Напоминание

"Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста."


Автор: Митрошкина Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 1 "Теремок" ЩМР МО
Населённый пункт: город Щелково Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста."

Подготовила:

Воспитатель Митрошкина Н.Н.

«Без памяти нет традиций, без традиций нет воспитания,

Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

Без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и

сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто

имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,

проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о

необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что

непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его

чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного

позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм

социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души

– создание основы нравственных ценностей будущего взрослого

человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не

затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому

результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже,

но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается

именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств

и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является

культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в

которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в

традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей

и поиска высших ценностей.

Однако у наших детей искажено представление о доброте,

милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей

должно являться приоритетным направлением деятельности в

дошкольных учреждениях. В последнее время в одночасье куда – то

исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые,

дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и

мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных

сериалов. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем

направлениям, навязывает нашим детям чужие ценности: культ силы и

денег. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают

никого слушать и никому уступать, воображают себя супергероями,

копируют речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли с

вышеперечисленных анимационных сериалов

В данный момент, на опыте познав такие разрушительные

последствия, мы обязаны сохранить и передать наши духовно –

нравственные ценности следующему поколению, нашим детям, т. е.

делать первые шаги духовного воспитания с дошкольного возраста,

сохранять и передавать нравственные духовные ценности и обычаи,

чтимые и почитаемые предками. Мы должны учить детей - служению

добру, служению людям. На примере наших русских народных сказках

учить детей различать добро и зло, помогать детям, увидеть красоту

нравственных поступков, воспитывать желание делать добро, выбор в

пользу добра, милосердия, правдолюбия, следовать за добрыми

влечениями сердца и совести (добронравие). Формировать христианское

отношение к ближним.

Таким образом, наша задача -показать детям красоту русского языка

через устное народное творчество выраженная в песнях, припевках, за

клички, колядках, обрядах, поэтапно формировать интерес к фольклору

и как, следствие обогащать словарный запас. Потому что, здесь как

нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде,

храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают

настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам

сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич.

Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться,

показывают ему, что народ считает самым важным богатством:

трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает

любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.

«Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -

писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии

состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей,

являются пословицы и поговорки. Понятным и ценным для детей

являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Отбирая

данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были

доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко

усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины

нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. Любовь к Родине и

любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой.

Пословицы о женщине-матери являются действенным средством

воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло,

при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Счастье

и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и

доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить

знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих

знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней

становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями,

полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе

способствуют формированию интереса и внимательного отношения к

родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу

любит», «По погоде и урожай» и др.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,

лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,

интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески

использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую

характеристику.

В русском фольклоре особенным образом сочетается слово,

музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки,

прибаутки, колыбельные звучат как ласковый говорок, выражая заботу,

нежность, веру в благополучное будущее.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они

заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей.

Колыбельные песни обогащаю словарь детей за счет того, что содержат

широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех

предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним

видом, например, «заинька». Обучая детей образовывать однокоренные

слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо

знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто

кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные

эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом,

делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как

форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие

возможности в формировании фонематического восприятия, чему

способствует особая интонационная организация (напевное выделение

голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие

повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Невзирая на

небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемые

источник воспитательных и образовательных возможностей.

Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим

содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки

содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька-

муры Сенька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако

главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях,

животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на

разностороннее развитие детей. Загадка – одна из малых форм устного

народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме

даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,

помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления

о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает умение

четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки

предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы

предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на

действительность».

Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку

прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим,

действенным средством умственного, духовно-нравственного и

эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на

развитие и обогащение речи ребенка.

Удивительный педагог – этот родной язык. Язык, созданный народом,

развивает в ребенке способность развивает дух.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в

формировании высоконравственной, культурно образованной личности.

Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале

дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс

духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры –

это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.



В раздел образования