Автор: Винникова Олеся Андреевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Раздел: среднее образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ
«… каким бы цельным ни представлялся
нам человек при широком обобщении,
все же нельзя его считать совершенно
однообразным явлением»
А.С. Макаренко
Социально-экономические
изменения,
происходящие
в
российском
обществе, требуют от современных специалистов принятия независимых,
быстрых и творческих решений. Достижение этой цели возможно только в
том случае, если учащийся обладает знаниями и навыками исследований.
Современные дети не чистый лист, на котором записаны знания. Они
каждый
день
получают
большое
количество
информации!
Это
нельзя
игнорировать.
Учитель
больше
не
является
единственным
источником,
всезнающим оракулом.
Но дети часто не знают, как превращать информацию в знания. Её
обилие не приводит к систематическим знаниям. Существует новая проблема
для
образования:
подготовить
человека,
который
может
найти
и
извлечь
нужную ему информацию в условиях своего изобилия, ассимилировать ее в
форме новых знаний. То есть, речь идет о формировании информационной
компетентности у школьников.
В традиционном образовании мы имеем дело с пассивными учениками,
которых
учитель
пытается
«наполнить»
стандартным
набором
готовых
знаний.
И
как
организовать
обучение
через
желание?
Как
активировать
ученика, стимулируя его естественное любопытство, мотивировать интерес к
независимому приобретению новых знаний? Какой метод применить?
Мы должны учить, не просто, запоминать и воспроизводить знания, а
применять
их
на
практике.
Как
изменить
отношения
между
учителем
и
учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?
Ценностью
нынешнего
общества
становится
коммуникативная
компетентность. В связи с этим у педагогов есть ряд проблем: определить,
какие
навыки
должны
развивать
учащиеся
для
его
формирования
(продуктивное общение ученика со сверстниками, технологии, Интернет и т.
д.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и
поиска
информации?
Ведь
компетентность
-
это
не
только
наличие
необходимых знаний, но и наращивание потенциала для их использования.
Деятельность
в
проекте
способствует
и
развивает
независимость
учащихся
в
проявлении
себя,
потому
что
в
процессе
группового
сотрудничества они в первую очередь учатся выражать свое мнение, слышать
других, не вступать в конфликт, если их собственное мнение не совпадает с
мнением одноклассников, они учатся искать согласие в том, что и как делать.
Исследовательская и проектная работа школьников является особенно
эффективным
способом
достижения
одной
из
важнейших
целей
современного
образования:
обучить
учащихся
автономно
мыслить,
принимать решения, привлекать знания из разных областей; быть в состоянии
предсказать изменчивость результатов.
Формирование и дальнейшее усовершенствование исследовательской
деятельности обучающихся является одной из основных форм творческой
работы с детьми. Из опыта многих учителей, можно с уверенностью сказать,
что метод проектов и активный подход к обучению решают задачи новой
школы,
как
и
раннее
вовлечение
детей
в
исследования,
позволяют
максимально полно определять и упражнять интеллектуальные и творческие
способности детей.