Автор: Невидимова Оксана Викторовна
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄с филиал "Светлячок "
Населённый пункт: г.Семикаракорск Ростовской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Проект по патриотическому во 2 младшей группе "Мой дом– моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад филиал «Светлячок»
Проект по патриотическому воспитанию
во 2 младшей группе
«Мой дом- моя семья»
азработала и реализовала воспитатель: Невидимова О. В.
Срок реализации: с 15. 01.2019 - 25.06.2019.
г. Семикаракорск
2019 г.
Тема проекта: «Мой дом- моя семья»
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта: Познавательно- игровой
Срок реализации: с 15. 01.2019 - 25.06.2019.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
элементарные представления о себе, о явлениях общественной жизни и нормах
человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная
отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к
окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из
основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем
традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие
качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки
самой семьи.
Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого
человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над
проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и
развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку,
что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять
значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать
к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
Формирование у детей
образа
«Я»,
понятий: «Семья», «Дом».
Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, к
своему дому
Задачи: Учить называть своё имя, фамилию, имена членов семьи
Развивать у детей представления о семье, её членах, родном доме.
Учить проявлять заботу о родных людях
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный (с 15. 01.2019. - 20.01.2019.)
2 этап — основной (реализация проекта) (с 21. 01.2019. - 15.05.2019.)
3 этап — заключительный (с 16. 05.2019 - 25.06.2019)
Планируемые результаты:
Дети:
Формирование образа «Я», представлений о семье, о том, что твой дом, это место, где
живут твои близкие и родные люди. Знакомство детей с понятием Родина. Расширение
знаний детей о своей семье, традициях, о жизни бабушек и дедушек
Воспитание чувства гордости за свою семью
Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и
воспитателем их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с
ребенком в семье.
Повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания
Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними партнерских
отношений.
Итоговое мероприятие: оформление альбома «Моя семья», семейной газеты «Моя
семья»
План реализации проекта (с 15.01.2019. - 31.03.2019.)
Этап
Мероприятия
Подготовительный
(с 15. 01.2019. -
20.01.2019.)
Январь
1.Определение целей и задач проекта;
2. Разработка плана проекта;
3.Подбор методической и художественной литературы для
реализации проекта
4.Подготовка материалов для работы с родителями
(анкеты, консультации, подборка худ. литературы)
Анкетирование «Патриотическое воспитание ребёнка»
Основной
(с 21. 01.2019. -
31.03.2019.)
Январь
1.НОД
О.О. Познавательное развитие. Ознакомление с
окружающим.
1.Тема: «Кто в домике живёт?»
2.Тема: «Найди предметы рукотворного мира»
О.О. Художественно- эстетическое развитие. Рисование.
Тема: «Украсим рукавичку-домик
2.Беседы с детьми: «Для чего человеку имя?», «Моя
семья», «Любимые занятия членов нашей семьи» , «Мой
брат (сестра) какой он?»
Сит. общения : «Я умею говорить спасибо»
Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь,
когда…»
3.Ознакомление с художественной литературой:
Рассказывание РНС «Колобок» (Рассматривание
иллюстраций к сказке «Колобок». Чтение
русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Л.Воронкова
«Маша –растеряша», К. Чуковский «Чудо дерево»,
П.Воронько «Обновки»; Е. Благинина «Научу обуваться и
братца», «Федя одевается»
Пословицы и поговорки о семье
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Рассматривание картин и иллюстрации: «Семья»
«Петушиная семья», «На прогулке»
4.Игровая деятельность:
Д/ и : «Кто я?», «Назови по имени», «Кто главный?»,
«Маленькие помощники», «Кто, что делает?», «Вежливые
слова», «Домик» (игры- вкладыши)
Хороводная игра : «Кто у нас хороший?»
П/и: « Птички в гнёздышках»,
«Гуси- лебеди»,
«Затейники», «Наседка и цыплята»
Игровая ситуация «Найди свою вещь»
Физминутка : «Семья»
Пальчиковые игры: «Семья», «Много мебели в квартире»
5.Безопасность: Сит. Общения: «Почему через дорогу
надо переходить вместе с мамой и папой, крепко держать
их за руку», «Если в доме пожар?»
Д/и: «Найди опасный предмет»
6.Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки
«Курочка Ряба»
7. Конструктивно- модельная деятельность:
Тема: «Мебель для куклы Оли» , «Загородка для домика»
8. Взаимодействие с родителями:
Консультация: "Развивающие игры с детьми на кухне"
Конкурс газет на тему «Огонь друг, огонь враг»
Февраль
1.НОД
О.О. Речевое развитие. Развитие речи. Тема: Беседа на
тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
О.О. Познавательное развитие Ознакомление с
окружающим Тема: «Мы поздравляем наших пап», «Мой
родной город»
О.О. Художественно- эстетическое развитие Аппликация
«Самолётик для папы», «Мой дом»
2.Беседы с детьми: Где мы живём? Городов на свете много,
а мой город- Семикаракорск», «Папы – Вы наши
Защитники»
Ситуации общения: «Что готовит мама?», «Что умеет
делать папа?» «Любимый дедушка»
3.Ознакомление с художественной литературой:
Сказки: «Волк и семеро козлят»,"Три медведя», «Сказка о
глупом мышонке»
К.Д.Ушинский «Петушок с семьёй»
Чтение стихотворения Д. Габе «Моя семья»,
Стихи : А. Барто «Самолёт, Моряк», «Грузовик».
Чтение потешек «Из за леса, из за гор, едет дедушка Егор»,
Водичка, водичка..»
