дважды.
Воспитатель:
_ Вы молодцы. Настоящие экскурсоводы! Я предлагаю отправиться в другой зал «Живые
картины», где можно не только посмотреть, но и купить работы художников.
Предлагается взять со стола карточки с изображениями (люди и картины). Каждый
ребенок берет по одной.
Дети, взявшие карточки с изображениями людей, - «посетители» . Дети, взявшие карточки
с изображениями картин, - «картины» . Про сигналу «директора» (воспитатель)
«Подготовить выставку» дети-«картины» советуются с директором; затем дружно
произносят: «Выставка открыта»,- и застывают в задуманных позах. Дети-«посетители»
осматривают фигуры в течение 10-15 секунд. «Картины» дружно произносят вместе с
директором: «Выставка закрыта». «Картины» принимают свободные позы, оставаясь на
своих местах, «посетители» называют понравившиеся «картины». Здесь играем один раз.
Воспитатели приглашают детей «в следующий зал» и обращают внимание детей на
эмблемы ( бейджи надеты до занятия) , на которых изображены снежинки и снеговики.
-Сейчас вам предстоит выполнить задания. Снеговикам задание даст снеговик , а
снежинкам поможет снежинка.
Картинки с изображениями снеговика на лыжах и снежинки с зимующей птицей находятся
на доске. На одном столе разложены иллюстрации с изображениями зимних и летних
видов спорта, а на другом столе иллюстрации с изображениями зимующих птиц и
животных. Дети должны догадаться, какое задание дали снежинка и снеговик и
разместить картинки соответственно: около снеговика появляются иллюстрации с птиц
видов спорта, а около снежинки - с изображениями зимующих птиц.
Воспитатели хвалят детей, проверив вместе с детьми правильность выполнения и
услышав ответы на вопрос: «Какое задание вам досталось? А вам?».
И мы приглашаем вас в следующий зал. Воспитатель:
- Здесь зал интерактивный, здесь вы можете сами создать картины-коллажи из различных
материалов на тему зимы и ее признаков.
Дети работают под музыку Вивальди («Зима»).
-Видел бы Вивальди , на что вас вдохновила его музыка!
Музыка стихает. Звучит скрипка. Дети заинтересованно отвлекаются от своих работ
Воспитатель:
- Откуда эта музыка доносится?
-Там звучит, пойдемте туда!
-Здравствуйте! Мое путешествие во времени оказалось трудным, я совсем растерялся!
Кого вы во мне признали?
-Вы Антонио Вивальди!
Откуда же я? А что за инструмент в моих руках? А это что такое ?(смычок)Из чего сделан? К
каким инструментам скрипка: к духовым, клавишным, струнным или ударным? И кто
меня научил и играть на ней? Так я, выходит, музыкант и композитор?! А вы -то кто такие?
Предполагаемые ответы: дети, люди, семья, петербуржцы, девочки и мальчики,…
-А что вы тут делали? Как интересно!! Тебя как зовут? Расскажи ты, пожалуйста.
Дети (один -трое) отвечают, рассказывают о своих работах.
Вивальди восхищается.
-Кого ты научил бы делать такие картины?
Предполагаемые ответы детей: маму, младшего брата, папу, бабушку…
-А где можно послушать мою музыку?
Предполагаемые ответы детей: найти в интернете; в концертном зале, купив билеты в
кассе; по телевизору и радио,…
-Как бы мне хотелось сохранить этот прекрасный момент, эту встречу, ваши картины…Как
это сделать?
-Можно же сфотографироваться на память!!!
Прощание с героем. Проводив Антонио Вивальди, дети вежливо прощаются с гостями:
До свидания. Надеемся, вам у нас понравилось. Приходите к нам еще.