Напоминание

Вариативность дидактического материала по познавательному развитию в режимных моментах


Автор: Гуляева Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – детский сад №178 "Облачко"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Вариативность дидактического материала по познавательному развитию в режимных моментах
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вариативность дидактического материала по познавательному

развитию в режимных моментах

Автор: воспитатель Гуляева Екатерина Игоревна

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все

хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой

нос. А от того, сколько разного и интересного ребёнок увидел, зависит то,

какими

знаниями

он

будет

обладать.

Ведь

согласитесь,

если

маленький

ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление

совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение

воспитанника в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и

любознательности.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей

для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе он познает окружающее

его

пространство,

приобретает

опыт

взаимодействия

с

различными

предметами.

Ребенок

приобретает

определенные

знания

и

овладевает

конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы,

развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты

личности.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ имеет следующие задачи:

Поощрение

любознательности,

развитие

и

выявление

интересов

ребенка.

Формирование

действий,

направленных

на

познание

окружающего

мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование

знаний

о

самом

себе,

других

детях

и

людях,

окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.

Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Получают

знания

о

своей

Отчизне,

им

прививаются

общие

культурные

ценности.

Даются

представления

о

национальных

праздниках,

обычаях,

традициях.

Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для

людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята

узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с

местными экземплярами.

Главное

условие

работы

с

дошкольниками

-

ориентироваться

на

их

возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и

окружающего пространства.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС

в ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у

детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,

пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Дети

не

мыслят

своей

жизни

без

игры.

Нормально

развивающийся

ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа

воспитателей

по

познавательной

деятельности.

Утром

дети

приходят

в

группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения,

как:

"собери

грибочки",

"понюхаем

цветочки",

"лучики-лучики".

После

завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время

экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных

игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры,

основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение

художественной

литературы

расширяет,

систематизирует

знания,

обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все

создано

так,

чтобы

развитие

познавательной

активности

проходило

естественно и непринужденно.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный

вопрос

имел

разные

ответы.

Если

в

советские

времена

мамы

и

папы

стремились

воспитать

послушного

во

всех

отношениях

«исполнителя»,

способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают

вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение,

должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному

выводу.

Задача

воспитателя

-

не

подвергнуть

сомнению

компетенцию

педагога и его учения. Главное - научить ребёнка сомневаться в собственно

знаниях, в их способах получения. Ведь ребёнку можно просто что-то сказать

и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить

о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного

крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко

дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если он проведет опыт, он

сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы

на

плавучесть

и

сделает

собственные

выводы.

Так

появляется

первое

рассуждение.

Развитие

познавательной

деятельности

невозможно

без

сомнения.

По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания

"на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только

запомнить.

Но

порассуждать,

поразмышлять

и

прийти

к

собственному

выводу

гораздо

важнее.

Ведь

сомнение

это

дорога

к

творчеству,

самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как

часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы

спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое

мнение, сомневаться и искать ответ.

С

возрастом

у

детей

меняются

возможности

и

потребности.

Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для

детей

разных

возрастов

должны

быть

различными,

соответствующими

исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без

лишних деталей. Для детей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся

более

многогранными,

и

большее

место

начинают

занимать

образные

игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,

играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим

из них гараж, который потом становится дорогой. В

старшем возрасте

предметы

и

окружающая

среда

усложняются.

Особая

роль

отводится

знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый

план после 5-ти лет.

Особенности познавательного развития у двух–трехлетних детей связаны

с

настоящим

моментом

и

окружающей

обстановкой.

Все

предметы,

окружающие

детей,

должны

быть

яркими,

простыми

и

понятными.

Обязательно

наличие

подчеркнутого

признака,

к

примеру:

форма,

цвет,

материал,

величина.

Дети

особо

охотно

играют

с

игрушками,

напоминающими

предметы

взрослых.

Они

учатся

орудовать

вещами,

подражая маме или папе.

Познавательное

развитие

в

средней

группе

предполагает

продолжение

расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо

наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с

учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона

книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по

принципу

мозаики.

Это

значит,

что

используемые

детьми

предметы

располагаются

в

нескольких

отдаленных

друг

от

друга

местах.

Это

необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в

средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для

этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал

о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,

карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети

каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе

изучения предоставленного материала дети исследуют окружающий мир.

Познавательное

развитие

по

ФГОС

в

ДОУ

предполагает

использование

экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент:

во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять

детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась

грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно

сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи

пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает

«грибной»,

когда

светит

солнышко.

Детки

очень

впечатлительны

и

податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному

развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши

изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны

понять устройство мира.

Анализируя режимные моменты в детском саду, можно заметить, что

некоторые пункты остаются неизменными для всех возрастных групп. К ним

относятся:

Утренний

прием

детей.

Прием

пищи.

Развивающие

занятия.

Игровая деятельность. Прогулка.

Режимные моменты в ДОУ организованы таким образом, чтобы у детей

всегда было время на активные игры, занятия и полноценный отдых.



В раздел образования