Пословицы и поговорки о семье:
«В хорошей семье хорошие дети растут»
«Родители трудолюбивы – дети не ленивы»
«Жалей отца с матерью, других не найдешь»
Рассматривание картин и иллюстрации: «Кошка с
котятами», «Мой город – Семикаракорск»
4.Игровая деятельность:
Д/ и : «Кто я?», «Назови по имени», «Кто
главный?» ,«Маленькие помощники», «Кто, что делает?»,
«Вежливые слова», «Кто где живет?».
«Мой адрес», «Назови ласково»
Сюжетно- ролевые игры : «Строим дом», «Покатаем кукол
на машине» «Семья принимает гостей», «Мама пришла с
работы», «Дочка заболела» ,«Большая уборка в доме»
П/и «Найди свой домик», «Пешеходы и водители»,
«Птички в гнёздышках»
Пальчиковые игры: «Радуются взрослые и дети», «Семья»
Физкультминутки: «Семья», «Да, или нет?»
5.Безопасность: ПДД. «Детское кресло в автомобиле»
Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная
еда», «Микробы и мыло», «Если ты остался дома один».
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
6.Театрализованная деятельность: Игра-ситуация «Чьи
детки»
7.Взаимодействие с родителями: Консультация для
родителей: Роль отца в воспитании дошкольников»
Сбор фотографий в фотоальбом «Это я и моя семья», для
газеты «Мой отец, он может всё!»
Март
НОД
1.О.О. Познавательное развитие Ознакомление с
окружающим Тема: «Вот такая мама, золотая прямо! О.О.
Художественно- эстетическое развитие. Рисование
«Цветочки для мамы»
2.Беседы с детьми: «Мамы есть у всех», «Вот так мама,
золотая прямо», «Почему я люблю бывать у бабушки и
дедушки?»
3.Ознакомление с художественной литературой:
Стихи: И.Косякова «Всё она»
А.Барто «Машенька», «Семья»,
Е.Благинина - «Вот какая мама»,
З.Александрова- «Купание»,
Е.Благинина «Посидим в тишине»
«Это мамин день», Праздник мам», «Сюрприз»,
«Наступает мамин праздник», Разноцветный подарок»,
«Колыбельная для мамы», Я маму люблю» Сказки: «Лиса -
нянька» «Ленивая Бурчолина»
Чтение потешек : «Ладушки – ладушки»
Пословицы и поговорки о семье:
«
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед»
, «
При
солнышке – тепло, при матушке – добр», «Нет роднее
дружка, чем родная матушка»
4.Игровая деятельность: Д/ и :
«Кто я?», «Назови по
имени», «Как я дома помогаю», «Маленькие помощники»,
«Кто, что делает?», «Вежливые слова», «Кто где
живет?».«Мой адрес», «Назови ласково»
Настольно- печатные игры «Фоторобот» (складывание из
нескольких частей портрета Бабушки, дочки), «Бусы для
мамы», «Профессии»
Сюжетно – ролевые игры по теме проекта:
«Дочки – матери», «В гости к бабушке», «Мама с дочкой
едут за покупками», «Мы с бабушкой печем пирожки»,
«Купание куклы (дочки)»
«Стирка кукольного белья», «Мама пришла с работы»
П/ и: «Птички в гнёздышках», «Найди свой домик»,
«Карусель»
Пальчиковые игры: «Цветочек для мамочки», «Семья»,
«Помощник»
Физминутки: «Как у бабушки Наташи»
«Семья», «Помощник», «Радуются взрослые и дети»,
«Цветочек для мамочки»
5. Театрализованная деятельность: Игра-ситуация
«Городок игрушек»
6.Конструирование : «Домик для матрёшки»
7.Работа с родителями:
Сбор фотографий в фотоальбом «Это я и моя семья»
и газеты «Самая лучшая на свете мама!»
Конкурс совместных работ родителей с детьми
«Масленица»
Результаты реализации проекта (с 15. 01.2019-31.03.2019.)
•Дети умеют правильно называть своё имя, имена членов семьи, называть их по имени
или имени и отчеству;
•Развились добрые, нежные чувства к своим близким.
•Дети стали внимательнее и наблюдательнее к своим родителям.
•У детей появилось желание делать подарки своим близким, радовать их рисунками,
поделками.
•Дети познакомились с понятием –семья.
•Сформировались простейшие навыки вежливого общения.
•Привился интерес ребенка к своей семье, своему дому.
•Повысилась заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания
(выучили с детьми домашний адрес, имя и отчество родителей, бабушек и дедушек,
появилось желание участвовать и посещать с детьми городские мероприятия
•Оснастили предметно–развивающее пространство учебно–методическим комплексом:
дидактическими играми, пособиями.
Список литературы:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
2. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей
группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
3. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей
группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
4. Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью (младшая группа) М., ЦГЛ, 200
5. Ушакова, О. М. Дидактические игры во второй младшей группе / О. М. Ушакова. -
М. :ТЦ Сфера, 2010.
Приложение
Образовательная деятельность
Аппликация «Мой дом»
Рисование «Укрась рукавичку- домик»
Аппликация «Цветочек для мамочки»
Аппликация для папы «Самолёты летят»
Дидактические игры
«Сложи портреты бабушки и внучки»
«Сложи домик»
Д/и «Чей малыш?»
Д/и «Оденем дочку на прогулку»
Сложи картинку (профессии)
Беседа «Моя семья»
Сюжетно- ролевые игры по теме «Семья»
У
Рассматривание картин
«Мама гуляет с детьми»
Конструирование «Дом для матрёшки»
Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки «Курочка Ряба»
Конкурс газет «Огонь – друг, огонь- враг»
Газета «Мой отец, он может всё!»
Газета «Самая лучшая в мире мама!»