Автор: Шелкова Анна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: Республика Адыгея Гиагинский район, ст.Дондуковская
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка и живопись на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Музыка
и
живопись
на
уроках
литературного
чтения
Работу выполнила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ СОШ №10
Шелкова Анна Ивановна
Ввести школьников в мир прекрасного – это, прежде всего, научить их эмоцио-
нальной чуткости помочь им открыть всё богатство красок, звуков, форм окружаю-
щего мира.
Литература сегодня и как факт существования духовно- нравственной жизни об-
щества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной
опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные
ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное
чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсив-
но в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в начальной школе мы должны
пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить спо-
собность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного
потенциала.
На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться
полноценно, воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу.
Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную»
писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания
героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую
идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель,
прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на
уроке
литературного
чтения
«нужно
работать
на
уровне
искусства
и
по
возможности его методами» (М.А.Рыбникова), а главное – он сам должен уметь
анализировать художественный текст.
Едва ли на самый сильный импульс эстетического развития ребёнка находится в
нём самом. И главный источник этого развития – деятельность: учебная, трудовая,
общественная, спортивная, особенно творческая.
Книги для чтения (1-4 классы)содержат в себе много произведений о природе.
Однако часть учителей иногда забывают о том, что красоту природы можно пере-
дать не только словами, но и музыкой, и живописью. Литература, музыка, живопись
– взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Му-
зыка, сопровождая чтение стихотворений, создаёт настрой, адекватный авторскому.
Рассматривая репродукции картин художников, ребёнок познаёт окружающий мир;
образы, нарисованные поэтом, становятся для него более доступными и яркими.
Литература относится не только к числу общественно- политических, но и эс-
тетических предметов, отсюда одна из основных задач – формирование художест-
венных вкусов и эстетически потребностей учащихся. В осуществлении данной за-
дачи важное место занимает реализация межпредметных связей, а именно: музыка и
живопись. Они помогают более глубокому проникновению в идейный замысел пи-
сателя, более эмоциональному восприятию произведения литературы, обогащают
учеников, расширяют их кругозор и повышают культурный уровень, воспитывают
художественный вкус и формируют эстетический идеал, помогают понять роль ис-
кусства в духовном раскрепощении народа, в воспитании патриотизма.
Искусство обладает огромной силой воздействия на людей. И понимаем это, мы
не мыслим уроков литературы и внеклассной работы без музыки и живописи.
Связь музыки с литературой подтверждается всей историей мирового искус-
ства. В этом деле весьма полезно сотрудничество преподавателей педагогических
вузов и учителей школ, в процессе, которого может быть использовано немало ори-
гинальных методических приёмов.
Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения,
прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает ре-
альность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только
живопись. Литературу и живопись объединяет повествовательность художествен-
ных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить
школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную дея-
тельность учащихся.
Как вид искусства литература содействует целостному психофизическому,
социальному, художественному и литературному развитию ребёнка в начальной
школе. Посредством своеобразного комплекса выразительных средств (литература,
как и музыка), посредством музыкального языка, влияет на ребёнка и вызывает
сопереживание,
выражающееся
в
конкретных
чувствах,
настроениях,
переживаниях;
порождает
и
определённые
размышления.
Посредством
универсального языка литературы развивается мышление, воображение, память,
речь,
внимание;
стимулируется
коммуникация
личности;
развиваются
индивидуальные
способности;
повышается
эмоциональность
школьников
и
т.д.
совершенствование, обогащение читательского восприятия и опыта, развитие речи
способствуют
пониманию
окружающего
мира,
расширению
кругозора
и
жизненного опыта ученика.
Надо подчеркнуть, что использовать произведения искусства следует не только
умело, но и с некоторой долей осторожности. Следует помнить, что при всех своих
достоинствах
произведения
изобразительного
искусства
всё-таки
играют
вспомогательную роль на уроке и далеко не каждая тема даёт возможность их
использовать. Нельзя забывать о том, что ранее должно произойти потрясение души
художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно
состоится и раньше, и глубже в душу проникнет. Ведь, в самом ребёнке работает
энергия здоровых духовных сил, и она обязательно откликнется. Тема интеграции
имеет
давние
традиции.
Сегодня
обращение
к
картине
очень
значимо:
«телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не
соприкасается
с
прекрасным.
Воспоминание
о
живописных
поплотнах
ограничивается «Богатыри» В.Васнецова и «Золотая осень» И.Левитана. почему так
важно обращение к живописному полотну? «Повествовательность, литературность
живописи,
её
способность
в
одной
картине
«рассказать»
о
многом
и
служит
высоким основанием для привлечения её на уроке литературы». Картина может не
только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки
изображения. Интегрируя уроки, надо ставить перед собой следующие задачи:
- привлечь подростков к миру искусства, культуры;
- расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи;
- развить художественный вкус и творческие способности;
- научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства,
одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.
При изучении на уроках литературного чтения лирики Пушкина, Есенина,
Жуковского,
Исаковского
нельзя
не
рассказать
о
музыкальном
воплощении
их
стихов.
Хорошо, когда музыка звучит при изучении литературного произведения (там, где
о ней упоминается).
Использование музыкально- литературных записей повышает культуру учащихся,
развивает их вкус, учит понимать прекрасное. В органическом единстве мысли и
чувства, размышления и эмоционального переживания заключается преимущество
уроков литературы, обогащённых образцами других видов искусства.
Широкое применение таких методов в школе может дать много интересного и
привести к более эффективным результатам эстетического воспитания.
Литература:
1.
Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках
литературы.
2.
Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы.
3.
Маслова А.Ю. Пейзаж как эмоционально-экспрессивная структура текста:
элементы лингвистического анализ текста