Автор: Гуляева Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – детский сад №178 "Облачко"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Вариативность дидактического материала по познавательному развитию в режимных моментах
Раздел: дошкольное образование
Вариативность дидактического материала по познавательному
развитию в режимных моментах
Автор: воспитатель Гуляева Екатерина Игоревна
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все
хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой
нос. А от того, сколько разного и интересного ребёнок увидел, зависит то,
какими
знаниями
он
будет
обладать.
Ведь
согласитесь,
если
маленький
ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление
совсем узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение
воспитанника в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и
любознательности.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей
для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе он познает окружающее
его
пространство,
приобретает
опыт
взаимодействия
с
различными
предметами.
Ребенок
приобретает
определенные
знания
и
овладевает
конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы,
развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты
личности.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ имеет следующие задачи:
Поощрение
любознательности,
развитие
и
выявление
интересов
ребенка.
Формирование
действий,
направленных
на
познание
окружающего
мира, развитие сознательной деятельности.
Развитие творческих задатков и воображения.
Формирование
знаний
о
самом
себе,
других
детях
и
людях,
окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Получают
знания
о
своей
Отчизне,
им
прививаются
общие
культурные
ценности.
Даются
представления
о
национальных
праздниках,
обычаях,
традициях.
Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для
людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята
узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с
местными экземплярами.
Главное
условие
работы
с
дошкольниками
-
ориентироваться
на
их
возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и
окружающего пространства.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС
в ДОУ, относятся:
личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у
детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,
пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Дети
не
мыслят
своей
жизни
без
игры.
Нормально
развивающийся
ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа
воспитателей
по
познавательной
деятельности.
Утром
дети
приходят
в
группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения,
как:
"собери
грибочки",
"понюхаем
цветочки",
"лучики-лучики".
После
завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время
экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных
игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры,
основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.
Чтение
художественной
литературы
расширяет,
систематизирует
знания,
обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все
создано
так,
чтобы
развитие
познавательной
активности
проходило
естественно и непринужденно.
Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный
вопрос
имел
разные
ответы.
Если
в
советские
времена
мамы
и
папы
стремились
воспитать
послушного
во
всех
отношениях
«исполнителя»,
способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают
вырастить человека с активной позицией, творческую личность.
Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение,
должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному
выводу.
Задача
воспитателя
-
не
подвергнуть
сомнению
компетенцию
педагога и его учения. Главное - научить ребёнка сомневаться в собственно
знаниях, в их способах получения. Ведь ребёнку можно просто что-то сказать
и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить
о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного
крепче.
Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко
дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если он проведет опыт, он
сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы
на
плавучесть
и
сделает
собственные
выводы.
Так
появляется
первое
рассуждение.
Развитие
познавательной
деятельности
невозможно
без
сомнения.
По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания
"на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только
запомнить.
Но
порассуждать,
поразмышлять
и
прийти
к
собственному
выводу
гораздо
важнее.
Ведь
сомнение
–
это
дорога
к
творчеству,
самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как
часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы
спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое
мнение, сомневаться и искать ответ.
С
возрастом
у
детей
меняются
возможности
и
потребности.
Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для
детей
разных
возрастов
должны
быть
различными,
соответствующими
исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без
лишних деталей. Для детей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся
более
многогранными,
и
большее
место
начинают
занимать
образные
игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,
играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим
из них гараж, который потом становится дорогой. В
старшем возрасте
предметы
и
окружающая
среда
усложняются.
Особая
роль
отводится
знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый
план после 5-ти лет.
Особенности познавательного развития у двух–трехлетних детей связаны
с
настоящим
моментом
и
окружающей
обстановкой.
Все
предметы,
окружающие
детей,
должны
быть
яркими,
простыми
и
понятными.
Обязательно
наличие
подчеркнутого
признака,
к
примеру:
форма,
цвет,
материал,
величина.
Дети
особо
охотно
играют
с
игрушками,
напоминающими
предметы
взрослых.
Они
учатся
орудовать
вещами,
подражая маме или папе.
Познавательное
развитие
в
средней
группе
предполагает
продолжение
расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо
наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с
учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона
книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по
принципу
мозаики.
Это
значит,
что
используемые
детьми
предметы
располагаются
в
нескольких
отдаленных
друг
от
друга
местах.
Это
необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в
средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для
этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал
о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,
карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети
каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе
изучения предоставленного материала дети исследуют окружающий мир.
Познавательное
развитие
по
ФГОС
в
ДОУ
предполагает
использование
экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент:
во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять
детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась
грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно
сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи
пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает
«грибной»,
когда
светит
солнышко.
Детки
очень
впечатлительны
и
податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному
развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши
изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны
понять устройство мира.
Анализируя режимные моменты в детском саду, можно заметить, что
некоторые пункты остаются неизменными для всех возрастных групп. К ним
относятся:
Утренний
прием
детей.
Прием
пищи.
Развивающие
занятия.
Игровая деятельность. Прогулка.
Режимные моменты в ДОУ организованы таким образом, чтобы у детей
всегда было время на активные игры, занятия и полноценный отдых.