Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №54"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Улица требует к себе уважения"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад №54№" общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию дошкольников
методическая разработка
"Улица требует к себе уважения"
Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна
г.Новокузнецк 2019
Для того, чтобы воспитание детей было успешно,
надо, чтобы воспитывающие люди,
не переставая, воспитывали себя.
ЛН.Толстой
Как же заранее подготовить дошкольника к "взрослой жизни": научить переходить дорогу
на разрешающий сигнал светофора, в том месте, где установлен соответствующий
дорожный знак, правильно рассчитать расстояние до приближающегося транспортного
средства, уметь видеть "ловушки" на дороге - одним словом, уметь ориентироваться в
дорожной обстановке? Внимание к детям, чуткость и знание проблемных вопросов по
безопасности дорожного движения позволяют педагогическим коллективам дошкольных
учреждений грамотно и перспективно работать в деле воспитания юных пешеходов. Не
жалея сил и времени, руководителям ДОУ проявлять повышенное внимание к актуальной
проблеме травмирования детей в результате ДТП. Воспитателям детских садов
разрабатывать и проводить развлекательно - познавательные мероприятия по ПДД: сказки,
путешествия, логические путешествия, логические головоломки по ПДД, соревнования,
выпускные экзамены, главным действующим лицом в которых дорога и грамотное
поведение на ней участников дорожного движения. Конкурсы рисунков и викторины,
игровые занятия, проектные работы и методические пособия педагогов, а так же встречи
сотрудников ГИБДД с родителями дошколят, что позволяет в дальнейшем
стабилизировать обстановку с детским дорожно-транспортным травматизмом. От того,
какими участниками дорожного движения мы воспитаем нашу ребятню, зависит насколько
звонко будет звучать детский смех. Активно присоединять к мероприятиям и родителей
дошколят, они выпиливают, вырезают, клеят, лепят дорожную атрибутику: макеты района,
автомобилей и автозаправочных станций, светофоры и дорожные знаки, рисуют
агитационные плакаты. Такое совместное творчество родителей , педагогов и детей очень
важны, так как многие родители не задумываются над проблемой детской безопасности на
дороге.
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики
дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими
показателями получают травмы разной степени тяжести.
Дошкольное учреждение детей является основным звеном системы обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, где они могут и должны получить необходимые
знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на
улицах, дорогах и в транспорте.
На сегодняшний день низкая эффективность обучения дорожной безопасности во многом
обусловлена отсутствием педагогически совершенных учебно-методических пособий для
дошкольных учреждений. Используемая в этих целях литература не всегда соответствует
современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса и рассчитана на
стандартный подход к детям любого возраста, без учета уровня их психического и
физического развития.
ПДД регламентирует единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том
числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как "модель" взрослого
человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети -
это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой,
как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Все мы
живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в
дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных
происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в
неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним
нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка
Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей
пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от
дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот
почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на
улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны
принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же,
школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в
данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой
ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного
материала. Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков
безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде. Этот учебно-
воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных
упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Организационно-методические рекомендации для реализации программы
Правила поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни
человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Только поэтому они
и существуют, иначе возникает необходимость в их пересмотре или уточнении. Человек,
вне зависимости от возраста, будет следовать правилу только в том случае, если ему
понятен его смысл. Очевидно, что самым неэффективным способом объяснения этого
смысла являются долгие наставления и нравоучения (часто они имеют обратный эффект).
Что же делать, если дети постоянно нарушают определенные правила? Попробуйте сами
себе дать ответ на следующие вопросы:
Может быть вы действовали только путем прямого запрета и дети не поняли
значения данного правила?
Может быть, у них не было достаточно времени, чтобы его усвоить?
Достаточно ли вы стимулировали выполнение правила, поощряли его
соблюдение?
Последовательно ли ваше собственное поведение и всегда ли вы сами
придерживаетесь правил?
Не слишком ли много правили запретов, которым должны следовать дети?
