Напоминание

"Улица требует к себе уважения"


Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №54"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Улица требует к себе уважения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад №54№" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию дошкольников

методическая разработка

"Улица требует к себе уважения"

Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна

г.Новокузнецк 2019

Для того, чтобы воспитание детей было успешно,

надо, чтобы воспитывающие люди,

не переставая, воспитывали себя.

ЛН.Толстой

Как же заранее подготовить дошкольника к "взрослой жизни": научить переходить дорогу

на разрешающий сигнал светофора, в том месте, где установлен соответствующий

дорожный знак, правильно рассчитать расстояние до приближающегося транспортного

средства, уметь видеть "ловушки" на дороге - одним словом, уметь ориентироваться в

дорожной обстановке? Внимание к детям, чуткость и знание проблемных вопросов по

безопасности дорожного движения позволяют педагогическим коллективам дошкольных

учреждений грамотно и перспективно работать в деле воспитания юных пешеходов. Не

жалея сил и времени, руководителям ДОУ проявлять повышенное внимание к актуальной

проблеме травмирования детей в результате ДТП. Воспитателям детских садов

разрабатывать и проводить развлекательно - познавательные мероприятия по ПДД: сказки,

путешествия, логические путешествия, логические головоломки по ПДД, соревнования,

выпускные экзамены, главным действующим лицом в которых дорога и грамотное

поведение на ней участников дорожного движения. Конкурсы рисунков и викторины,

игровые занятия, проектные работы и методические пособия педагогов, а так же встречи

сотрудников ГИБДД с родителями дошколят, что позволяет в дальнейшем

стабилизировать обстановку с детским дорожно-транспортным травматизмом. От того,

какими участниками дорожного движения мы воспитаем нашу ребятню, зависит насколько

звонко будет звучать детский смех. Активно присоединять к мероприятиям и родителей

дошколят, они выпиливают, вырезают, клеят, лепят дорожную атрибутику: макеты района,

автомобилей и автозаправочных станций, светофоры и дорожные знаки, рисуют

агитационные плакаты. Такое совместное творчество родителей , педагогов и детей очень

важны, так как многие родители не задумываются над проблемой детской безопасности на

дороге.

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики

дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими

показателями получают травмы разной степени тяжести.

Дошкольное учреждение детей является основным звеном системы обучения и

воспитания детей дошкольного возраста, где они могут и должны получить необходимые

знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на

улицах, дорогах и в транспорте.

На сегодняшний день низкая эффективность обучения дорожной безопасности во многом

обусловлена отсутствием педагогически совершенных учебно-методических пособий для

дошкольных учреждений. Используемая в этих целях литература не всегда соответствует

современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса и рассчитана на

стандартный подход к детям любого возраста, без учета уровня их психического и

физического развития.

ПДД регламентирует единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том

числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как "модель" взрослого

человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети -

это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой,

как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Все мы

живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в

дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных

происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в

неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним

нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка

Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей

пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от

дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот

почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на

улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны

принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же,

школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в

данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой

ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного

материала. Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков

безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде. Этот учебно-

воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных

упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Организационно-методические рекомендации для реализации программы

Правила поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни

человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Только поэтому они

и существуют, иначе возникает необходимость в их пересмотре или уточнении. Человек,

вне зависимости от возраста, будет следовать правилу только в том случае, если ему

понятен его смысл. Очевидно, что самым неэффективным способом объяснения этого

смысла являются долгие наставления и нравоучения (часто они имеют обратный эффект).

Что же делать, если дети постоянно нарушают определенные правила? Попробуйте сами

себе дать ответ на следующие вопросы:

Может быть вы действовали только путем прямого запрета и дети не поняли

значения данного правила?

Может быть, у них не было достаточно времени, чтобы его усвоить?

Достаточно ли вы стимулировали выполнение правила, поощряли его

соблюдение?

Последовательно ли ваше собственное поведение и всегда ли вы сами

придерживаетесь правил?

Не слишком ли много правили запретов, которым должны следовать дети?

