Автор: Сандуца Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №2 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Мегион
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Три богатыря
Раздел: дошкольное образование
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №2 «Рябинка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
познавательно-эстетической направленности
для детей от 6 до 7 лет
«Богатыри земли русской»
Воспитатель: Сандуца С.В.
г. Мегион 2019 год
Цель занятия: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи: Развитие духовно-нравственных ценностей ребёнка посредством приобщения детей
к истокам русского народа.
·Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия
русского воина(меч, щит).
Развитие общей и мелкой моторики при изготовлении поделок из пластилина.
·Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
·Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
·Воспитывать интерес к истории России.
-Воспитание
патриотических
чувств,
уважения
к
защитникам
отечества,
интереса
к
изобразительному творчеству.
Тип занятия: Интегрированный
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мольберт
демонстрационный материал: познавательная презентация, панно-макет с изображением дуба
с объёмными листочками; картина Васнецова «Три богатыря»;
карточки с изображением
каждого богатыря;
раздаточный материал: карточки с изображением картины Васнецова «Три богатыря» на
каждом столе; пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, трубочки для оттиска, заготовки из
пластилина силуэтов человека; игрушки-лошадки;
Предварительная работа: беседы «Кто такие богатыри», «Как звали русских богатырей и с
кем
они
сражались»;
рассматривание
картины
В.
М.
Васнецова «Богатыри»,
просмотр
мультфильмов «Илья
Муромец
и
Соловей-разбойник» и «Добрыня
Никитич»;
игра
–
соревнование «Собери богатыря в поход»; изготовление силуэтов человека из пластилина.
Интеграция
образовательных областей:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Методы и приёмы: мини-беседа о том, как приветствуют друг друга в разных странах;
рассматривание географической карты России; вопросы поискового характера;
показ образца
картины и рассказ воспитателя о каждом богатыре, физминутка «Богатыри» и динамическая
пауза, загадки о доспехах; показ поэтапных действий лепки, пояснения, объяснения, указания,
выполнение задания; работа с макетом дерева; обыгрывание поделок богатырей; рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Мотивация детей на получение новых знаний.
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.
Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному
здороваются.
Хотите узнать как?
Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг
другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке
нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила,
и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.
Давайте с вами поприветствуем друг друга по-разному, как вам запомнилось. А я, тоже пройду
по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов на занятии.
Воспитатель обращает внимание детей к карте России.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что находится на доске? Давайте посмотрим на
нее внимательнее.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных
стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому
что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите,
пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Как вы думаете? Что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?
(леса, горы, моря и реки, озера
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было
меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю
русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
II. Основная часть.
1.
Рассматривание
картины.
Беседа
по
ней. Развитие
диалогической
речи.
Уточнение
и
расширение словаря по теме «Богатыри»
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор
Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про
них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите
внимательно на картину.
Дети
самостоятельно
рассматривают
картину,
обмениваются
впечатлениями.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут? Если дети затрудняются ответить, воспитатель им
помогает.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
П оп ов и ч
–
с а мы е
лю би мы е
и
и з ве с т н ы е
рус с к и е богатыри.
С т о я т
о н и
у
заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Воспитатель: В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он
сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает
булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в
железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.
Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом
воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у
Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним
белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой
сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни
петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку
гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.
Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
2. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по
значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь.
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о
подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
3.
Физкультминутка «Богатыри» /Развитие
общей
моторики.
Координация р е ч и
с
движениями/
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
Богатырь - вот он каков: (показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и смотри, (поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
4.
Игровое
упражнение «Я
загадаю,
а
ты
отгадай!» /Развитие
мышления,
речевого
слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
( Кольчуга)
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
5. Лепка «Собери богатыря в дорогу»
А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический, слепим для
него необходимую одежду и оружие, которые необходимы богатырю.
Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физкультминутка:
1,2,3 – Мы теперь богатыри Дети поднимают руки вверх.
Руки вверх мы поднимаем
На заставу мы шагаем. Шагают на месте.
Богатырская застава
Смотрит влево, смотрит вправо. Повороты туловища, руки ко лбу.
Ни в морях, Наклоны вниз.
Ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу Маршируют на месте.
Пусть уходит враг с дороги….
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на своих богатырей, какие они у вас получились?
(красивые, сильные, храбрые, смелые, готовые отправиться в путь на войну с врагами и защиту
Родины.
III. Рефлексия.
В древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за
могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри
подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой
горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
-Ребята, а теперь возьмите своих богатырей, посадите их на доброго коня и отправляйтесь с
ними в путь-дорогу! Обыгрывание детьми в группе сюжета «Богатыри на заставе».
Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали.