Автор: Рожкова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ДС №93 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности "
Раздел: дошкольное образование
Статья «Развитие математических способностей
детей второй младшей группы в процессе
организации игровой деятельности»
Развитие
математических способностей у дошкольников — особая
область познания, в которой при условии последовательного обучения можно
целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать
интеллектуальный уровень. Следовательно, одной из наиболее важных задач
педагогов
ДОУ
является
развитие
у
ребенка
интереса
к
математике
в
дошкольном
возрасте.
Обучение
математике
не
должно
быть
скучным
занятием. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает
только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он
вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Рассмотрим развитие
математиче ских
спо собно стей
д е т е й
младшего дошкольного
возраста ( 3 - 4
л е т ) в процессе
организации
образовательной деятельности.
По мнению психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) в отдельные
периоды развития человека возникают наиболее благоприятные условия для
становления и развития отдельных видов способностей и некоторые из этих
условий
имеют
временный,
преходящий
характер.
Для развития
математических способностей также существуют оптимальные периоды.
В
младшем дошкольном возрасте необходимо развивать логическое мышление,
способность
классифицировать,
обобщать,
умение
ориентироваться
на
плоскости и в пространстве, знать название простейших геометрических
фигур и качеств предметов.
В
психолого-педагогических
исследованиях
отмечается,
что развитие
способностей
детей необходимо
начинать
как
можно
раньше,
так
как
с
возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).
Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей
В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере
количественных
и
пространственных
отношений.
Именно
этот
компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в
младшем дошкольном возрасте.
Поскольку игровая
деятельность является
ведущей
в
дошкольном
детстве развитие математических способностей мы предлагаем осуществлять
в
игре.
Рассмотрим
игры,
используемые
нами
в процессе
организации
образовательной
деятельно сти с
ц е л ь ю
ф о р м и р о в а н и я
элементарных математических
представлений
и
развития
математических
способностей детей в целом.
Мыслительная
операция «классификация» заключается
в
умении
распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.
Так
для развития классификации
мы
используем игры:
"Цвет
и
форма",
"Четвертый
лишний",
"Разложи
по группам",
"Фрукты-овощи",
"Дикие
и
домашние животные", "Твердый - мягкий", "Волшебный мешочек" и др.
Мыслительная
операция «обобщение» заключается
в
умении
объединять
предметы
в
одну группу по
сходным
признакам.
Для развития умения
обобщать
мы
используем
следующие
дидактические игры:
"Как
назвать
предметы
одним
словом?",
"Поможем
малышу",
"Угостим
куклу
чаем",
"Составь картинку", "Волшебный мешочек" и др.
Для развития умения
дошкольников
ориентироваться
на
плоскости
и
в
пространстве нами используются игры: "Построим дома"; "Красивый узор";
"Построй пирамидку", "Найди клад".
Формирование знаний качеств предметов осуществляется в процессе
следующих игр: "Уже - шире", "Длинный - короткий", "Высокий - низкий",
"Кому какая форма", "Справа как слева" и др.
Отдельно
хочется
выделить
игры
со
строительным материалом,
для о р г а н и з а ц и и
к о т о р ы х
в
к а ж д о й
г р у п п о в о й комнате
предусмотрена игровая зона. Младшие дошкольники охотно. с увлечением
строят гараж, ворота, дом, башни, прокладывают дорогу. Строительные игры
н е
т о л ь к о способствуют ф о рм и р о ва н и ю
п р о с т р а н с т в е н н ы х
отношений, развитию логических операций, восприятия и мелкой моторики
дошкольников
(малыш
получает
конкретные
представления
о
различной
форме, величине, цвете предметов, но и оказывают большое влияние на
формирование детского коллектива.
В процессе
игровой
деятельности осуществляется
мониторинг
достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы
по усвоению элементарных математических представлений и развития их
способностей, в том числе и математических.
Т а к и м
о б р а з о м , о р г а н и з а ц и я
и г р о в о й
д е я т е л ь н о с т и
младших д о ш к о л ь н и к о в
с
у ч е т о м
т р е б о в а н и й
п р и м е р н о й
о б щ е о б р а зо ват е л ь н о й
п р о г р а м м ы
д о ш кол ь н о го
о б р а з о в а н и я
стимулирует развитие
личности
ребенка,
их
психических
и
физических
качеств, в том числе математических способностей.