Регулирование поведения детей путем прямых запретов со стороны взрослых

должно быть минимальным:

Избыточность запретов наносит ущерб, так как при ослаблении внимания и контроля со

стороны взрослых дети могут "пойти в разнос", а так же некоторые из запретов неизбежно

будут нарушаться. А это может привести к травмам, несчастным случаям.

Эффективен способ показа или рассказа детям последствий неправильного поведения в

дорожной среде.

Очень важно так же пользоваться каждой возможностью, чтобы похвалить детей за

хороший поступок, за соблюдение тех или иных правил. Способы регулирования

поведения детей в дорожно-транспортной среде с целью обеспечения их безопасности, так

же как и формы поддержки и поощрения, зависит от возраста ребенка, а так же от

конкретных условий:

местоположения (город, сельская местность), месторасположения детского сада, участка,

где гуляют дети, отдаленность жилья детей от детского сада. Поэтому каждый

педагогический коллектив планирует программу обучения детей Правилам поведения в

дорожно-транспортной среде, адаптируя ее к своим условиям.

Психофизиологические особенности поведения ребенка на дороге

Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым

участником дорожного движения является ребенок. Во многих ДТП - он основной

виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, - 15-17% - дети дошкольного

возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети

дошкольного и младшего дошкольного возраста. Дошкольники наиболее часто

подвергаются несчастным случаям в силу своего психологического развития. Это связано

с их высшей нервной деятельностью: незрелостью и непостоянством, быстрым

истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над торможением.

Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного

движения, в разметке дорог, возможностях транспортных средств.

Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и

расстояния.

Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить

свой взгляд с близких предметов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые.

Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.

Небольшой рост ребенка не позволяют ему получить полный обзор дорожного движения.

Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной

степени у ребенка младшего дошкольного возраста.

Дети не обладают способностью делать выводы общего характера, т.е. они не могут перенести,

например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все

другие места, где они должны переходить дорогу.

Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на

дороге. Из-за различных препятствий (транспортные средства, взрослые пешеходы, сугробы)

он не виден водителю, который находится на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые подходят к

проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети

начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность

поведения детей. Эмоции (радость, удивление, интерес к чему-либо) заставляют их забыть об

опасности.

Потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки,

недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто

интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям. Дети по-

разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого

грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не

рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров-

легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с большой скоростью,

Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что

невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем

обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного

поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного

движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими

пешеходами, шумное поведение в транспорт-это наглядное проявление возрастных

особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, ребенок дошкольного возраста

сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти

правильно и безопасно проезжую часть не может. Для

того, чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного

возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям

ребенка в данное время поддаваться обучению.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные

способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного

возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его

способностями и другими свойствами личности.

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении знаний, он постоянно стремиться что-

то сделать сам и многие предметы делает своими руками. каждый ребенок уникален и

непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и

обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям надо хорошо

усвоить возрастные и психофизиологические особенности своего ребенка

.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Месяц

Тематика мероприятия

Задачи

Сентябрь

НОД "Знаки в жизни человека"

Закрепить знания детей с понятием

"знак" и их разновидностями.

Развивать логическое и ассоциативное

мышление, память речь, воображение.

Продолжать формировать у детей

чувство ответственности за свою

жизнь.

Беседа "Правила поведения

пешеходов"

Расширять у детей знания о правилах

поведения пешеходов. Воспитывать

ответственность.

Наблюдение "Участники дорожного

движения"

Предложить детям рассказать о

действиях пешеходов, водителей;

продолжать знакомить с правилами

дорожного движения; формировать у

детей навыки безопасного поведения

на улице. Активизировать в речи и

уточнить названия частей улицы.

Дидактическая игра "Раздели на

группы" по теме "Транспорт"

Упражнять детей в группировке

транспортных средств по заданному

признаку; учить различать легковой,

пассажирский, грузовой транспорт,

автомобили специального назначения.

Формировать умение выделять

признак, по которому сгруппированы

предметы.

Аппликация "Такой разный

транспорт"

Закрепление знаний детей о

классификации транспорта.

Чтение книги А.Иванова "Как

разлучные друзья дорогу

переходили"

На примере сказочных героев

закреплять правила поведения на

улице: умение предвидеть и избегать

опасных ситуаций.

