Напоминание

"Современные подходы к содержанию и организации образовательно–воспитательного процесса в условиях ФГОС, образовательной области «Физическая культура»


Автор: Каренгина Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Детский дом"Остров надежды"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к содержанию и организации образовательно–воспитательного процесса в условиях ФГОС, образовательной области «Физическая культура»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к содержанию и организации

образовательно-воспитательного процесса в условиях ФГОС,

образовательной области «Физическая культура»

Дошкольное

детство

это

период,

когда

закладывается

фундамент

здоровья,

физического

развития

и

культуры

движений.

Растить

детей

здоровыми,

сильными,

эмоциональными

задача

каждого

дошкольного

учреждения.

Полноценное решение задач физического развития детей достигается

при

комплексном

применении

всех

форм

организации

физкультурно-

оздоровительной

работы

с

детьми.

Такими

организационными

формами

работы являются:

– разные виды занятий по физической культуре;

– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика,

гимнастика после дневного сна, подвижные игры и игры-упражнения на

прогулке, физкультминутки, закаливающие процедуры;

– самостоятельная двигательная деятельность детей.

Традиционно

считается,

что

физкультурное

занятие

основная

форма

организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и

навыкам. Основными целями и задачами занятия являются: формирование

двигательных умений и навыков у детей; развитие физических качеств и

оптимальной двигательной активности; воспитание привычки и потребности

систематически заниматься физическими упражнениями.

Занятия по физкультуре согласно ФГОС проходят 3 раза в неделю во

второй

половине

дня

(понедельник,

среда,

пятница).

В

пятницу

физкультурные

занятия

проходят

на

улице,

которые

включают

в

себя

пробежки, игры - упражнения, подвижные игры. Это способствует развитию

физических качеств и двигательной активности у детей.

Утренняя

гимнастика

является

одним

из

важных

компонентов

двигательного

режима.

Утренняя

гимнастика

проводится

ежедневно

до

завтрака в течение 8-10 мин.

Значение

ут реней

гимнастики

многообразно:

она

п о в ы ш а е т

жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему детей после

сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

Утренняя гимнастика способствует развитию у детей внимания, повышению

умственной

деятельности,

вызывает

положительные

эмоции

и

радостные

ощущения.

Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики:

- комплекс музыкально-ритмических упражнений;

- утренняя гимнастика игрового характера и т.д.

Гимнастика

после

дневного

сна

позволяет

поднять

активность

детей,

улучшить

эмоциональный

настрой,

провести

активную

профилактику

нарушений осанки и плоскостопия.

Она имеет вариативный характер, и

разную степень продолжительности от 7-15 минут.

Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом

пищи,

началом

утренней

гимнастики

или

игровой

деятельности,

т.е.

в

каждую

свободную

минутку.

Используя

разнообразные

упражнения

для

разных частей тела.

Продолжительность их невелика (всего 3-5 мин), а

оздоровительный

эффект

очень

большой.

Прежде

всего,

самомассаж

положительно

влияет

на

нервную

систему

и

доставляет

большое

удовольствие

ребёнку.

Оказывает

общеукрепляющее

воздействие

на

весь

детский

организм

и

является

прекрасным

средством

профилактики

различных заболеваний.

Значение дыхательной

гимнастики

для

общего

физического

развития

дошкольников велико, ведь:

упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой

клеточке организма ребёнка; правильное дыхание улучшает работу головного

мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной

системы

организма,

укрепляет

общее

состояние

организма;

дыхательная

гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

Физкультминутки

являются

обязательной

частью

ООД.

Любая

организованная образовательная деятельность, не связанная с движением,

является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. В тот момент, когда у

детей

появляются

первые

признаки

переутомления

воспитателю

целесообразно

провести

физкультминутку.

Это

общеразвивающие

упражнения

-

упражнения

для

рук,

наклоны,

приседания

с

текстовым

сопровождением, или танцевальные, импровизированные движения.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого

дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Основными

задачами,

решаемыми

в

процессе

ежедневного

проведения

подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

дальнейшее

расширение

двигательного

опыта

детей,

обогащение

его

новыми, более сложными движениями;

• совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях

путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

• развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

•во спитание

само стоятельно сти,

активно сти,

п ол ож и т е л ь н ы х

взаимоотношений со сверстниками.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в

разное время дня: в перерыве между занятиями, в свободное время после

дневного

сна,

во

время

прогулки.

При

планировании

самостоятельной

двигательной

деятельности

детей

важно

позаботиться

о

создании

физкультурно-игровой среды.

Закаливание является

важнейшей

частью

физического

воспитания

дошкольников.

Принципы

закаливания:

по степенно сть,

п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь ,

систематичность.

Виды закаливания:

- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры: умывание и обтирание прохладной водой, полоскание

рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой

комнатной температуры;

- воздушные и солнечные ванны;

- ходьба босиком.

Закаливающие

процедуры

очень

широко

использовались

нами

в

летний

период, в оздоровительном лагере «Звенящие сосны». Это и ходьба босиком

по травке, воздушные и солнечные ванны, обливание прохладной водой,

обтирание и т.д.

Физическое развитие – это не только развитие собственно физических

качеств

ребенка

и

укрепления

его

здоровья,

но

и

важный

компонент

и

средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

Важнейшая

роль

в

физическом

воспитании

ребенка

по-прежнему

принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически

правильно

организовать

и

провести

занятия,

нестандартные

подходы

к

выбору форм и средств их проведения - важнейшие компоненты развития

интереса

к

занятиям,

формирования

у

ребенка

необходимых

привычек,

двигательных умений и навыков.

Литература:

1.

Глазырина

Л.

Д.,

Овсянкин

В.

А.

Методика

физического

воспитания

дошкольного возраста. — М.: Гуманит изд.центр Владос, 2001.

2. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002.

3. Коваленко В. И. здоровьесберегающие технологии. — М.: «ВАКО», 2004.

4. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому

воспитанию детей в ДОУ. — СПб.: «Детство- пресс», 2012.

5. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском

саду. — М.: школьная пресса, 2006.



В раздел образования