Автор: Дарья Николаевна Калашникова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Кунгур
Наименование материала: Статья
Тема: Программа деятельности воспитателя ДОО по организации неформального образования родителей с целью активизации ресурсного потенциала семьи
Раздел: дошкольное образование
2.3Программа деятельности воспитателя ДОО по организации
неформального образования родителей с целью активизации ресурсного
потенциала семьи
Актуальность программы.
Основными принципами Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности; сотрудничество организации с семьей.
Семья
и
детский
сад
–
два
общественных
института,
которые
стоят
у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по
разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого
из
них
свои
функции,
свои
методы
воспитания.
Им
надо
научиться
взаимодействовать в интересах ребёнка.
Главным
в
работе
дошкольной
образовательной
организации
является
сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
их
творческое
и
интеллектуальное
развитие,
обеспечение
условий
для
личностного
роста.
Успешное
осуществление
этой
большой
и
ответственной
работы
невозможно
в
отрыве
от
семьи,
ведь
родители
–
первые
и
главные
воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Современная
семья
отличается
своей
нестабильностью,
развиваются
процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей,
где
разногласия
родителей
между
собой
отражаются
на
воспитании
детей.
Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть
населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
Поэтому программа направлена на создание системы взаимодействия семьи и
образовательного
учреждения
в
интересах
развития
личности
ребёнка
в
соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Программа является общей долгосрочной и адаптированной программой,
подготовленной
с
учётом
сочетания
новых
и
уже
имеющихся
разработок
в
образовательной
среде,
направленной
на
создание
и
внедрение
новшеств,
порождённых значимыми изменениями в практике образования.
В связи с этими изменениями возникла необходимость пересмотреть
программу работы с родителями по всем направлениям. Одним из приоритетных
направлений
является
активизация
ресурсного
потенциала
семьи.
Без
взаимодействия с семьёй, как бы не старался педагог, не получится полноценного
воспитательного процесса. Родители и педагоги должны стать партнёрами —
единомышленниками.
Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и
воспитания
их
детей
очень
быстро
становится
актуальной,
именно
этим
и
обусловлена
разработка
программы,
в
которой
бы
учитывалась
динамика
современного
обучения,
возможность
адаптации
и
раскрытия
внутреннего
потенциала у родителей и их детей.
Программа
ориентирована
на
применение
новых
подходов
и
нетрадиционных
методик,
позволяющих
резко
повысить
эффективность
по
социально-личностному
развитию
дошкольников
и
активизации
ресурсного
потенциала родителей. Данная программа разработана на основе собственных
наблюдений
с
применением
уже
имеющихся
разработок
в
данной
области
и
адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа
рассчитана на 5 лет обучения.
Данная
программа
построена
в
соответствие
с Законом
«Об
образовании в РФ» № 273 -ФЗ, гл.4, ст.44 «Права, обязанности и ответственность
в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося»; гл. 5, ст. 45 « Защита прав обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающего»; гл. 5, ст. 47, п. 3(3-6) , ФГОС
ДОО от 2014г., «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
педагогических работников»; «Конвекция о правах ребёнка» ст. 29.
Таким
образом,
взаимодействие
педагогов
дошкольного
учреждения
с
родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями,
направлено на активизацию ресурсного потенциала семьи.
Родители
часто
допускают
типичные
ошибки
в
воспитании
детей,
испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения
– помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой
деятельности в силу ряда причин.
Цель
программы - создание системы взаимодействия детей и взрослых
через
организацию
неформального
образования
родителей
в
доо
с
целью
активизации ресурсного потенциала семьи.
Задачи:
Организация семейного клуба в группе детского сада с привлечением
активных родителей;
Установить
доверительные
отношения
между
детьми,
родителями,
воспитателями, объединить их в одну команду;
Повысить педагогическую культуру родителей, изучить и обобщить
лучший опыт семейного воспитания;
Создать
условия
для
сотрудничества
с
семьями
воспитанников,
которая
включает
в
себя
интерактивные
формы
взаимодействия
с
семьей;
Разработать совместно со специалистами систему взаимодействия с
семьями
воспитанников
в
вопросах
физического,
музыкального,
психологического и речевого развития речи
детей
дошкольного
возраста;
Приобщить родителей к активному участию в жизни детей, группы и
детского сада путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм
работы;
Теоритические основы программы:
Для
воспитания
полноценной
личности
необходимо
способствовать
социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада,
которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к
дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим
миром.
Дошкольное
образовательное
учреждение
–
организационно
системный механизм четкими подходами к решению задач воспитательно-
образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит
жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит
путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки
нравственного воспитания, ребенок становится носителем с общественного
сознания, а значит, полноценной личностью. Данная программа призвана
помочь
обеспечить
формирование
семейного
клуба,
который
является
перспективной
формой
работы
с
родителями,
учитывающая
актуальные
потребности семей и способствующая формированию активной жизненной
позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта
в воспитании детей.