Практическая работа "Мы идем

через дорогу"

Закрепить у детей знания правил

дорожного движения.

Октябрь

НОД "Для чего нужны дорожные

знаки"

Познакомить детей с

предупреждающими , указательными,

запрещающими дорожными знаками;

учить различать знаки; закреплять

навыки выполнения правил дорожного

движения.

Беседа "Правила для пешеходов"

Продолжать знакомить детей с

пешеходным светофором. Развивать

внимание. Воспитывать в ребенке

грамотного пешехода

Дидактическая игра "Назови

правильно" по теме

"Дорожные

знаки

Актуализировать и дополнить

представления детей о дорожных

знаках, учить применять их в игре.

Учить правильно произносить новые

слова, использовать их в различных

речевых конструкциях.

Наблюдение "Работа светофора"

Предложить детям по результатам

наблюдения рассказать о светофоре

(внешний вид, назначение), ответить

на вопросы воспитателя о работе

светофора. Актуализировать знания о

правилах перехода улицы.

Совершенствовать диалогическую и

монологическую форму речи, умение

составлять краткие рассказы о

наблюдаемых событиях, учить

эмоционально передавать свои

впечатления.

Рисование "Дорожный знак"

Закреплять у детей знания о

дорожных знаках и их назначении.

Анализ проблемных ситуаций "На

дороге"

Формировать у детей представления

об опасных для человека ситуациях и

способах поведения в них. Учить

устанавливать причинно-

следственные связи между

собственной безопасностью и

знанием и соблюдением ПДД.

КВН "Твой приятель светофор"

Закреплять у детей знания ПДД,

воспитывать в ребенке грамотного

пешехода.

Пение песни "Дорожный знак" (муз.

Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука).

Обогащать знания детей о дорожном

движении и дорожных знаках, опыт

познания в образной, чувственной

форме

Ноябрь

НОД "Здравствуй улица"

Знакомить детей с понятием

"перекресток", "площадь".

Продолжать знакомить с Правилами

дорожного движения, учить

практически применять их в

различных ситуациях. развивать

мышление, зрительное внимание,

умение ориентироваться в

окружающем мире. Воспитывать

чувство ответственности

Наблюдение за работой сотрудника

ГИБДД

Уточнять знания детей о работе

сотрудников ГИБДД, объяснить

значение его жестов. Развивать

мелкую моторику. Воспитывать

внимание, сосредоточенность, умение

реагировать на сигналы

регулировщика.

Беседа "Дорожные нарушения"

Закрепить правила поведения на

улице. Развивать умение правильно

ориентироваться в создавшейся

ситуации.

Конструирование "Улица на которой

я живу "

Развивать у детей воображение,

фантазию, умение делать постройки

домов, транспорта из разного

строительного материала.

Компьютерная презентация "Улицы

нашего города

Систематизировать и дополнить

знания детей о правилах дорожного

движения и поведения на улице, о

светофоре. Учить выявлять источник

опасности, проявлять осторожность и

предусмотрительность в

потенциально опасных ситуациях

Разгадывание загадок о

транспортных средствах (С.Волкова

"Про правила дорожного

движения).

Учить детей выделять признаки

объекта в описании, сравнивать их с

изображением транспортных средств.

Декабрь

НОД "Виды транспорта"

Познакомить детей с возникновением

различных видов транспорта.

Закрепить знания о профессии

водителя, о необходимости

соблюдения правил дорожного

движения. Упражнять в умении

классифицировать транспорт по

видам. Активизировать словарь детей

словами-названиями транспортных

средств, профессий людей,

управляющих этими транспортными

средствами.

Беседа "Труд водителя"

Расширять у детей знания о труде

водителя и причинах дорожно-

транспортных происшествий.

Воспитывать уважение к труду

взрослых.

Чтение М.Дружинина "Служебные

машины"

Обучать понимать содержание

прочитанного. Закреплять знание

машин специального назначения.

Аппликация "Такой разный

транспорт"

Закрепление знаний детей о

классификации транспорта.

Дидактическая игра "Расскажи об

этом транспорте

Закрепление знаний детей о

классификации транспорта, его

назначении в жизни человека.

