Автор: Юминская Наталья Ильвертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 32
Населённый пункт: Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Педагогическая статья КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
За последние время темп жизни значительно ускорился. Все средства
научно-технического прогресса стали неотъемлемой частью жизни каждого
человека в том числе и детей. Современный ритм жизни заставляет людей
больше работать, меньше уделяя внимания семье, страдают при этом дети.
Количество детей с речевой патологией с каждым годом растёт. Одним из
способов который, позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественно-эстетического воспитания - это
театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети
становятся участниками разных событий из жизни людей, животных,
растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый
интерес к родной культуре, литературе, театру.
В театрализованную деятельность обычно дети включаются очень
активно и с большим желанием. Всегда позитивно реагируют, если
появляется какой-нибудь персонаж, у детей вызывает радость и желание
вести диалог со сказочным героем. Но не всех детей легко расположить к
театральной деятельности. Есть дети с повышенной тревожностью, с низкой
самооценкой, депрессивные и просто застенчивые, в силу своего характера.
Один из способов при помощи которого, можно вовлечь таких детей в
театральную деятельность - это куклотерапия.
Сама
по
себе
куклотерапия
представляет
собой
метод
общения
с
помощью
кукол,
который
помогает
ребёнку
избавиться
от
болезненных
переживаний,
укрепить
психическое
здоровье,
улучшить
социальную
адаптацию,
развить
самосознание,
разрешить
конфликты
в
условиях
коллективной творческой деятельности. Куклотерапия это общение взрослого
с ребёнком через посредника, то есть через куклу. Занятия с элементами
куклотерапии, могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Своеобразие и новизна опыта состоят в использовании куклотерапии не
только в театрализованной деятельности, но и в режимных моментах. Когда
у ребёнка не сформированы навыки самообслуживания можно предложить в
игровой форме умыть куклу, застегнуть кукле пуговицы, причесать ее. Если
ребенок из дома пришел не в настроении можно его встретить со сказочным
персонажем,
который
поможет
переключить
внимание
ребенка
на
положительные эмоции. Куклотерапия, помогает в игровой форме проводить
организованную
образовательную
деятельность.
В
свободной
и
индивидуальной
деятельности
ребенок
сам
может
управлять
куклой
и
озвучивать действия.
Кукла каждый раз может быть разной в соответствии с тематикой
образовательного процесса. Время присутствия выбранного персонажа тоже
может быть разным. Одна кукла может быть один день, а может и неделю,
необходимо ориентироваться на поставленную педагогом цель .
Вопрос реквизита решается довольно просто. Для куклотерапии
подходят практически любые привычные детские игрушки, марионеки, а
также самодельные, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и
верёвочные куклы. Наличие ширмы на начальном этапе желательно: за ней
малыш может спрятать, скрыть смущение и неуверенность, остаться на время
наедине с собой.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с
любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех
основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Таким образом, куклотерапия – это увлекательная и доступная форма
работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения,
гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей
самовыражения и самопознания. Мир ребенка – это мир действия и
деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает
возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с
коррекционными задачами педагога
.
Применяя метод куклотерапии решается одна из многих задач
педагога : сохранить психологический комфорт для ребенка, помочь ему
адаптироваться к новой жизни в дошкольном коллективе. Когда ребенок
доверяет, он начинает раскрывать свой внутренний мир, переполненный
чувством прекрасного, красоты, ритма, гармонии и через всю жизнь пронесет
приятные воспоминания прекрасных моментов счастливого детства… и это
замечательно.