Автор: Ваганова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель высшей категории дошкольного учреждения
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад компенсирующего вида № 82
Населённый пункт: Челябинская область город Златоуст
Наименование материала: учебно–методическая разработка
Тема: « Ознакомление с трудом взрослых и профориентация детей дошкольного возраста, посредством сюжетно–ролевой игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 82»
_____________________________________________________________________
КОНСУЛЬТАЦИЯ
« Ознакомление с трудом взрослых и
профориентация детей дошкольного
возраста, посредством сюжетно-ролевой
игры дошкольников
в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Ваганова Е.Ю.
г. Златоуст, 2018 г.
Игра и труд - путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить.
А.М.Горький
Актуальность
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В
эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у
него
начинает
формироваться
определенное
отношение
к
людям,
к
труду,
вырабатываются
навыки
и
привычки
правильного
поведения,
складывается
характер.
Одна
из
главных
задач
трудового
воспитания
дошкольников
–
ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему.
Подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд
своих пап и мам на общественном производстве, поэтому на помощь взрослым
приходит
основной
вид
деятельности
дошкольников
–
сюжетно-ролевая
игра.
Ценность её, в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности
детей определяется ее значением для развития дошкольника.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей
производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка
дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра является эффективным
средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в
игре
реализуется
потребность
воздействия
на
мир. Важную
роль
в
трудовом
воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия
трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по
своей
специальности,
любят
свою
профессию,
рассказывают
детям
о
работе.
Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень
важный стимул.
В процессе ознакомления с трудом взрослых дети знакомятся с жизнью своих
родных. близких и знакомых. А это помогает закреплению у ребенка первичных
представлений о себе, семье, обществе.
В процессе игры дети, как известно, берут на себя различные роли и тем самым
замещают
людей,
находящихся
между
собой
в
определенных
социальных
взаимоотношениях.
При
этом
игровая
модель
отображает
действительность
обобщённо, то есть выделяет только самые основные и общие отношения, опуская
все второстепенное. Это и приводит к тому, что дети постигают суть отношений
между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной
массой несущественных деталей.
Сюжетно-ролевые игры помогают ненавязчиво познакомить воспитанников с
различными профессиями. В наши дни профессий стало очень много. И все
время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно
ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Даже
если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их
профессиональной
деятельности.
Необходимо
способствовать
социализации
и
адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей,
пополняется словарный запас. Сюжетно-ролевая игра, связанная с профессиями
взрослых, сближает детей, развивает навыки культуры общения. А это способст-
вует тому, что ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодейст-
вия со взрослыми и сверстниками.
Современная действительность нам диктует новые требования. Реализация
регионального проекта «Темп» позволяет более расширенно подойти к системе
по ознакомлению с трудом взрослых на Южном Урале, обеспечить раннюю
профориентацию.
В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично
влиться
знания
о
современных
профессиях
Южного
Урала:
эколог,
слесарь,
фрезеровщик, сталеплавильщик, программист, гравер, и др.
Поэтому учитывая все выше перечисленное, эта тема и стала актуальной
на сегодняшний день.
Цель: Расширять и обогащать представления детей о профессиях
Челябинской
области, посредством сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Создавать условия для формирования интереса и закрепления представлений
о трудовых действиях, совершаемых взрослыми в результате труда.
Обогащать представления детей о профессиях.
Расширять словарный запас - знание профессий Южного Урала, обогащать
кругозор,
путем
ознакомления
детей
с
предметами
заместителями,
необходимыми в работе людей различных профессий.
Повышать детскую самостоятельность, активность, любознательность.
Развивать
творческое
мышление,
умение
находить
выход
из
трудной
ситуации;
уверенность в своих силах.
Привлекать родителей и других членов семьи в образовательный процесс
дошкольного учреждения.
Побуждать
детей
использовать
полученные
знания
о
труде
взрослых
в
сюжетно-ролевых играх.
Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать им
помощь.
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается,
приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее
характерным видом его деятельности.
Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и
воспроизводить
их
действия
и
деятельность.
В
дошкольном
возрасте
широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет
профессионально ориентированный характер. Дети играют присваивая себе роли
врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.
Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно,
что
малыши,
не
успевшие
познакомиться
со
специальностью,
к
примеру,
полицейского, не смогут разыграть полицейского.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может
ознакомиться
с
теми
или
иными
качествами
специальностей,
накопить
необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого,
уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой
жизнедеятельности.
Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из
следующих составных компонентов:
- получения сведений о профессиях от родителей;
- воспитателей детского сада;
- от сверстников и детей более старшего возраста;
- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими
взрослыми;
- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме
игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка,
рисование, умение делать аппликации и т.д.).
Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии
интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки
будущей профессиональной деятельности.
Важным направлением социального и познавательного развития
дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду
ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу
внимание
детей
привлекают
лишь
внешние
моменты.
Последовательное
ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами
детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых
действий, об общественном устройстве жизни в целом.
Наблюдению
за
трудом
взрослых,
объяснению
его
значения
в
жизни
людей
принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
Для обеспечения системности в работе,
была разработана схема по
ознакомлению
дошкольников
с
трудом
взрослых и
закреплению
полученных
знаний в сюжетно-ролевой игре:
1. Чтение художественной литературы, слушание песен, аудиозаписей
2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций
3. Экскурсия, просмотр видеофильмов
4. Организация
взаимодействия
с
родителями:
развлечение
с
приглашением
родителей, консультация для родителей, родительский уголок
5. Сюжетно – ролевая игра
Наиболее
доходчивы
и
убедительны
живые
образы,
подлинный
пример
профессий взрослых.
Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую
отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми
знаний.
В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое
количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное
новыми знаниями, закрепляя старое.
Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом
взрослых является – экскурсия: на кухне мы воочию увидели как работают повара
и их помощники, завхоз; в прачечной - прачка. Индивидуальные
экскурсии
проводят сами родители в аптеках, магазинах.
Воспитатели
при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило,
пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы,
беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской
художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью
детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение
к
труду,
желание
подражать
героям
литературных
произведений,
подобно
им,
хорошо трудиться.
Можно использовать дидактические игры по формированию первичных
представлений о труде взрослых.
К профориентационным играм можно отнести целый класс игр,
объединенных названием “Угадай профессию”. Это: “Профессия на букву...”, “Кто
использует
в
работе?”
(назвать
профессии,
которые
используют
заданный
инструмент или материал, например, зеркало или иглу), “Ассоциация” (угадать
задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа “Какой запах
(цвет) у профессии?”, “Профессия – результат”, “Женские – мужские профессии”,
“Кто
больше
назовет
предметов”,
детей
учат
классифицировать
предметы
как
результаты
труда
по
месту
их
производства
(хлебозавод,
чулочная
фабрика,
кондитерская и др. ).
Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом,
который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер,
например электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр
чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла
и т.д.
Непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
Под
совместной
работой
мы
подразумеваем
такую
деятельность
взрослых
с
детьми, когда взрослый выступает не только в качестве лица, организующего и
направляющего
труд
детей,
но
и
в
качестве
непосредственного
участника
трудового процесса.
Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе
бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.
Информативное
воздействие
родителей
может
проявляться
во
всех
разновидностях
их
воспитательной
деятельности,
ибо
на
каждом
шагу
мы
сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той, или иной профессии.
Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок,
произведений
детской
художественной
литературы,
иллюстраций
к
ним,
мультфильмов, диафильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы.
Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека,
роль которого он взял.
Структура сюжетно – ролевой игры.
Замысел
Сюжет
Роль
Игровые действия
Игровые правила.
В результате проводимой работы будут достигнуты следующие результаты:
1.
Дети
заинтересуются
на
самостоятельное
знакомство
с
рядом
профессий
Южного Урала.
2. Дети научатся отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
3. У детей появится представление о востребованных в обществе профессиях.
4. Родители станут активными помощниками в воспитании и образовании детей.
Вывод:
современный
ребенок
дошкольного
возраста
стремится
отражать
в
сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в
которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна
меняться с изменениями социума. Следует воспринимать сюжетно-ролевые игры
как важное средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых,
особенно в связи с изменениями, вызванными реализацией ФГОС дошкольного
образования.
На основе выводов сделаны следующие рекомендации:
необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места,
времени в режиме дня, создать материально – игровую базу: игрушки, пособия,
атрибуты,
предметы-заместители,
бросовый
материал,
который
используется
детьми во время сюжетно- ролевых игр;
обогащать
содержание
детской
игры
использованием
различных
методов
и
приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий,
чтение
художественной
литературы,
рассказ
воспитателя
о
труде
взрослых,
использование
иллюстраций,
инсценировки
литературных
произведений,
этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения,
советы,
разъяснения,
вопросы,
направленные
на
подсказ
детям
возможной
реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов
конструирования и др.
включать
в планирование сюжетно-ролевые
игры
по
ознакомлению
с
профессиями Южного Урала.
Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых, и ранняя профориентация
воспитанников - это не только средство формирования системных знаний, но и
значимое
социально-эмоциональное
средство
приобщения
к
миру
взрослых,
приобретение
детьми
опыта
общения
с
людьми.
Отношение
к
профессии
вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и весь
дошкольный период.