Автор: Ефремова Нина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 33
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Коррекционное занятие по обучению грамоте
Тема: Дифференциация звука "З" и "З"
Раздел: дошкольное образование
Коррекционное занятие по обучению грамоте.
Тема: дифференциация звука «З» и «З`».
2018г.
Цель занятия:
1.
Закреплять правильное произношение и различия звуков «З» и «З`».
2.
Закреплять умение производить звуко – буквенный анализ слов.
3.
Развивать фонематическое восприятие.
4.
Закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в
роде.
5.
Закреплять умение пересказывать знакомый текст и выбрать из него
родственные слова к слову «зима».
6.
Развивать память, внимание.
Оборудование: предметные картинки по количеству детей, схемы, классы
букв.
Ход занятия:
1 часть. Дети под тихую, спокойную музыку входят в группу и встают в
круг.
Воспитатель загадывает загадку:
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинкой, над миром пушинки?»
Ребенок: «Зима».
Воспитатель:
правильно,
это
зима.
Дети,
назовите
первый
звук
в
слове
«зима».
Ребенок: первый звук в слове «зима» - звук «З`».
Воспитатель: сегодня вы будете работать со звуками «З» - «З`».
Скажите пожалуйста, в слове «зима» звук «З» мягкий или твердый?
Ребенок: звук «З» - мягкий.
Воспитатель: правильно!
А кто может мне сказать, чем звук «З» и «З`» похожи, и чем отличаются?
Ребенок: Звуки «З» и «З`» - согласные, звонкие – этим они похожи.
Отличаются тем, что «З» - твердый, а «З`» - мягкий.
2 часть. Работа с картинками.
Воспитатель: Дети, на столе лежат картинки, на них изображены предметы в
названиях которых есть звуки «З» и «З`».
Задание: вы должны будете взять одну картинку, запомнить ее и произнести
это слово по звукам. С мягким звуком «З`» идут выбирать (имена детей).
Остальные берут картинки со звуком «З» - запоминают ее, проговаривая по
звукам,
ставят
на
доску
и
садятся
на
место.
()Картинки
с
доски
не
убираются).
3 часть. Работа с сигналами.
Воспитатель показывает картинки с твердым звуком «З» и мягким «З`».
Дети должны на слух определить какой это звук и поднять соответствующий
сигнал.
(твердый – синий сигнал, мягкий – зеленый сигнал).
4 часть. Деление слов на слоги.
Воспитатель: сейчас мы с вами немного поиграем, я буду загадывать слова,
все
отгадки
на
доске
(это
картинки),
а
вы
должны
будете
определить
количество слогов по хлопкам и догадаться какое слово я загадала. (Выбор
слов с одним, двумя, тремя слогами по хлопкам, слова не проговариваются
вслух).
Например: Зонт - 1 хлопок, зебра – 2 хлопка, корзина – 3 хлопка.
Задание: дети, я сейчас продирижирую слово, а вы должны догадаться, кокон
это слово; слова выбирайте из тех картинок, что на доске. (Дирижирование
воспитателем 3-4 слова, все слова разные).
5 часть. Звукобуквенный анализ (работа со схемами).
Задание: дети будьте внимательны, вы будете выкладывать слово по схемам.
1.
Первый слог мягкий, второй твердый.
2.
Первый слог твердый, второй твердый.
Проводим звуковой анализ слов (по схемам).
1.
Воспитатель: Чем похожи слова?
Ребенок: в каждом слове два слога, второй слог и в первом и во втором слове
– твердый.
2.
Воспитатель: чем они отличаются?
Ребенок: в первом слове первый звук «З`» мягкий.
3.
Воспитатель: как вы думаете, сколько слогов и в первом и во втором
словах?
Ребенок: в каждом слове два слога.
4.
Воспитатель: сколько гласных звуков?
Ребенок: в каждом слове по два гласных звука.
5.
Воспитатель: сколько согласных?
Ребенок: в первом слове – 2 согласных звука и во втором слове тоже 2
согласных звука.
6.
Воспитатель: сколько всего звуков в слове?
Ребенок: в слове 4 звука.
(Каждое слово (схема) разбирается отдельно).
Воспитатель: а сейчас дети внимательно посмотрите и найдите картинки,
которые подходят к первой и ко второй схеме. Подбор слов и выкладывание
их из букв, работа с кассой.
Задание: дети выкладывают из разрезной азбуки слова: зима, зубы.
Проводим буквенный анализ слов.
Воспитатель: сколько в слове «зима» букв?
Ребенок: в слове «зима» - 4 буквы.
Воспитатель: сколько в слове «зубы» букв?
Ребенок: в слове «зубы» - 4 буквы.
Воспитатель: чем похожи эти слова?
Ребенок: в каждом слове 4 буквы и одна буква «З».
Воспитатель: чем они отличаются?
Ребенок: в первом слове гласные «И», «А», во втором слове «У», «Ы». В
первом слове согласная буква «М», во втором «Б».
Воспитатель: молодцы дети!
Физминутка: «Скок – поскок, скок поскок
Зайка прыгнул на пенек
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки поднялись
Лапки ставим на бочек
На носочках скок – скок – скок,
А затем в припляску
Чтоб не мерзли лапки».
(координация речи с движением)
6 часть.
Воспитатель: вспомните дети какую картинку вы поставите в начале занятия
на
доску
и
выложимте
самостоятельно
звуковую
схему
вашего
слова.
(воспитатель проверяет правильно ли дети выполняют задание).
Воспитатель: а теперь мы отдохнем и опять играть начнем.
Дети встают вкруг (игра с мячом).
Воспитатель:
дети
я
буду
показывать
слово
«предмет»
а
вы
должны
придумать и назвать слово – признак к предмету.
Например: слово «день».
Ребенок: зимний день.
Воспитатель следит, чтобы дети проговаривали окончание в словах: зимний,
зимняя, зимние. (После игры дети садятся на свои места).
Воспитатель: чтение знакомого рассказа «Зима».
«Наступила холодная зима. Люди надели теплую, зимнюю одежду. Звери
попрятались на зимовку. Перелетные птицы улетают зимовать. Остались
только
зимующие
птицы:
снегири,
голуби,
вороны.
Трудная
зимовка
ожидает их суровой зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у
него ни запасов, ни теплого дома. Разгребает снег лапками, найдет озимые,
полакомится свежей «озимью»».
Назовите слова, которые произошли от слова «зима» в этом рассказе. (Подбор
родственных слов). (зимовье, зимовать, зимующие, озимые).
Воспитатель: как называются такие слова?
Ребенок: это родственные слова.
Воспитатель: а теперь внимательно послушайте еще раз этот рассказ, потому
что вы должны будете пересказать этот рассказ по цепочке, то есть каждый по
одному предложению (с мячом).
7 часть. Итог занятия.
Воспитатель подводит итог занятия.