Напоминание

Занятия–путешествия «КОСМИЧЕСКАЯ СКАЗКА»


Автор: Хохлаткина Анжелика Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1571
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятия–путешествия «КОСМИЧЕСКАЯ СКАЗКА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

к методической разработке занятия-путешествия

«КОСМИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Автор-составитель:

1.

Хохлаткина Анжелика Викторовна, ГБОУ Лицей №1571, воспитатель,

8(906)754-09-64

__________________________________________________

Дошкольники любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их

знания и кругозор. А если дети участвуют в путешествии в волшебный мир

приключений, то интерес к данной теме наиболее высок.

Сказки нельзя рассматривать как интересное проведение

времени. Сказку

можно

смастерить,

начиная

с

простых

поделок

и

заканчивая

сложными

конструкциями, можно сшить костюмы для героев с привлечением родителей.

Актуальность данной разработки состоит в том, что дети закрепляют знания, в

данном случае по теме «Космос» в игровой форме, с интригующим сюжетом.

Тема «Космос» обширна и вызывает у детей большой интерес. Поэтому занятие

– путешествие является удачным этапом закрепления и уточнения полученных

ранее знаний, представлений о космосе.

В

данной

методической

разработке

есть

интересный

подход

к

развитию

у

дошкольников

познавательной

деятельности,

воображения,

фантазии.

В

разработке есть задания познавательного характера: загадки, дидактические и

логические игры, пальчиковая гимнастика.

Принцип

интеграции

образовательных

областей

является инновационным

в

данной

методической

разработке

и

коренным

образом

перестраивает

образовательную

деятельность

на

основе

объединения

образовательных

областей,

которая

предполагает

получение

единого

ц е л о с т н о го

образовательного

продукта,

обеспечивающего

формирование

интегральных

качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

В

методической

разработке

представлена интеграция

основных

видов

деятельности

детей

дошкольного

возраста:

игровая,

познавательно-

исследовательская,

трудовая,

художественно-творческая,

коммуникативная,

двигательная.

Мы

всегда

в

состоянии

поиска,

желания

придумать

что-то

необычное

так

велико,

что

появляются

неожиданные

находки.

Так,

в

ходе

подготовки

к

занятию

мы

создали

творческую

мастерскую

с

родителями

и

детьми.

В

результате,

были

изготовлены

костюмы

и

шапочки

для

космонавтов

и

инопланетян,

декорации

(деревья,

макеты

планет,

«волшебные

двери»

в

сказочный космос, ракета, лесная избушка, карта с маршрутом к сокровищам).

1

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Дыбина ОВ., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.,2002г.

2.Большая энциклопедия космоса. М.,2016 г.

3. Гуричева Е.А. Самая первая энциклопедия. М., 2014 г.

4. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром

детей 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2016 г.

5. Журнал Современный детский сад. №6, №7, №8, 2015г.

6. Иванова О. Н., Короткова Г. Н. Развитие речи у детей в детском саду.

Ярославль, 2009г.

7.Иваничкина Т. А., Никитина И. А., Рябова С. Е. Развитие личности ребенка в

проэктной деятельности. Волгоград, 2012 г.

8.Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и

познавательной деятельности дошкольников. М.,2009 г.

9.Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. М. , 2008 г.

10. 1000 загадок. Ярославль, 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЕ–ПУТЕШЕСТВИЕ «КОСМИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

с детьми старшего дошкольного возраста

Цель:

Формировать

системные

представления

о

предметах

и

объектах

окружающего

мира

на

основе

интеграции

различных

видов

детской

деятельности и областей знаний. Расширить и систематизировать знания детей

о космосе.

Задачи:

2

1.

Образовательные

Развивать речь, мышление, умение аргументировать свои высказывания.

Знакомить с образованием сложных слов.

Обогащать

речь

детей

прилагательными,

характеризующими

свойства

качества предметов.

Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами,

Формировать

умение

использовать

в

качестве

эталонов

плоскостные

и

объемные формы.

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2.

Развивающие

Развивать познавательную активность, ориентируя детей на собственные

наблюдения и эксперименты.

Формировать

мыслительные

операции

(сравнение,

обобщение,

классификация).

Развивать

стремление

к

поисково

познавательной

деятельности,

творческий потенциал.

Развивать глазомер и мелкую моторику рук.

3.

Воспитательные

Воспитывать

навыки

сотрудничества

и

сотворчества

со

сверстниками

и

взрослыми, дружеские взаимоотношения между детьми.

Поощрять

попытки

детей

делиться

с

воспитателем

и

сверстниками

разнообразными впечатлениями.

Словарная работа: космическое пространство, скафандр, иллюминатор, шлем,

комета,

спутник,

телескоп,

маршрут,

инструкции,

снаряжения,

мерзлота,

марсианин.

Материалы и оборудование:

1. Ноутбук, экран и проектор,

2.

Карта звездного неба,

3.

Декорация "Волшебные двери",

4.

Ракета из фольги и картона (высота 2 метра),

5.

Макет речки,

6.

Заготовки для постройки моста,

7.

Ель из картона (высота 1метр),

8.

Костюмы космонавтов,

9.

Шапочки инопланетян (из фольги),

10.

Карта маршрута по незнакомой планете,

11.

Костюм инопланетянина Альфа (детский),

12.

Самодельный сундучок с «драгоценными камнями»,

3

13.

«Волшебный» блестящий шар,

14.

Конверт с письмом,

15.

Домик, объемный (из ткани).

Предварительная работа:

1.

Чтение книг, энциклопедий о космосе и космонавтах.

2.

Рассматривание

иллюстраций,

фотографий

с

изображением

космоса,

звездного неба и т. д.

3.

Рисование и аппликация с детьми на тему: «Звездные фантазии».

4.

Дидактические игры по теме: «Космос».

5.

Беседа

с

детьми

о

космических

полетах,

первом

космонавте

Юрии

Гагарине.

6.

Чтение загадок, стихов о космосе.

Ход непрерывной образовательной деятельности занятия-путешествия:

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал.

Воспитатель:

Ребята,

я

знаю,

что

вы

очень

любознательные,

поэтому

предлагаю вам познакомиться с людьми очень важной профессии, а название

её узнаете, если отгадаете загадку:

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Угадайте, кто же это? (ответы детей)

Воспитатель: А

что

вы

знаете

о

профессии

космонавта? (если

дети

затрудняются в ответе, направлять, давать подсказки)

-Хотите

отправиться

в

космическое

путешествие?

Но

так

как

мы

не

космонавты, предлагаю отправиться в сказочное путешествие на таинственную

планету. Отгадайте загадку:

Состоит из точек свет,

Полна горница планет (ответы детей)

-Какие планеты вы знаете? (ответы детей)

Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на

границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда,

пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое

скопление астероидов – каменных глыб.

4

Воспитатель:

Можно

ли

в

обычной

одежде

лететь

в

космос?

Почему?

(ответы детей).

-Правильно, нам нужен космический костюм и скафандр. Давайте повторим

сложное слово «ска-фан-дер» (одеваются)

-Для

нашего

путешествия

я

приготовила

вам

космические

рюкзаки

(показывает). В пути нам нужны будут продукты и снаряжения.

Внимание! В верхний карман будем складывать только продукты, а в нижний –

снаряжение!

А

необходимые

вещи

вы

найдёте

в

конверте.

Достаньте

из

конверта

те

предметы, которые нам пригодятся в космосе, и положите их в рюкзак.

-Давайте посмотрим, кто быстро и правильно соберёт рюкзак!

За всякое дело берись смело! Мы с вами одна команда!

-Что нам поможет ориентироваться в космосе? (карта)

-А вот и космическая карта (показывает на экране)

-Посмотрите, какой сложный маршрут перед нами. Повторите это слово «марш-

рут». А что такое маршрут? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что, готовы, ребята? Отправляемся! (дети с воспитателем

проходят

в

«космическую

дверь»

и

оказываются

в

«космическом

пространстве»).

Но что это? (прилетает бумажный самолёт). Посмотрите, какой необычный

самолёт! (рассматривают с детьми и видят, что это письмо).

Воспитатель: Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята – мы, дети,

живем на планете под названием Арда, и,

однажды,

на

нашу

планету

прилетел

пиратский

космический

корабль

с

роботом по имени Альф. Он загрязнил нашу планету космическим мусором,

забрал все игрушки и клад с сокровищами. Ребята, помогите нам! Ваши друзья

инопланетяне с планеты Арда».

Воспитатель:

Ребята,

какие

у

вас

будут

предложения,

что

будем

делать?

(ответы детей).

Я согласна с вами, нужно лететь и как можно быстрее помочь нашим друзьям

инопланетянам.

Воспитатель: Каким должен быть космонавт?

5

Реч

евая игра «Скажи наоборот». Я буду называть качества, а вы к каждому

моему

слову

подберите

другое

слово,

обозначающее

противоположное

качество.

Ленивый - трудолюбивый

Злой - добрый

Слабый - сильный

Медлительный - быстрый

Неряшливый - аккуратный

Грустный - веселый

Нервный - спокойный

Старый - молодой

Трусливый - смелый

Неуклюжий - ловкий

Воспитатель: Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту.

Надеюсь, сегодня вы будете именно такими.

Ведь не зря говорят: с хорошим другом горы свернёшь!

-Ребята,

давайте

сделаем

все

вместе

перед

полётом разминку (пальчиковая

гимнастика «Космонавт»).

В тёмном небе звёзды светят --- сжимают-разжимают кулачки.

Космонавт летит в ракете --- ладони соединены под острым углом.

День летит, и ночь летит и на Землю вниз глядит --- указательным и большим

пальцем делают «очки» возле глаз.

Видит сверху он поля --- загибают по одному пальцы.

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной --- ладонями изображают шар.

Воспитатель: Как называются окошки в ракете? (повторяют слово «иллю-ми-

на-то-ры»). Ракета нас уже ждёт! («садятся» в ракету – улетают).

-Разрешаю выход в открытый космос! Внимание невесомость!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карте первое испытание (под цифрой №1)

космическая речка. Подходят к макету речки.

-Но как же нам перебраться через неё? Ведь камни скользкие, острые, можно

поранить ногу. Для того чтобы ее расколдовать, может быть что-то построить,

соорудить? (ответы детей)

-Нам нужно построить мост.

-Где-то

здесь

я

видела

материал,

из

которого

можно

построить

мост.

Я

захватила схему строительства моста, она нам поможет (дети выкладывают

мост из фигур «Танграм» или выбирают из предложенного материала нужный

для строительства моста).

6

-Какие вы дружные и трудолюбивые! Где дружба прочна, там хорошо идут

дела!

-Отправляемся в путь дальше….

Дети внимательно рассматривают маршрут на карте под цифрой №2 находят

дерево (логическая игра «Составь слово»). Буквы слов луна, небо, шар висят

на дереве).

Воспитатель:

Наш

путь

продолжается.

Впереди

нас

ждет

следующее

испытание (под цифрой №3 на карте дети находят Солнце).

-Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей

оси и вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и

освещает планеты.

Воспитатель проводит игру (с мячом) «Один – много»

Одна планета ------------- много планет

Одна звезда ----------------- много звезд

Одна ракета ----------------- много ракет

Один космонавт ------------ много космонавтов

Один корабль --------------- много кораблей

Один скафандр -------------- много скафандров

Один иллюминатор -------- много иллюминаторов

Один шлем ------------------- много шлемов

Одна тренировка ------------ много тренировок

Одна комета ----------------- много комет

Воспитатель: Смотрим на карту. Что у нас дальше? (под цифрой №4 на карте

дети дом в лесу). В макете дома дети находят игру-головоломку «Танграм»).

Воспитатель: чтобы пройти следующее

испытание, нужно из отдельных

листков

бумаги

по

схеме

собрать

рисунок

(ракету).

Игра-головоломка

«Танграм». Появляется робот Альф.

Альф: Здравствуйте, дети, меня зовут Альф, что вы делаете на моей планете?

Воспитатель: Инопланетяне

написали,

что

ты

прилетел

на

пиратском

космическом корабле, загрязнил планету Арда космическим мусором,

забрал

7

все игрушки и сокровища. Посмотри, что ты натворил (показывает на планшете

фотографию планеты с мусором). Мы хотим помочь нашим друзьям.

Альф: Со мной никто не хотел дружить и делиться своими играми, поэтому я

разозлился. Но я вижу, что я был неправ. Я обязательно всё исправлю и

извинюсь. Я сейчас же полечу к вашим друзьям и очищу планету от мусора. Я

отдам вам игрушки и сокровища, только выполните моё условие, поиграйте со

мной (игра с бегом «Перебежки марсиан»).

ХОД ИГРЫ:

Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной

стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями,

находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети

перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого

ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается

пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет

пойманных детей и выбирается новый ловишка - марсианин.

Альф: Удивили вы меня. Какие вы дружные, смелые и весёлые! Я буду брать с

вас пример. А сейчас я должен выполнить своё обещание и навести порядок на

планете, ждите моё сообщение.

Воспитатель:

Счастливого

пути!

Вот

и

закончилось

наше

космическое

путешествие. Вы сделали очень доброе дело – помогли жителям космической

планеты,

узнали

много

интересного,

проверили

свои

знания,

научились

помогать друзьям. Я вами горжусь.

А

теперь

нам

пора

возвращаться

домой

(возвращаются

на

землю

через

«волшебную дверь»).

8



В раздел образования