Регулирование поведения детей путем прямых запретов со стороны взрослых
должно быть минимальным:
Избыточность запретов наносит ущерб, так как при ослаблении внимания и контроля со
стороны взрослых дети могут "пойти в разнос", а так же некоторые из запретов неизбежно
будут нарушаться. А это может привести к травмам, несчастным случаям.
Эффективен способ показа или рассказа детям последствий неправильного поведения в
дорожной среде.
Очень важно так же пользоваться каждой возможностью, чтобы похвалить детей за
хороший поступок, за соблюдение тех или иных правил. Способы регулирования
поведения детей в дорожно-транспортной среде с целью обеспечения их безопасности, так
же как и формы поддержки и поощрения, зависит от возраста ребенка, а так же от
конкретных условий:
местоположения (город, сельская местность), месторасположения детского сада, участка,
где гуляют дети, отдаленность жилья детей от детского сада. Поэтому каждый
педагогический коллектив планирует программу обучения детей Правилам поведения в
дорожно-транспортной среде, адаптируя ее к своим условиям.
Психофизиологические особенности поведения ребенка на дороге
Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым
участником дорожного движения является ребенок. Во многих ДТП - он основной
виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, - 15-17% - дети дошкольного
возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети
дошкольного и младшего дошкольного возраста. Дошкольники наиболее часто
подвергаются несчастным случаям в силу своего психологического развития. Это связано
с их высшей нервной деятельностью: незрелостью и непостоянством, быстрым
истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над торможением.
Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного
движения, в разметке дорог, возможностях транспортных средств.
Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и
расстояния.
Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить
свой взгляд с близких предметов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые.
Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.
Небольшой рост ребенка не позволяют ему получить полный обзор дорожного движения.
Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной
степени у ребенка младшего дошкольного возраста.
Дети не обладают способностью делать выводы общего характера, т.е. они не могут перенести,
например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все
другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на
дороге. Из-за различных препятствий (транспортные средства, взрослые пешеходы, сугробы)
он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые подходят к
проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети
начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность
поведения детей. Эмоции (радость, удивление, интерес к чему-либо) заставляют их забыть об
опасности.
Потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки,
недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто
интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям. Дети по-
разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого
грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не
рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров-
легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с большой скоростью,
Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что
невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем
обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного
поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного
движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими
пешеходами, шумное поведение в транспорт-это наглядное проявление возрастных
особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, ребенок дошкольного возраста
сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти
правильно и безопасно проезжую часть не может. Для
того, чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного
возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям
ребенка в данное время поддаваться обучению.
При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные
способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного
возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его
способностями и другими свойствами личности.
В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении знаний, он постоянно стремиться что-
то сделать сам и многие предметы делает своими руками. каждый ребенок уникален и
непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и
обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям надо хорошо
усвоить возрастные и психофизиологические особенности своего ребенка
.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Месяц
Тематика мероприятия
Задачи
Сентябрь
НОД "Знаки в жизни человека"
Закрепить знания детей с понятием
"знак" и их разновидностями.
Развивать логическое и ассоциативное
мышление, память речь, воображение.
Продолжать формировать у детей
чувство ответственности за свою
жизнь.
Беседа "Правила поведения
пешеходов"
Расширять у детей знания о правилах
поведения пешеходов. Воспитывать
ответственность.
Наблюдение "Участники дорожного
движения"
Предложить детям рассказать о
действиях пешеходов, водителей;
продолжать знакомить с правилами
дорожного движения; формировать у
детей навыки безопасного поведения
на улице. Активизировать в речи и
уточнить названия частей улицы.
Дидактическая игра "Раздели на
группы" по теме "Транспорт"
Упражнять детей в группировке
транспортных средств по заданному
признаку; учить различать легковой,
пассажирский, грузовой транспорт,
автомобили специального назначения.
Формировать умение выделять
признак, по которому сгруппированы
предметы.
Аппликация "Такой разный
транспорт"
Закрепление знаний детей о
классификации транспорта.
Чтение книги А.Иванова "Как
разлучные друзья дорогу
переходили"
На примере сказочных героев
закреплять правила поведения на
улице: умение предвидеть и избегать
опасных ситуаций.
Практическая работа "Мы идем
через дорогу"
Закрепить у детей знания правил
дорожного движения.
Октябрь
НОД "Для чего нужны дорожные
знаки"
Познакомить детей с
предупреждающими , указательными,
запрещающими дорожными знаками;
учить различать знаки; закреплять
навыки выполнения правил дорожного
движения.
Беседа "Правила для пешеходов"
Продолжать знакомить детей с
пешеходным светофором. Развивать
внимание. Воспитывать в ребенке
грамотного пешехода
Дидактическая игра "Назови
правильно" по теме
"Дорожные
знаки
Актуализировать и дополнить
представления детей о дорожных
знаках, учить применять их в игре.
Учить правильно произносить новые
слова, использовать их в различных
речевых конструкциях.
Наблюдение "Работа светофора"
Предложить детям по результатам
наблюдения рассказать о светофоре
(внешний вид, назначение), ответить
на вопросы воспитателя о работе
светофора. Актуализировать знания о
правилах перехода улицы.
Совершенствовать диалогическую и
монологическую форму речи, умение
составлять краткие рассказы о
наблюдаемых событиях, учить
эмоционально передавать свои
впечатления.
Рисование "Дорожный знак"
Закреплять у детей знания о
дорожных знаках и их назначении.
Анализ проблемных ситуаций "На
дороге"
Формировать у детей представления
об опасных для человека ситуациях и
способах поведения в них. Учить
устанавливать причинно-
следственные связи между
собственной безопасностью и
знанием и соблюдением ПДД.
КВН "Твой приятель светофор"
Закреплять у детей знания ПДД,
воспитывать в ребенке грамотного
пешехода.
Пение песни "Дорожный знак" (муз.
Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука).
Обогащать знания детей о дорожном
движении и дорожных знаках, опыт
познания в образной, чувственной
форме
Ноябрь
НОД "Здравствуй улица"
Знакомить детей с понятием
"перекресток", "площадь".
Продолжать знакомить с Правилами
дорожного движения, учить
практически применять их в
различных ситуациях. развивать
мышление, зрительное внимание,
умение ориентироваться в
окружающем мире. Воспитывать
чувство ответственности
Наблюдение за работой сотрудника
ГИБДД
Уточнять знания детей о работе
сотрудников ГИБДД, объяснить
значение его жестов. Развивать
мелкую моторику. Воспитывать
внимание, сосредоточенность, умение
реагировать на сигналы
регулировщика.
Беседа "Дорожные нарушения"
Закрепить правила поведения на
улице. Развивать умение правильно
ориентироваться в создавшейся
ситуации.
Конструирование "Улица на которой
я живу "
Развивать у детей воображение,
фантазию, умение делать постройки
домов, транспорта из разного
строительного материала.
Компьютерная презентация "Улицы
нашего города
Систематизировать и дополнить
знания детей о правилах дорожного
движения и поведения на улице, о
светофоре. Учить выявлять источник
опасности, проявлять осторожность и
предусмотрительность в
потенциально опасных ситуациях
Разгадывание загадок о
транспортных средствах (С.Волкова
"Про правила дорожного
движения).
Учить детей выделять признаки
объекта в описании, сравнивать их с
изображением транспортных средств.
Декабрь
НОД "Виды транспорта"
Познакомить детей с возникновением
различных видов транспорта.
Закрепить знания о профессии
водителя, о необходимости
соблюдения правил дорожного
движения. Упражнять в умении
классифицировать транспорт по
видам. Активизировать словарь детей
словами-названиями транспортных
средств, профессий людей,
управляющих этими транспортными
средствами.
Беседа "Труд водителя"
Расширять у детей знания о труде
водителя и причинах дорожно-
транспортных происшествий.
Воспитывать уважение к труду
взрослых.
Чтение М.Дружинина "Служебные
машины"
Обучать понимать содержание
прочитанного. Закреплять знание
машин специального назначения.
Аппликация "Такой разный
транспорт"
Закрепление знаний детей о
классификации транспорта.
Дидактическая игра "Расскажи об
этом транспорте
Закрепление знаний детей о
классификации транспорта, его
назначении в жизни человека.
