Напоминание

Три богатыря


Автор: Сандуца Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №2 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Мегион
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Три богатыря
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №2 «Рябинка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

познавательно-эстетической направленности

для детей от 6 до 7 лет

«Богатыри земли русской»

Воспитатель: Сандуца С.В.

г. Мегион 2019 год

Цель занятия: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи: Развитие духовно-нравственных ценностей ребёнка посредством приобщения детей

к истокам русского народа.

·Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия

русского воина(меч, щит).

Развитие общей и мелкой моторики при изготовлении поделок из пластилина.

·Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

·Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

·Воспитывать интерес к истории России.

-Воспитание

патриотических

чувств,

уважения

к

защитникам

отечества,

интереса

к

изобразительному творчеству.

Тип занятия: Интегрированный

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мольберт

демонстрационный материал: познавательная презентация, панно-макет с изображением дуба

с объёмными листочками; картина Васнецова «Три богатыря»;

карточки с изображением

каждого богатыря;

раздаточный материал: карточки с изображением картины Васнецова «Три богатыря» на

каждом столе; пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, трубочки для оттиска, заготовки из

пластилина силуэтов человека; игрушки-лошадки;

Предварительная работа: беседы «Кто такие богатыри», «Как звали русских богатырей и с

кем

они

сражались»;

рассматривание

картины

В.

М.

Васнецова «Богатыри»,

просмотр

мультфильмов «Илья

Муромец

и

Соловей-разбойник» и «Добрыня

Никитич»;

игра

соревнование «Собери богатыря в поход»; изготовление силуэтов человека из пластилина.

Интеграция

образовательных областей:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

Методы и приёмы: мини-беседа о том, как приветствуют друг друга в разных странах;

рассматривание географической карты России; вопросы поискового характера;

показ образца

картины и рассказ воспитателя о каждом богатыре, физминутка «Богатыри» и динамическая

пауза, загадки о доспехах; показ поэтапных действий лепки, пояснения, объяснения, указания,

выполнение задания; работа с макетом дерева; обыгрывание поделок богатырей; рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Мотивация детей на получение новых знаний.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.

Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному

здороваются.

Хотите узнать как?

Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг

другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке

нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила,

и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.

Давайте с вами поприветствуем друг друга по-разному, как вам запомнилось. А я, тоже пройду

по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов на занятии.

Воспитатель обращает внимание детей к карте России.

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что находится на доске? Давайте посмотрим на

нее внимательнее.

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных

стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому

что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите,

пожалуйста, какая она – наша Родина?

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.

Воспитатель: Как вы думаете? Что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?

(леса, горы, моря и реки, озера

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было

меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю

русскую в те далекие времена?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.

II. Основная часть.

1.

Рассматривание

картины.

Беседа

по

ней. Развитие

диалогической

речи.

Уточнение

и

расширение словаря по теме «Богатыри»

Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»

Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор

Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про

них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите

внимательно на картину.

Дети

самостоятельно

рассматривают

картину,

обмениваются

впечатлениями.

Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут? Если дети затрудняются ответить, воспитатель им

помогает.

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша

П оп ов и ч

с а мы е

лю би мы е

и

и з ве с т н ы е

рус с к и е богатыри.

С т о я т

о н и

у

заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Воспитатель: В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он

сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает

булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в

железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.

Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом

воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у

Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним

белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой

сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни

петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку

гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.

Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

2. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по

значению. Учить узнавать значение новых слов. /

Воспитатель: Кто такие богатыри?

Дети: Воины, борцы, защитники.

Воспитатель: А какие они были?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.

Воспитатель: А что они делали?

Дети: Защищали, охраняли Русь.

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок, поэм.

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети: Было

Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о

подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.

3.

Физкультминутка «Богатыри» /Развитие

общей

моторики.

Координация р е ч и

с

движениями/

Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

Богатырь - вот он каков: (показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

4.

Игровое

упражнение «Я

загадаю,

а

ты

отгадай!» /Развитие

мышления,

речевого

слуха. Обогащение словаря по теме. /

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

( Кольчуга)

Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?

Дети: Кольчуга сделана из колечек.

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

5. Лепка «Собери богатыря в дорогу»

А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический, слепим для

него необходимую одежду и оружие, которые необходимы богатырю.

Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Физкультминутка:

1,2,3 – Мы теперь богатыри Дети поднимают руки вверх.

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем. Шагают на месте.

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо. Повороты туловища, руки ко лбу.

Ни в морях, Наклоны вниз.

Ни в небесах

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу Маршируют на месте.

Пусть уходит враг с дороги….

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на своих богатырей, какие они у вас получились?

(красивые, сильные, храбрые, смелые, готовые отправиться в путь на войну с врагами и защиту

Родины.

III. Рефлексия.

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за

могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри

подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой

горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

-Ребята, а теперь возьмите своих богатырей, посадите их на доброго коня и отправляйтесь с

ними в путь-дорогу! Обыгрывание детьми в группе сюжета «Богатыри на заставе».

Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали.



В раздел образования