Напоминание

"Музыка и живопись на уроках литературного чтения"


Автор: Шелкова Анна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: Республика Адыгея Гиагинский район, ст.Дондуковская
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка и живопись на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гиагинского района

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Музыка

и

живопись

на

уроках

литературного

чтения

Работу выполнила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №10

Шелкова Анна Ивановна

Ввести школьников в мир прекрасного – это, прежде всего, научить их эмоцио-

нальной чуткости помочь им открыть всё богатство красок, звуков, форм окружаю-

щего мира.

Литература сегодня и как факт существования духовно- нравственной жизни об-

щества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной

опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные

ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное

чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсив-

но в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в начальной школе мы должны

пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить спо-

собность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного

потенциала.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться

полноценно, воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу.

Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную»

писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания

героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую

идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель,

прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на

уроке

литературного

чтения

«нужно

работать

на

уровне

искусства

и

по

возможности его методами» (М.А.Рыбникова), а главное – он сам должен уметь

анализировать художественный текст.

Едва ли на самый сильный импульс эстетического развития ребёнка находится в

нём самом. И главный источник этого развития – деятельность: учебная, трудовая,

общественная, спортивная, особенно творческая.

Книги для чтения (1-4 классы)содержат в себе много произведений о природе.

Однако часть учителей иногда забывают о том, что красоту природы можно пере-

дать не только словами, но и музыкой, и живописью. Литература, музыка, живопись

– взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Му-

зыка, сопровождая чтение стихотворений, создаёт настрой, адекватный авторскому.

Рассматривая репродукции картин художников, ребёнок познаёт окружающий мир;

образы, нарисованные поэтом, становятся для него более доступными и яркими.

Литература относится не только к числу общественно- политических, но и эс-

тетических предметов, отсюда одна из основных задач – формирование художест-

венных вкусов и эстетически потребностей учащихся. В осуществлении данной за-

дачи важное место занимает реализация межпредметных связей, а именно: музыка и

живопись. Они помогают более глубокому проникновению в идейный замысел пи-

сателя, более эмоциональному восприятию произведения литературы, обогащают

учеников, расширяют их кругозор и повышают культурный уровень, воспитывают

художественный вкус и формируют эстетический идеал, помогают понять роль ис-

кусства в духовном раскрепощении народа, в воспитании патриотизма.

Искусство обладает огромной силой воздействия на людей. И понимаем это, мы

не мыслим уроков литературы и внеклассной работы без музыки и живописи.

Связь музыки с литературой подтверждается всей историей мирового искус-

ства. В этом деле весьма полезно сотрудничество преподавателей педагогических

вузов и учителей школ, в процессе, которого может быть использовано немало ори-

гинальных методических приёмов.

Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения,

прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает ре-

альность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только

живопись. Литературу и живопись объединяет повествовательность художествен-

ных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить

школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную дея-

тельность учащихся.

Как вид искусства литература содействует целостному психофизическому,

социальному, художественному и литературному развитию ребёнка в начальной

школе. Посредством своеобразного комплекса выразительных средств (литература,

как и музыка), посредством музыкального языка, влияет на ребёнка и вызывает

сопереживание,

выражающееся

в

конкретных

чувствах,

настроениях,

переживаниях;

порождает

и

определённые

размышления.

Посредством

универсального языка литературы развивается мышление, воображение, память,

речь,

внимание;

стимулируется

коммуникация

личности;

развиваются

индивидуальные

способности;

повышается

эмоциональность

школьников

и

т.д.

совершенствование, обогащение читательского восприятия и опыта, развитие речи

способствуют

пониманию

окружающего

мира,

расширению

кругозора

и

жизненного опыта ученика.

Надо подчеркнуть, что использовать произведения искусства следует не только

умело, но и с некоторой долей осторожности. Следует помнить, что при всех своих

достоинствах

произведения

изобразительного

искусства

всё-таки

играют

вспомогательную роль на уроке и далеко не каждая тема даёт возможность их

использовать. Нельзя забывать о том, что ранее должно произойти потрясение души

художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно

состоится и раньше, и глубже в душу проникнет. Ведь, в самом ребёнке работает

энергия здоровых духовных сил, и она обязательно откликнется. Тема интеграции

имеет

давние

традиции.

Сегодня

обращение

к

картине

очень

значимо:

«телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не

соприкасается

с

прекрасным.

Воспоминание

о

живописных

поплотнах

ограничивается «Богатыри» В.Васнецова и «Золотая осень» И.Левитана. почему так

важно обращение к живописному полотну? «Повествовательность, литературность

живописи,

её

способность

в

одной

картине

«рассказать»

о

многом

и

служит

высоким основанием для привлечения её на уроке литературы». Картина может не

только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки

изображения. Интегрируя уроки, надо ставить перед собой следующие задачи:

- привлечь подростков к миру искусства, культуры;

- расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи;

- развить художественный вкус и творческие способности;

- научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства,

одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

При изучении на уроках литературного чтения лирики Пушкина, Есенина,

Жуковского,

Исаковского

нельзя

не

рассказать

о

музыкальном

воплощении

их

стихов.

Хорошо, когда музыка звучит при изучении литературного произведения (там, где

о ней упоминается).

Использование музыкально- литературных записей повышает культуру учащихся,

развивает их вкус, учит понимать прекрасное. В органическом единстве мысли и

чувства, размышления и эмоционального переживания заключается преимущество

уроков литературы, обогащённых образцами других видов искусства.

Широкое применение таких методов в школе может дать много интересного и

привести к более эффективным результатам эстетического воспитания.

Литература:

1.

Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках

литературы.

2.

Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы.

3.

Маслова А.Ю. Пейзаж как эмоционально-экспрессивная структура текста:

элементы лингвистического анализ текста



В раздел образования