Закрепление умения детей составлять
описательные рассказы о транспорте.
Игровое упражнение "Разминка для
пешехода"
Способствовать освоению детьми
комплекса действий, необходимых при
переходе дороги, формировать
компоненты физической готовности к
преодолению опасных ситуаций.
Январь
НОД "О чем разговаривает улица"
Уточнять представления детей о
специальных световых сигналах:
мигающие огни, фары. Углублять
знания детей о дорожных знаках:
предупреждающие, запрещающие,
указательные, знаки сервиса.
Викторина "Пешеход на улице"
Закрепить знание детей о правилах
дорожного движения.
Дидактическая игра "К какой
группе знаков относится этот знак"
Закрепление знаний детей о
классификации дорожных знаков.
Сюжетно-ролевая игра "Шоферы":
сюжет "Водители и пешеходы"
Систематизировать и дополнить
знания детей о правилах дорожного
движения и поведения на улице, о
светофоре. Учить выявлять источник
опасности, проявлять осторожность и
предусмотрительность в
потенциально опасных ситуациях.
Чтение фрагмента сказки С.Волкова
"Про правила дорожного движения.
Формировать у детей систему знаний
об источниках опасности,
систематизировать представления об
элементарных городских улицах
Рисование ""Улицы города"
Формировать у детей систему знаний
об источниках опасности,
систематизировать представления об
элементах городских улиц.
Февраль
НОД "Правила для пешеходов и
пассажиров"
Продолжать знакомить детей с
правилами для пешеходов и
пассажиров. Закрепить с детьми
понятия "водитель" и "пешеход".
Беседа "Правила пешехода"
Продолжать знакомить детей с
пешеходным светофором.
Развивать
внимание. Воспитывать в ребенке
грамотного пешехода.
Изготовление книжки- малышки
"Дорожные знаки"
Закрепить знания детей о дорожных
знаках. Развивать мелкую моторику
рук, глазомер.
Подвижно-дидактическая игра
"Регулировщик"
Учить детей выполнять игровые
действия в роли пешехода и
регулировщика. Учить применять на
практике полученные знания,
подчиняться правилам, формировать
компетенции безопасного поведения.
Развлечение "Азбука пешехода"
Закрепить знание детей о дорожных
знаках и правилах дорожного
движения.
Компьютерная презентация: работа
инспектора ДПС
Расширять знания детей о работе
инспектора дорожного движения,
учить называть атрибуты и детали
формы, рассказать об их назначении.
Март
НОД "Транспорт"
Закрепить знание детей о видах
транспорта и его назначении
(наземный, подземный, Водный,
воздушный); повторить правила
дорожного движения и значение
сигналов светофора; углублять знания
о правилах пользования
общественным транспортом;
обогащать лексику словами,
обозначающими профессии людей,
связанных с транспортом.
Беседа "Виды транспорта"
Закреплять знания детей о видах
транспорта.
Наблюдение "Остановка
общественного транспорта"
Обратить внимание детей на знаки,
обозначающие остановку транспорта,
знакомить с
моделями правильного поведения на
остановке. Помочь детям
сформулировать правила безопасного
для себя и окружающих людей
поведения вблизи проезжей части.
Дидактическая игра "Узнай знак"
Закреплять знания детей о дорожных
знаках.
Чтение В.Семерин "Запрещается-
разрешается"
Продолжать формировать знания
детей об источниках опасности и
правилах дорожного движения.
Беседа "Азбука- пешехода"
Продолжать расширять знания детей о
правилах поведения на улице,
закреплять знания детей правила
дорожного движения.
Апрель
НОД "Наземный транспорт"
Обогащать представление о видах
транспорта; закреплять знания о видах
городского транспорта (автобус,
троллейбус, трамвай, такси,
маршрутное такси, метро); повторить
правила поведения в транспорте;
учить безопасному поведению на
улицах и дорогах; познакомить со
значением транспорта в жизни
человека.
Беседа "Готовы ли мы стать
пассажирами"
Продолжать знакомить детей с
основами правилами поведения в
общественном транспорте; изучить
обязанности пассажиров в транспорте.
