Напоминание

Программа деятельности воспитателя ДОО по организации неформального образования родителей с целью активизации ресурсного потенциала семьи


Автор: Дарья Николаевна Калашникова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Кунгур
Наименование материала: Статья
Тема: Программа деятельности воспитателя ДОО по организации неформального образования родителей с целью активизации ресурсного потенциала семьи
Раздел: дошкольное образование





Назад




2.3Программа деятельности воспитателя ДОО по организации

неформального образования родителей с целью активизации ресурсного

потенциала семьи

Актуальность программы.

Основными принципами Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным

участником

(субъектом)

образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах

деятельности; сотрудничество организации с семьей.

Семья

и

детский

сад

два

общественных

института,

которые

стоят

у

истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,

такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по

разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого

из

них

свои

функции,

свои

методы

воспитания.

Им

надо

научиться

взаимодействовать в интересах ребёнка.

Главным

в

работе

дошкольной

образовательной

организации

является

сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,

их

творческое

и

интеллектуальное

развитие,

обеспечение

условий

для

личностного

роста.

Успешное

осуществление

этой

большой

и

ответственной

работы

невозможно

в

отрыве

от

семьи,

ведь

родители

первые

и

главные

воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Современная

семья

отличается

своей

нестабильностью,

развиваются

процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей,

где

разногласия

родителей

между

собой

отражаются

на

воспитании

детей.

Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть

населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

Поэтому программа направлена на создание системы взаимодействия семьи и

образовательного

учреждения

в

интересах

развития

личности

ребёнка

в

соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Программа является общей долгосрочной и адаптированной программой,

подготовленной

с

учётом

сочетания

новых

и

уже

имеющихся

разработок

в

образовательной

среде,

направленной

на

создание

и

внедрение

новшеств,

порождённых значимыми изменениями в практике образования.

В связи с этими изменениями возникла необходимость пересмотреть

программу работы с родителями по всем направлениям. Одним из приоритетных

направлений

является

активизация

ресурсного

потенциала

семьи.

Без

взаимодействия с семьёй, как бы не старался педагог, не получится полноценного

воспитательного процесса. Родители и педагоги должны стать партнёрами —

единомышленниками.

Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и

воспитания

их

детей

очень

быстро

становится

актуальной,

именно

этим

и

обусловлена

разработка

программы,

в

которой

бы

учитывалась

динамика

современного

обучения,

возможность

адаптации

и

раскрытия

внутреннего

потенциала у родителей и их детей.

Программа

ориентирована

на

применение

новых

подходов

и

нетрадиционных

методик,

позволяющих

резко

повысить

эффективность

по

социально-личностному

развитию

дошкольников

и

активизации

ресурсного

потенциала родителей. Данная программа разработана на основе собственных

наблюдений

с

применением

уже

имеющихся

разработок

в

данной

области

и

адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа

рассчитана на 5 лет обучения.

Данная

программа

построена

в

соответствие

с Законом

«Об

образовании в РФ» № 273 -ФЗ, гл.4, ст.44 «Права, обязанности и ответственность

в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетнего

обучающегося»; гл. 5, ст. 45 « Защита прав обучающихся, родителей (законных

представителей) несовершеннолетнего обучающего»; гл. 5, ст. 47, п. 3(3-6) , ФГОС

ДОО от 2014г., «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы

педагогических работников»; «Конвекция о правах ребёнка» ст. 29.

Таким

образом,

взаимодействие

педагогов

дошкольного

учреждения

с

родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями,

направлено на активизацию ресурсного потенциала семьи.

Родители

часто

допускают

типичные

ошибки

в

воспитании

детей,

испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения

– помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой

деятельности в силу ряда причин.

Цель

программы - создание системы взаимодействия детей и взрослых

через

организацию

неформального

образования

родителей

в

доо

с

целью

активизации ресурсного потенциала семьи.

Задачи:

Организация семейного клуба в группе детского сада с привлечением

активных родителей;

Установить

доверительные

отношения

между

детьми,

родителями,

воспитателями, объединить их в одну команду;

Повысить педагогическую культуру родителей, изучить и обобщить

лучший опыт семейного воспитания;

Создать

условия

для

сотрудничества

с

семьями

воспитанников,

которая

включает

в

себя

интерактивные

формы

взаимодействия

с

семьей;

Разработать совместно со специалистами систему взаимодействия с

семьями

воспитанников

в

вопросах

физического,

музыкального,

психологического и речевого развития речи

детей

дошкольного

возраста;

Приобщить родителей к активному участию в жизни детей, группы и

детского сада путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм

работы;

Теоритические основы программы:

Для

воспитания

полноценной

личности

необходимо

способствовать

социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада,

которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к

дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим

миром.

Дошкольное

образовательное

учреждение

организационно

системный механизм четкими подходами к решению задач воспитательно-

образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит

жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит

путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки

нравственного воспитания, ребенок становится носителем с общественного

сознания, а значит, полноценной личностью. Данная программа призвана

помочь

обеспечить

формирование

семейного

клуба,

который

является

перспективной

формой

работы

с

родителями,

учитывающая

актуальные

потребности семей и способствующая формированию активной жизненной

позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта

в воспитании детей.

М е т о д о л о г и ч е с к о й

о с н о в о й

с о з д а н и я

п р о г р а м м ы

являются:

1.Целенаправленный

подход

-

привлечение

всех

членов

клуба

к

непосредственному

и

сознательному

осуществлению

целенаправленной

деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2.Системный подход- сущность подхода является в том, что он является

методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания

или преобразования рассматривается как система.

3.Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом

многоаспектной специфики каждой семьи.

4.Индивидуальный

подход

учет

возрастных

и

психологических

особенностей

детей

при

взаимодействии

с

родителями.

Сознательность,

активность,

отношение

родителей

к

предлагаемым

занятиям,

получаемой

информации. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на

самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

Доброжелательность,

открытость,

партнерство

объединение

усилий

служб ДОО и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Методологическую

основу

программы

составляют

идеи: идея

неформального

образования,

идея

воспитательного

потенциала

семьи,

идея

семейного клуба в основе которых лежит мысль о том, что – каждая семья

имеет

свой

воспитательный

потенциал,

который

необходимо

раскрыть

для

успешного

развития

ребёнка,

научиться

родителям

понимать

особенности

детей,

выбирать

оптимальные

способы

взаимодействия

с

ними,

т.е.

быть

успешными родителями успешных детей.

В

результате

реализации

данной

программы

должны

быть

сформированы общие компетенции у родителей.

1.Проявлять интерес родителей к коррекционной работе, к воспитанию

детей, улучшению детско-родительских отношений;

2.Положительный

настрой

родителей

на

совместную

работу

по

воспитанию и развитию детей.

Программа

состоит

из

пяти

направлений

(содержательных

модулей):

Направленность:

1. Социально-правовой.

2. Социально-медицинский.

3. Педагогический.

4. Психологический.

5. Досуговый.

* Пропаганда положительного семейного воспитания;

* Развитие новых форм общественно - семейного взаимодействия;

*

Повышение

педагогических

знаний

родителей

детей

дошкольного

возраста;

* Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Основные принципы реализации программы:

Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и

ребенка:

все

участники

рассматриваются

как

активные

субъекты

совместной

деятельности,

основанной

на

реальном

сотрудничестве,

демократии и творческих началах.

Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет

организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может

повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.

Согласно

принципу

природосообразности

образовательный

процесс

строится,

следуя

природе

развития

личности

ребенка.

Систему

просвещения

родителей

создать

с

учетом

всего

периода

воспитания

и

обучения

ребенка

в

детском

саду:

оно

должно

носить

не

только

актуальный, но и опережающий характер

.

Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении

учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную

способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима

дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.

Принцип

сочетания

репродуктивного

и

творческого

начала.

Задача

педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил

чужие

знания,

а

постарался

построить

свою

концепцию

семейного

воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности

ребенка.

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.

Условия реализации:

Кадровое обеспечение

Повышение

квалификации

педагогических

кадров

происходит

дифференцированно.

В

течение

учебного

года

для

воспитателей

и

с

их

участием

проводятся

методические

семинары,

которые

охватывают

темы

педагогического и психологического взаимодействия с родителями и детьми,

в а р и а т и в н ы е

м о д е л и

с о д е р ж а н и я

воспитания,

инновационные

формы

работы

и

т.д.

Воспитатели

посещают

семинары, на которых рассматриваются вопросы специфики организации.

Программно-методическое обеспечение:

разработка программ и их апробация;

разработка методических материалов по проведению тех или иных

программ;

разработка образцов текущей документации и их оформление;

подготовка

семинаров-практикумов

для

родителей

по

новым

формам

работы;

разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.

Материальное обеспечение:

Технические средства:

аудио,

видеоаппаратура,

ноутбук

Для успешной реализации программы в дошкольной образовательной

организации были созданы следующие условия:

Заседания клуба проводятся один раз в два месяца. Периодичность занятий –

один раз в месяц, во вторую половину дня.

Длительность

мероприятий

с

родителями

1час,-1,5часа,

длительность

мероприятий

с

детьми

20

минут.

Занятия

начинаются

с

января

и

заканчиваются в декабре.

Формы работы с родителями:

Семинары-практикумы

Круглый стол;

Родительские конференции;

Встреча со специалистами;

Праздники;

Консультации.

Формы работы с детьми:

Беседа, игра творческого, нравственного содержания;

Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов.

Творческая выставка;

Встреча с людьми творческих профессий;

Содержание программы:

1 Этап- Организационный создание клуба

-

изучение особенностей, потребностей семей через анкетирование.

- выбор активных родителей в семейный клуб.

-

распределение обязанностей специалистов ДОО;

-разработка плана работы семейного клуба;

-

разработка положения о семейном клубе.



В раздел образования