Закрепление умения детей составлять

описательные рассказы о транспорте.

Игровое упражнение "Разминка для

пешехода"

Способствовать освоению детьми

комплекса действий, необходимых при

переходе дороги, формировать

компоненты физической готовности к

преодолению опасных ситуаций.

Январь

НОД "О чем разговаривает улица"

Уточнять представления детей о

специальных световых сигналах:

мигающие огни, фары. Углублять

знания детей о дорожных знаках:

предупреждающие, запрещающие,

указательные, знаки сервиса.

Викторина "Пешеход на улице"

Закрепить знание детей о правилах

дорожного движения.

Дидактическая игра "К какой

группе знаков относится этот знак"

Закрепление знаний детей о

классификации дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра "Шоферы":

сюжет "Водители и пешеходы"

Систематизировать и дополнить

знания детей о правилах дорожного

движения и поведения на улице, о

светофоре. Учить выявлять источник

опасности, проявлять осторожность и

предусмотрительность в

потенциально опасных ситуациях.

Чтение фрагмента сказки С.Волкова

"Про правила дорожного движения.

Формировать у детей систему знаний

об источниках опасности,

систематизировать представления об

элементарных городских улицах

Рисование ""Улицы города"

Формировать у детей систему знаний

об источниках опасности,

систематизировать представления об

элементах городских улиц.

Февраль

НОД "Правила для пешеходов и

пассажиров"

Продолжать знакомить детей с

правилами для пешеходов и

пассажиров. Закрепить с детьми

понятия "водитель" и "пешеход".

Беседа "Правила пешехода"

Продолжать знакомить детей с

пешеходным светофором.

Развивать

внимание. Воспитывать в ребенке

грамотного пешехода.

Изготовление книжки- малышки

"Дорожные знаки"

Закрепить знания детей о дорожных

знаках. Развивать мелкую моторику

рук, глазомер.

Подвижно-дидактическая игра

"Регулировщик"

Учить детей выполнять игровые

действия в роли пешехода и

регулировщика. Учить применять на

практике полученные знания,

подчиняться правилам, формировать

компетенции безопасного поведения.

Развлечение "Азбука пешехода"

Закрепить знание детей о дорожных

знаках и правилах дорожного

движения.

Компьютерная презентация: работа

инспектора ДПС

Расширять знания детей о работе

инспектора дорожного движения,

учить называть атрибуты и детали

формы, рассказать об их назначении.

Март

НОД "Транспорт"

Закрепить знание детей о видах

транспорта и его назначении

(наземный, подземный, Водный,

воздушный); повторить правила

дорожного движения и значение

сигналов светофора; углублять знания

о правилах пользования

общественным транспортом;

обогащать лексику словами,

обозначающими профессии людей,

связанных с транспортом.

Беседа "Виды транспорта"

Закреплять знания детей о видах

транспорта.

Наблюдение "Остановка

общественного транспорта"

Обратить внимание детей на знаки,

обозначающие остановку транспорта,

знакомить с

моделями правильного поведения на

остановке. Помочь детям

сформулировать правила безопасного

для себя и окружающих людей

поведения вблизи проезжей части.

Дидактическая игра "Узнай знак"

Закреплять знания детей о дорожных

знаках.

Чтение В.Семерин "Запрещается-

разрешается"

Продолжать формировать знания

детей об источниках опасности и

правилах дорожного движения.

Беседа "Азбука- пешехода"

Продолжать расширять знания детей о

правилах поведения на улице,

закреплять знания детей правила

дорожного движения.

Апрель

НОД "Наземный транспорт"

Обогащать представление о видах

транспорта; закреплять знания о видах

городского транспорта (автобус,

троллейбус, трамвай, такси,

маршрутное такси, метро); повторить

правила поведения в транспорте;

учить безопасному поведению на

улицах и дорогах; познакомить со

значением транспорта в жизни

человека.

Беседа "Готовы ли мы стать

пассажирами"

Продолжать знакомить детей с

основами правилами поведения в

общественном транспорте; изучить

обязанности пассажиров в транспорте.