Дидактическая игра "Узнай знак"
Закрепить знания детей о дорожных
знаках.
Рисование "Моя улица на которой я
живу"
Закреплять представления детей об
улице, умение отображать увиденное
во время прогулок передавать свои
впечатления.
Чтение М. Дружинина "Моя улица"
Закреплять у детей знания об улице.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать внимательность.
Игровое упражнение "Разминка для
пешехода"
Способствовать освоению детьми
комплекса действий, необходимых при
переходе дороги, формировать
компоненты физической готовности к
преодолению опасных ситуаций.
Май
НОД "Правила и безопасность
дорожного движения"
Продолжать учить детей правилам
дорожного движения; закреплять
знания о работе светофора; расширять
представления о дорожных знаках и
их назначении; воспитывать
ответственность за свою безопасность
и жизнь других людей.
Беседа "Всем ребятам надо знать,
как по улицам шагать"
Закрепить правила поведения детей на
улице: ПДД, понятие о светофоре и
его назначении, продолжать
воспитывать правила безопасного
поведения на улицах. Способствовать
формированию культуры речевого
общения в транспорте.
Конструирование "Городской
транспорт"
Продолжать учить детей строить
грузовой и пассажирский транспорт.
Закреплять с детьми в ходе занятия
знания правил дорожного движения.
Дидактическая игра "Узнай по
описанию"
Активизировать представления детей
о внешнем виде и назначении
дорожных знаков, активизировать в
речи их названия.
Викторина "Что? Где? Когда?"
Закрепить у детей знание правил
дорожного движения и умения
соблюдать их в жизни.
Сюжетно-ролевая игра "Поездка по
городу"
Формировать осторожное и
осмотрительное отношение к
потенциально опасным для человека
ситуациям, умение "читать"
простейшую
графическую информацию,
обозначающую пространственные
отношения объектов и направления их
движения в прстранстве.
Июнь
Компьютерная презентация "Улицы
города"
Продолжать знакомить детей с
правилами дорожного движения и
поведения на улице, о светофоре.
Продолжать учить детей выявлять
источник опасности, проявлять
осторожность и
предусмотрительность в
потенциально опасных ситуациях.
Подвижная игра "Перекресток"
Продолжать знакомить детей с
правилами игры. Закреплять знания о
перекрестке. Воспитывать
ответственность. внимательность.
Дидактическая игра "Объясни"
Развивать у детей мышление, знания
ПДД.
Игра-соревнование "Перейди
дорогу правильно"
Развивать у детей внимание, умение
выполнять действия по сигналу
воспитателя.
Июль
Чтение С.Волкова "Правила
дорожного движения.
Развивать у детей умение полным
предложением отвечать на
поставленный вопрос из текста.
Закреплять знания ПДД.
Сюжетно-ролевая игра "Правила
дорожного движения".
Продолжать ориентироваться детей
ориентироваться по дорожным
знакам; соблюдать правила дорожного
движения; воспитывать быть
вежливыми, внимательными друг к
другу, ориентировать в дорожной
ситуации.
Развлечение " Светофор".
Обогащать знания детей о светофоре,
дорожных знаках, работе инспектора
ДПС.
Дидактическая игра "Транспорт"
Упражнять детей в группировке
транспортных средств по заданному
признаку.
Август
Беседа "По дороге в детский сад"
Продолжать формировать у детей
представления о безопасном маршруте
движения от дома в детский сад.
Развивать наблюдательность,
внимание.
Чтение А.Северного "Самокат"
Уточнить знания детей о специальных
местах предназначающихся для
катания на самокате, велосипеде;
объяснить что кататься можно только
в присутствии взрослых.
Пение песни "Детский сад идет"
(муз. И.Шахова, сл. А Карасева).
Углублять знания детей о безопасном
движении группами по тротуару, о
правилах перехода проезжей части
улицы
КВН "Правила дорожного
движения"
Закрепление знаний детьми правил
дорожного движения.
Список литературы: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. -М. :АСТ, 1998.
Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ«Сфера», 2010.
Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего
школьного возраста.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.
Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности.
Данилова Т.И Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД.