Автор: Митрошкина Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 1 "Теремок" ЩМР МО
Населённый пункт: город Щелково Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
"Духовно-нравственное воспитание
детей дошкольного возраста."
Подготовила:
Воспитатель Митрошкина Н.Н.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет воспитания,
Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
Без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и
сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто
имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,
проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о
необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что
непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его
чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного
позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм
социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души
– создание основы нравственных ценностей будущего взрослого
человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не
затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому
результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже,
но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается
именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств
и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является
культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в
которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в
традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей
и поиска высших ценностей.
Однако у наших детей искажено представление о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей
должно являться приоритетным направлением деятельности в
дошкольных учреждениях. В последнее время в одночасье куда – то
исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые,
дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и
мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.
Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных
сериалов. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем
направлениям, навязывает нашим детям чужие ценности: культ силы и
денег. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают
никого слушать и никому уступать, воображают себя супергероями,
копируют речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли с
вышеперечисленных анимационных сериалов
В данный момент, на опыте познав такие разрушительные
последствия, мы обязаны сохранить и передать наши духовно –
нравственные ценности следующему поколению, нашим детям, т. е.
делать первые шаги духовного воспитания с дошкольного возраста,
сохранять и передавать нравственные духовные ценности и обычаи,
чтимые и почитаемые предками. Мы должны учить детей - служению
добру, служению людям. На примере наших русских народных сказках
учить детей различать добро и зло, помогать детям, увидеть красоту
нравственных поступков, воспитывать желание делать добро, выбор в
пользу добра, милосердия, правдолюбия, следовать за добрыми
влечениями сердца и совести (добронравие). Формировать христианское
отношение к ближним.
Таким образом, наша задача -показать детям красоту русского языка
через устное народное творчество выраженная в песнях, припевках, за
клички, колядках, обрядах, поэтапно формировать интерес к фольклору
и как, следствие обогащать словарный запас. Потому что, здесь как
нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности.
Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают
настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам
сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич.
Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться,
показывают ему, что народ считает самым важным богатством:
трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает
любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -
писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей,
являются пословицы и поговорки. Понятным и ценным для детей
являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Отбирая
данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были
доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко
усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины
нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. Любовь к Родине и
любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой.
Пословицы о женщине-матери являются действенным средством
воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло,
при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Счастье
и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и
доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить
знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих
знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней
становится более осмысленной.
Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями,
полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе
способствуют формированию интереса и внимательного отношения к
родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу
любит», «По погоде и урожай» и др.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,
интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески
использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую
характеристику.
В русском фольклоре особенным образом сочетается слово,
музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки,
прибаутки, колыбельные звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они
заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей.
Колыбельные песни обогащаю словарь детей за счет того, что содержат
широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех
предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним
видом, например, «заинька». Обучая детей образовывать однокоренные
слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо
знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто
кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные
эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом,
делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как
форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие
возможности в формировании фонематического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация (напевное выделение
голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие
повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Невзирая на
небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемые
источник воспитательных и образовательных возможностей.
Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим
содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки
содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька-
муры Сенька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако
главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях,
животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие детей. Загадка – одна из малых форм устного
народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме
даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,
помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления
о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает умение
четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки
предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы
предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на
действительность».
Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку
прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим,
действенным средством умственного, духовно-нравственного и
эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребенка.
Удивительный педагог – этот родной язык. Язык, созданный народом,
развивает в ребенке способность развивает дух.
Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в
формировании высоконравственной, культурно образованной личности.
Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале
дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс
духовных ценностей.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры –
это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.