Дидактическая игра "Узнай знак"

Закрепить знания детей о дорожных

знаках.

Рисование "Моя улица на которой я

живу"

Закреплять представления детей об

улице, умение отображать увиденное

во время прогулок передавать свои

впечатления.

Чтение М. Дружинина "Моя улица"

Закреплять у детей знания об улице.

Развивать речь, мышление.

Воспитывать внимательность.

Игровое упражнение "Разминка для

пешехода"

Способствовать освоению детьми

комплекса действий, необходимых при

переходе дороги, формировать

компоненты физической готовности к

преодолению опасных ситуаций.

Май

НОД "Правила и безопасность

дорожного движения"

Продолжать учить детей правилам

дорожного движения; закреплять

знания о работе светофора; расширять

представления о дорожных знаках и

их назначении; воспитывать

ответственность за свою безопасность

и жизнь других людей.

Беседа "Всем ребятам надо знать,

как по улицам шагать"

Закрепить правила поведения детей на

улице: ПДД, понятие о светофоре и

его назначении, продолжать

воспитывать правила безопасного

поведения на улицах. Способствовать

формированию культуры речевого

общения в транспорте.

Конструирование "Городской

транспорт"

Продолжать учить детей строить

грузовой и пассажирский транспорт.

Закреплять с детьми в ходе занятия

знания правил дорожного движения.

Дидактическая игра "Узнай по

описанию"

Активизировать представления детей

о внешнем виде и назначении

дорожных знаков, активизировать в

речи их названия.

Викторина "Что? Где? Когда?"

Закрепить у детей знание правил

дорожного движения и умения

соблюдать их в жизни.

Сюжетно-ролевая игра "Поездка по

городу"

Формировать осторожное и

осмотрительное отношение к

потенциально опасным для человека

ситуациям, умение "читать"

простейшую

графическую информацию,

обозначающую пространственные

отношения объектов и направления их

движения в прстранстве.

Июнь

Компьютерная презентация "Улицы

города"

Продолжать знакомить детей с

правилами дорожного движения и

поведения на улице, о светофоре.

Продолжать учить детей выявлять

источник опасности, проявлять

осторожность и

предусмотрительность в

потенциально опасных ситуациях.

Подвижная игра "Перекресток"

Продолжать знакомить детей с

правилами игры. Закреплять знания о

перекрестке. Воспитывать

ответственность. внимательность.

Дидактическая игра "Объясни"

Развивать у детей мышление, знания

ПДД.

Игра-соревнование "Перейди

дорогу правильно"

Развивать у детей внимание, умение

выполнять действия по сигналу

воспитателя.

Июль

Чтение С.Волкова "Правила

дорожного движения.

Развивать у детей умение полным

предложением отвечать на

поставленный вопрос из текста.

Закреплять знания ПДД.

Сюжетно-ролевая игра "Правила

дорожного движения".

Продолжать ориентироваться детей

ориентироваться по дорожным

знакам; соблюдать правила дорожного

движения; воспитывать быть

вежливыми, внимательными друг к

другу, ориентировать в дорожной

ситуации.

Развлечение " Светофор".

Обогащать знания детей о светофоре,

дорожных знаках, работе инспектора

ДПС.

Дидактическая игра "Транспорт"

Упражнять детей в группировке

транспортных средств по заданному

признаку.

Август

Беседа "По дороге в детский сад"

Продолжать формировать у детей

представления о безопасном маршруте

движения от дома в детский сад.

Развивать наблюдательность,

внимание.

Чтение А.Северного "Самокат"

Уточнить знания детей о специальных

местах предназначающихся для

катания на самокате, велосипеде;

объяснить что кататься можно только

в присутствии взрослых.

Пение песни "Детский сад идет"

(муз. И.Шахова, сл. А Карасева).

Углублять знания детей о безопасном

движении группами по тротуару, о

правилах перехода проезжей части

улицы

КВН "Правила дорожного

движения"

Закрепление знаний детьми правил

дорожного движения.

Список литературы: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное

пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста. -М. :АСТ, 1998.

Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.

Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ«Сфера», 2010.

Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего

школьного возраста.

Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.

Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности.

Данилова Т.И Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД.



В раздел образования