Напоминание

Дифференциация звука "З" и "З"


Автор: Ефремова Нина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 33
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Коррекционное занятие по обучению грамоте
Тема: Дифференциация звука "З" и "З"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционное занятие по обучению грамоте.

Тема: дифференциация звука «З» и «З`».

2018г.

Цель занятия:

1.

Закреплять правильное произношение и различия звуков «З» и «З`».

2.

Закреплять умение производить звуко – буквенный анализ слов.

3.

Развивать фонематическое восприятие.

4.

Закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в

роде.

5.

Закреплять умение пересказывать знакомый текст и выбрать из него

родственные слова к слову «зима».

6.

Развивать память, внимание.

Оборудование: предметные картинки по количеству детей, схемы, классы

букв.

Ход занятия:

1 часть. Дети под тихую, спокойную музыку входят в группу и встают в

круг.

Воспитатель загадывает загадку:

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинкой, над миром пушинки?»

Ребенок: «Зима».

Воспитатель:

правильно,

это

зима.

Дети,

назовите

первый

звук

в

слове

«зима».

Ребенок: первый звук в слове «зима» - звук «З`».

Воспитатель: сегодня вы будете работать со звуками «З» - «З`».

Скажите пожалуйста, в слове «зима» звук «З» мягкий или твердый?

Ребенок: звук «З» - мягкий.

Воспитатель: правильно!

А кто может мне сказать, чем звук «З» и «З`» похожи, и чем отличаются?

Ребенок: Звуки «З» и «З`» - согласные, звонкие – этим они похожи.

Отличаются тем, что «З» - твердый, а «З`» - мягкий.

2 часть. Работа с картинками.

Воспитатель: Дети, на столе лежат картинки, на них изображены предметы в

названиях которых есть звуки «З» и «З`».

Задание: вы должны будете взять одну картинку, запомнить ее и произнести

это слово по звукам. С мягким звуком «З`» идут выбирать (имена детей).

Остальные берут картинки со звуком «З» - запоминают ее, проговаривая по

звукам,

ставят

на

доску

и

садятся

на

место.

()Картинки

с

доски

не

убираются).

3 часть. Работа с сигналами.

Воспитатель показывает картинки с твердым звуком «З» и мягким «З`».

Дети должны на слух определить какой это звук и поднять соответствующий

сигнал.

(твердый – синий сигнал, мягкий – зеленый сигнал).

4 часть. Деление слов на слоги.

Воспитатель: сейчас мы с вами немного поиграем, я буду загадывать слова,

все

отгадки

на

доске

(это

картинки),

а

вы

должны

будете

определить

количество слогов по хлопкам и догадаться какое слово я загадала. (Выбор

слов с одним, двумя, тремя слогами по хлопкам, слова не проговариваются

вслух).

Например: Зонт - 1 хлопок, зебра – 2 хлопка, корзина – 3 хлопка.

Задание: дети, я сейчас продирижирую слово, а вы должны догадаться, кокон

это слово; слова выбирайте из тех картинок, что на доске. (Дирижирование

воспитателем 3-4 слова, все слова разные).

5 часть. Звукобуквенный анализ (работа со схемами).

Задание: дети будьте внимательны, вы будете выкладывать слово по схемам.

1.

Первый слог мягкий, второй твердый.

2.

Первый слог твердый, второй твердый.

Проводим звуковой анализ слов (по схемам).

1.

Воспитатель: Чем похожи слова?

Ребенок: в каждом слове два слога, второй слог и в первом и во втором слове

– твердый.

2.

Воспитатель: чем они отличаются?

Ребенок: в первом слове первый звук «З`» мягкий.

3.

Воспитатель: как вы думаете, сколько слогов и в первом и во втором

словах?

Ребенок: в каждом слове два слога.

4.

Воспитатель: сколько гласных звуков?

Ребенок: в каждом слове по два гласных звука.

5.

Воспитатель: сколько согласных?

Ребенок: в первом слове – 2 согласных звука и во втором слове тоже 2

согласных звука.

6.

Воспитатель: сколько всего звуков в слове?

Ребенок: в слове 4 звука.

(Каждое слово (схема) разбирается отдельно).

Воспитатель: а сейчас дети внимательно посмотрите и найдите картинки,

которые подходят к первой и ко второй схеме. Подбор слов и выкладывание

их из букв, работа с кассой.

Задание: дети выкладывают из разрезной азбуки слова: зима, зубы.

Проводим буквенный анализ слов.

Воспитатель: сколько в слове «зима» букв?

Ребенок: в слове «зима» - 4 буквы.

Воспитатель: сколько в слове «зубы» букв?

Ребенок: в слове «зубы» - 4 буквы.

Воспитатель: чем похожи эти слова?

Ребенок: в каждом слове 4 буквы и одна буква «З».

Воспитатель: чем они отличаются?

Ребенок: в первом слове гласные «И», «А», во втором слове «У», «Ы». В

первом слове согласная буква «М», во втором «Б».

Воспитатель: молодцы дети!

Физминутка: «Скок – поскок, скок поскок

Зайка прыгнул на пенек

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки поднялись

Лапки ставим на бочек

На носочках скок – скок – скок,

А затем в припляску

Чтоб не мерзли лапки».

(координация речи с движением)

6 часть.

Воспитатель: вспомните дети какую картинку вы поставите в начале занятия

на

доску

и

выложимте

самостоятельно

звуковую

схему

вашего

слова.

(воспитатель проверяет правильно ли дети выполняют задание).

Воспитатель: а теперь мы отдохнем и опять играть начнем.

Дети встают вкруг (игра с мячом).

Воспитатель:

дети

я

буду

показывать

слово

«предмет»

а

вы

должны

придумать и назвать слово – признак к предмету.

Например: слово «день».

Ребенок: зимний день.

Воспитатель следит, чтобы дети проговаривали окончание в словах: зимний,

зимняя, зимние. (После игры дети садятся на свои места).

Воспитатель: чтение знакомого рассказа «Зима».

«Наступила холодная зима. Люди надели теплую, зимнюю одежду. Звери

попрятались на зимовку. Перелетные птицы улетают зимовать. Остались

только

зимующие

птицы:

снегири,

голуби,

вороны.

Трудная

зимовка

ожидает их суровой зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у

него ни запасов, ни теплого дома. Разгребает снег лапками, найдет озимые,

полакомится свежей «озимью»».

Назовите слова, которые произошли от слова «зима» в этом рассказе. (Подбор

родственных слов). (зимовье, зимовать, зимующие, озимые).

Воспитатель: как называются такие слова?

Ребенок: это родственные слова.

Воспитатель: а теперь внимательно послушайте еще раз этот рассказ, потому

что вы должны будете пересказать этот рассказ по цепочке, то есть каждый по

одному предложению (с мячом).

7 часть. Итог занятия.

Воспитатель подводит итог занятия.



В раздел образования