Напоминание

"Туристские узлы и их применение"


Автор: Богдан Анна Валериевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ВСЦ "Патриот"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Туристские узлы и их применение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Богдан Анна Валериевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ВСЦ «Патриот»,

г. Новокузнецк

2018-2019 учебный год

Методическая разработка занятия

Программа: «Юный турист»

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Год обучения: второй

Занятие

Тема: «Туристские узлы и их применение».

Цель: создать условия для изучения туристических узлов и их

практического применения.

Задачи:

формировать умения и навыки вязки туристических узлов;

развивать внимательность, память, мелкую моторику;

воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: 2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося,

карабин, карточки – схемы, инструктивный материал по технике вязания узлов,

набор связанных туристических узлов.

Ход занятия

1.

Организационный момент. Проверка оборудования, настрой на занятие.

2.

Объяснение темы, цели и плана занятия.

3.

«Где в вашей жизни можно использовать узлы?» (проблемная ситуация)

(Вступительное слово учителя) «Каждое утро ты стараешься завязать шнурки

своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать

веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях

вынужденной

автономии

в

природе

без

умения

вязать

узлы

не

обойтись.

В

профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это

умение

просто

необходимо.

Для

альпиниста

скалолаза

или

горного

туриста

правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности.

«Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!» Чтобы покорить

вершину, нужно уметь вязать узлы и правильно их применять!!! Перед вами

импровизированная гора!!! Чтоб на нее взойти нужно освоить не мало узлов.

Вот сегодня мы продолжим их изучения и посмотрим, какие достижения у вас

получатся!

Узлы

используются

и

применяются

для

преодоления

препятствий

(спуски,

подъемы,

переправы,

траверсы

и

т.д.)

в

путешествиях,

особенно

горных,

применяются

веревки,

карабины,

страховочные

системы

и

различные

узлы.

Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел.

Классификация туристских узлов по их назначению.

1.

Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: "прямой", "ткацкий",

"встречный».

2.

Узлы для связывания веревок разного диаметра: "академический", "брам-

шкотовый", "Грейпваин".

3.

Узлы

для

страховки

(незатягивающиеся

петли):

"простой

проводник",

"восьмерка",

"австрийский

пруссик",

"двойной

проводник",

«Булинь»,

двойной беседочный узел.

4.

Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «стремя»

5.

Вспомогательные

узлы:

"схватывающий",

"стремя".

Узел

"стремя"

может

применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Повторение ранее изученных узлов.

Узел «простой проводник», «проводник восьмерка».

Ребятам дается время для повторения ранее изученных узлов.

Соревнование «Самый быстрый!». Участники завязывают раннее изученные узлы

на время.

4.

Объяснение нового материала. Техника вязания туристических узлов.

Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то

не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях. Давайте попробуем

завязать узел, который вы знаете. Можно два или три узла.

Сегодня мы продолжим изучение туристских узлов, которые используются для

страховки и для связывания веревок одного диаметра

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши».

Узел «прямой»

Узел «стремя».

…Порядок работы:

назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;

предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;

проверить вязку узла у каждого ученика…

5.

Закрепление. Игра:

Вариант 1: Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем

каждый участник с закрытыми глазами берет по одному узлу. Нужно определить

его название. Преподаватель проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все

игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.

Вариант 2: Повторение раннее изученных и новых узлов. Участники попарно

встают друг к другу спиной, перед собой завязывают любой из изученных узлов, по

команде, передают узел (за спиной) другому участнику и на ощупь отгадывают

узел.

6.

Итог занятия. Сегодня на занятии мы познакомились с новыми

туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания

этих узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы

молодцы,

показали

свои

способности

сосредоточиться,

быть

внимательными,

ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты

избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел

сможет спасти тебе или твоему другу жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы,

нужна практика. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой

узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически,

тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

7.Рефлексия. Для чего мы изучали узлы…? пригодится ли в жизни… ? сегодня мы

узнали…? мы научились…? мы применим узлы, где…?

Итак, подведем итог, сейчас каждый оценит свои достижения и мы посмотрим на

какую высоту вы взошли.

Каждый учащийся дает самооценку (отмечает смайликом на вершине, ту высоту,

которую он покорил на уроке).



В раздел образования