М е т о д о л о г и ч е с к о й
о с н о в о й
с о з д а н и я
п р о г р а м м ы
являются:
1.Целенаправленный
подход
-
привлечение
всех
членов
клуба
к
непосредственному
и
сознательному
осуществлению
целенаправленной
деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.
2.Системный подход- сущность подхода является в том, что он является
методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания
или преобразования рассматривается как система.
3.Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом
многоаспектной специфики каждой семьи.
4.Индивидуальный
подход
–
учет
возрастных
и
психологических
особенностей
детей
при
взаимодействии
с
родителями.
Сознательность,
активность,
отношение
родителей
к
предлагаемым
занятиям,
получаемой
информации. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на
самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
Доброжелательность,
открытость,
партнерство
–
объединение
усилий
служб ДОО и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Методологическую
основу
программы
составляют
идеи: идея
неформального
образования,
идея
воспитательного
потенциала
семьи,
идея
семейного клуба в основе которых лежит мысль о том, что – каждая семья
имеет
свой
воспитательный
потенциал,
который
необходимо
раскрыть
для
успешного
развития
ребёнка,
научиться
родителям
понимать
особенности
детей,
выбирать
оптимальные
способы
взаимодействия
с
ними,
т.е.
быть
успешными родителями успешных детей.
В
результате
реализации
данной
программы
должны
быть
сформированы общие компетенции у родителей.
1.Проявлять интерес родителей к коррекционной работе, к воспитанию
детей, улучшению детско-родительских отношений;
2.Положительный
настрой
родителей
на
совместную
работу
по
воспитанию и развитию детей.
Программа
состоит
из
пяти
направлений
(содержательных
модулей):
Направленность:
1. Социально-правовой.
2. Социально-медицинский.
3. Педагогический.
4. Психологический.
5. Досуговый.
* Пропаганда положительного семейного воспитания;
* Развитие новых форм общественно - семейного взаимодействия;
*
Повышение
педагогических
знаний
родителей
детей
дошкольного
возраста;
* Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
Основные принципы реализации программы:
Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и
ребенка:
все
участники
рассматриваются
как
активные
субъекты
совместной
деятельности,
основанной
на
реальном
сотрудничестве,
демократии и творческих началах.
Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет
организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может
повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.
Согласно
принципу
природосообразности
образовательный
процесс
строится,
следуя
природе
развития
личности
ребенка.
Систему
просвещения
родителей
создать
с
учетом
всего
периода
воспитания
и
обучения
ребенка
в
детском
саду:
оно
должно
носить
не
только
актуальный, но и опережающий характер
.
Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении
учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную
способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима
дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.
Принцип
сочетания
репродуктивного
и
творческого
начала.
Задача
педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил
чужие
знания,
а
постарался
построить
свою
концепцию
семейного
воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности
ребенка.
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Условия реализации:
Кадровое обеспечение
Повышение
квалификации
педагогических
кадров
происходит
дифференцированно.
В
течение
учебного
года
для
воспитателей
и
с
их
участием
проводятся
методические
семинары,
которые
охватывают
темы
педагогического и психологического взаимодействия с родителями и детьми,
в а р и а т и в н ы е
м о д е л и
с о д е р ж а н и я
воспитания,
инновационные
формы
работы
и
т.д.
Воспитатели
посещают
семинары, на которых рассматриваются вопросы специфики организации.
Программно-методическое обеспечение:
разработка программ и их апробация;
разработка методических материалов по проведению тех или иных
программ;
разработка образцов текущей документации и их оформление;
подготовка
семинаров-практикумов
для
родителей
по
новым
формам
работы;
разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
Материальное обеспечение:
Технические средства:
аудио,
видеоаппаратура,
ноутбук
Для успешной реализации программы в дошкольной образовательной
организации были созданы следующие условия:
Заседания клуба проводятся один раз в два месяца. Периодичность занятий –
один раз в месяц, во вторую половину дня.
Длительность
мероприятий
с
родителями
–
1час,-1,5часа,
длительность
мероприятий
с
детьми
20
минут.
Занятия
начинаются
с
января
и
заканчиваются в декабре.
Формы работы с родителями:
Семинары-практикумы
Круглый стол;
Родительские конференции;
Встреча со специалистами;
Праздники;
Консультации.
Формы работы с детьми:
Беседа, игра творческого, нравственного содержания;
Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов.
Творческая выставка;
Встреча с людьми творческих профессий;
Содержание программы:
1 Этап- Организационный создание клуба
-
изучение особенностей, потребностей семей через анкетирование.
- выбор активных родителей в семейный клуб.
-
распределение обязанностей специалистов ДОО;
-разработка плана работы семейного клуба;
-
разработка положения о семейном клубе.