Автор: Каренгина Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Детский дом"Остров надежды"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к содержанию и организации образовательно–воспитательного процесса в условиях ФГОС, образовательной области «Физическая культура»
Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к содержанию и организации
образовательно-воспитательного процесса в условиях ФГОС,
образовательной области «Физическая культура»
Дошкольное
детство
–
это
период,
когда
закладывается
фундамент
здоровья,
физического
развития
и
культуры
движений.
Растить
детей
здоровыми,
сильными,
эмоциональными
–
задача
каждого
дошкольного
учреждения.
Полноценное решение задач физического развития детей достигается
при
комплексном
применении
всех
форм
организации
физкультурно-
оздоровительной
работы
с
детьми.
Такими
организационными
формами
работы являются:
– разные виды занятий по физической культуре;
– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика,
гимнастика после дневного сна, подвижные игры и игры-упражнения на
прогулке, физкультминутки, закаливающие процедуры;
– самостоятельная двигательная деятельность детей.
Традиционно
считается,
что
физкультурное
занятие
–
основная
форма
организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и
навыкам. Основными целями и задачами занятия являются: формирование
двигательных умений и навыков у детей; развитие физических качеств и
оптимальной двигательной активности; воспитание привычки и потребности
систематически заниматься физическими упражнениями.
Занятия по физкультуре согласно ФГОС проходят 3 раза в неделю во
второй
половине
дня
(понедельник,
среда,
пятница).
В
пятницу
физкультурные
занятия
проходят
на
улице,
которые
включают
в
себя
пробежки, игры - упражнения, подвижные игры. Это способствует развитию
физических качеств и двигательной активности у детей.
Утренняя
гимнастика
–
является
одним
из
важных
компонентов
двигательного
режима.
Утренняя
гимнастика
проводится
ежедневно
до
завтрака в течение 8-10 мин.
Значение
ут реней
гимнастики
многообразно:
она
п о в ы ш а е т
жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему детей после
сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
Утренняя гимнастика способствует развитию у детей внимания, повышению
умственной
деятельности,
вызывает
положительные
эмоции
и
радостные
ощущения.
Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики:
- комплекс музыкально-ритмических упражнений;
- утренняя гимнастика игрового характера и т.д.
Гимнастика
после
дневного
сна
позволяет
поднять
активность
детей,
улучшить
эмоциональный
настрой,
провести
активную
профилактику
нарушений осанки и плоскостопия.
Она имеет вариативный характер, и
разную степень продолжительности от 7-15 минут.
Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом
пищи,
началом
утренней
гимнастики
или
игровой
деятельности,
т.е.
в
каждую
свободную
минутку.
Используя
разнообразные
упражнения
для
разных частей тела.
Продолжительность их невелика (всего 3-5 мин), а
оздоровительный
эффект
очень
большой.
Прежде
всего,
самомассаж
положительно
влияет
на
нервную
систему
и
доставляет
большое
удовольствие
ребёнку.
Оказывает
общеукрепляющее
воздействие
на
весь
детский
организм
и
является
прекрасным
средством
профилактики
различных заболеваний.
Значение дыхательной
гимнастики
для
общего
физического
развития
дошкольников велико, ведь:
упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой
клеточке организма ребёнка; правильное дыхание улучшает работу головного
мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной
системы
организма,
укрепляет
общее
состояние
организма;
дыхательная
гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Физкультминутки
–
являются
обязательной
частью
ООД.
Любая
организованная образовательная деятельность, не связанная с движением,
является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. В тот момент, когда у
детей
появляются
первые
признаки
переутомления
воспитателю
целесообразно
провести
физкультминутку.
Это
общеразвивающие
упражнения
-
упражнения
для
рук,
наклоны,
приседания
с
текстовым
сопровождением, или танцевальные, импровизированные движения.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого
дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
Основными
задачами,
решаемыми
в
процессе
ежедневного
проведения
подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
•
дальнейшее
расширение
двигательного
опыта
детей,
обогащение
его
новыми, более сложными движениями;
• совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях
путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
• развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
•во спитание
само стоятельно сти,
активно сти,
п ол ож и т е л ь н ы х
взаимоотношений со сверстниками.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в
разное время дня: в перерыве между занятиями, в свободное время после
дневного
сна,
во
время
прогулки.
При
планировании
самостоятельной
двигательной
деятельности
детей
важно
позаботиться
о
создании
физкультурно-игровой среды.
Закаливание является
важнейшей
частью
физического
воспитания
дошкольников.
Принципы
закаливания:
по степенно сть,
п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь ,
систематичность.
Виды закаливания:
- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
- водные процедуры: умывание и обтирание прохладной водой, полоскание
рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой
комнатной температуры;
- воздушные и солнечные ванны;
- ходьба босиком.
Закаливающие
процедуры
очень
широко
использовались
нами
в
летний
период, в оздоровительном лагере «Звенящие сосны». Это и ходьба босиком
по травке, воздушные и солнечные ванны, обливание прохладной водой,
обтирание и т.д.
Физическое развитие – это не только развитие собственно физических
качеств
ребенка
и
укрепления
его
здоровья,
но
и
важный
компонент
и
средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
Важнейшая
роль
в
физическом
воспитании
ребенка
по-прежнему
принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически
правильно
организовать
и
провести
занятия,
нестандартные
подходы
к
выбору форм и средств их проведения - важнейшие компоненты развития
интереса
к
занятиям,
формирования
у
ребенка
необходимых
привычек,
двигательных умений и навыков.
Литература:
1.
Глазырина
Л.
Д.,
Овсянкин
В.
А.
Методика
физического
воспитания
дошкольного возраста. — М.: Гуманит изд.центр Владос, 2001.
2. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002.
3. Коваленко В. И. здоровьесберегающие технологии. — М.: «ВАКО», 2004.
4. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому
воспитанию детей в ДОУ. — СПб.: «Детство- пресс», 2012.
5. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском
саду. — М.: школьная пресса, 2006.