Напоминание

"Развитие математических способностей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности "


Автор: Рожкова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ДС №93 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие математических способностей

детей второй младшей группы в процессе

организации игровой деятельности»

Развитие

математических способностей у дошкольников — особая

область познания, в которой при условии последовательного обучения можно

целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать

интеллектуальный уровень. Следовательно, одной из наиболее важных задач

педагогов

ДОУ

является

развитие

у

ребенка

интереса

к

математике

в

дошкольном

возрасте.

Обучение

математике

не

должно

быть

скучным

занятием. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает

только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он

вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Рассмотрим развитие

математиче ских

спо собно стей

д е т е й

младшего дошкольного

возраста ( 3 - 4

л е т ) в процессе

организации

образовательной деятельности.

По мнению психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) в отдельные

периоды развития человека возникают наиболее благоприятные условия для

становления и развития отдельных видов способностей и некоторые из этих

условий

имеют

временный,

преходящий

характер.

Для развития

математических способностей также существуют оптимальные периоды.

В

младшем дошкольном возрасте необходимо развивать логическое мышление,

способность

классифицировать,

обобщать,

умение

ориентироваться

на

плоскости и в пространстве, знать название простейших геометрических

фигур и качеств предметов.

В

психолого-педагогических

исследованиях

отмечается,

что развитие

способностей

детей необходимо

начинать

как

можно

раньше,

так

как

с

возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).

Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей

В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере

количественных

и

пространственных

отношений.

Именно

этот

компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в

младшем дошкольном возрасте.

Поскольку игровая

деятельность является

ведущей

в

дошкольном

детстве развитие математических способностей мы предлагаем осуществлять

в

игре.

Рассмотрим

игры,

используемые

нами

в процессе

организации

образовательной

деятельно сти с

ц е л ь ю

ф о р м и р о в а н и я

элементарных математических

представлений

и

развития

математических

способностей детей в целом.

Мыслительная

операция «классификация» заключается

в

умении

распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.

Так

для развития классификации

мы

используем игры:

"Цвет

и

форма",

"Четвертый

лишний",

"Разложи

по группам",

"Фрукты-овощи",

"Дикие

и

домашние животные", "Твердый - мягкий", "Волшебный мешочек" и др.

Мыслительная

операция «обобщение» заключается

в

умении

объединять

предметы

в

одну группу по

сходным

признакам.

Для развития умения

обобщать

мы

используем

следующие

дидактические игры:

"Как

назвать

предметы

одним

словом?",

"Поможем

малышу",

"Угостим

куклу

чаем",

"Составь картинку", "Волшебный мешочек" и др.

Для развития умения

дошкольников

ориентироваться

на

плоскости

и

в

пространстве нами используются игры: "Построим дома"; "Красивый узор";

"Построй пирамидку", "Найди клад".

Формирование знаний качеств предметов осуществляется в процессе

следующих игр: "Уже - шире", "Длинный - короткий", "Высокий - низкий",

"Кому какая форма", "Справа как слева" и др.

Отдельно

хочется

выделить

игры

со

строительным материалом,

для о р г а н и з а ц и и

к о т о р ы х

в

к а ж д о й

г р у п п о в о й комнате

предусмотрена игровая зона. Младшие дошкольники охотно. с увлечением

строят гараж, ворота, дом, башни, прокладывают дорогу. Строительные игры

н е

т о л ь к о способствуют ф о рм и р о ва н и ю

п р о с т р а н с т в е н н ы х

отношений, развитию логических операций, восприятия и мелкой моторики

дошкольников

(малыш

получает

конкретные

представления

о

различной

форме, величине, цвете предметов, но и оказывают большое влияние на

формирование детского коллектива.

В процессе

игровой

деятельности осуществляется

мониторинг

достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

по усвоению элементарных математических представлений и развития их

способностей, в том числе и математических.

Т а к и м

о б р а з о м , о р г а н и з а ц и я

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и

младших д о ш к о л ь н и к о в

с

у ч е т о м

т р е б о в а н и й

п р и м е р н о й

о б щ е о б р а зо ват е л ь н о й

п р о г р а м м ы

д о ш кол ь н о го

о б р а з о в а н и я

стимулирует развитие

личности

ребенка,

их

психических

и

физических

качеств, в том числе математических способностей.



В раздел образования