Напоминание

"Применение информационных технологий и технических средств обучения на уроках физики»


Автор: Истомина Ольга Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "ОСОШ №1"
Населённый пункт: рп.Октябрьский Устьянского района Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение информационных технологий и технических средств обучения на уроках физики»
Раздел: полное образование





Назад




Статья по теме:

«Применение информационных технологий и технических средств обучения на уроках

физики»

֍

1Среди

всех

учебных

дисциплин

физика

наиболее

поддающийся

компьютеризации предмет. Информационные технологии можно использовать для изучения

теоретического

материала,

тренинга,

в

качестве

средства

моделирования,

объяснения,

закрепления, повторения материала, проверки знаний.

Обучая

детей

физике,

я

отметила

понижение

интереса

к

предмету,

это

является

причиной понижения уровня знаний. Эту проблему можно объяснить недостаточностью

наглядного материала, отсутствием оборудования, сложностью самого предмета.

Нынешняя

ситуация

такова:

год

от

года

объемы

информации

увеличиваются,

но

вместе с тем число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет.

Для меня встал вопрос, почему бы не использовать возможности компьютера

в

педагогических целях как средство обучения.

Цель моего выступления: рассказ о применении информационно-коммуникативных

технологий.

֍

2

При

проведении

уроков

физики

могут

применяться следующие виды ИКТ:

(представлены на слайде)

Для меня компьютер стал надежным помощником при подготовке и проведении

уроков физики. Наработанный мною материал включает уроки курса физики для учащихся 7

– 11 классов с использованием ИКТ. Весь материал систематизирован по папкам.

֍

3 Для

этого я создала свой сайт. Он содержит поурочное и тематическое планирование изучения

учебного материала по предмету физика,

֍

4разработки уроков и многое другое.

֍

5Первым

видом

ИКТ,

применяемым

при

обучении,

является

использование

электронных

пособий. О н и способствуют

повышению

мотивации

обучения

и

развитию

творческого мышления школьников. Эти пособия содержат интерактивные иллюстрации

физических процессов и явлений, озвученные видеофрагменты и анимационные модели,

которые помогают учащимся «ощутить», зрительно представить тот или иной процесс,

явление.

При проведении уроков самой распространенной формой применения ИКТ является

мультимедиа презентация.

Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных

элементах

изучаемого

материала,

включить

анимации

и

видеофрагменты.

6Кроме

того

мультимедиа-презентации применяются обучающимися, при выступлении с докладами и

сообщениями или при защите исследовательских работ.

֍

7Технология электронных презентаций используется мною на уроках физики в

основном

в

качестве

средства

представления

учащимся

нового

учебного

материала.

Применение ИТ в качестве наглядного инструментария играет большую роль на начальном

этапе

изучения

физики.

֍

начале

урока

можно

показать

картинку

или

группу

изображений,

кроссворд

֍

9 или видеоролик ( например : работа шлюза) и в процессе

обсуждения картинки, отгадывания кроссворда или просмотра видео сюжета подвести к теме

урока.

Эта технология

обеспечивает большую наглядность и помогает структурировать

материал,

существенно

облегчает

процесс

его

конспектирования

особенно

в

старших

классах. Сделать материал учебника более ярким, красочным и более детальным.

В

начале

учебного

года

сообщаю

ученикам

адреса

сайтов,

которыми

могут

воспользоваться школьники для подготовки сообщений, докладов: «Большая энциклопедия

Киррила и Мефодия», «Открытая физика 1», «Открытая физика 2» и другие. 10 В 7-ом классе

ученики

получают

задание

-

подготовить

информационный

лист

об

истории

открытия

прибора

или

устройства.

При

подготовке

к

урокам

физики

необходимо

помнить

о

стремительном

развитии

науки

и

техники.

Владея

новой

информацией

о

достижениях

современной физики в той или иной области, учитель не только подчеркивает актуальность и

необходимость

изучения

физики

в

школе,

но

и

развивает

познавательную

активность

школьника.

֍

11 В 10-11 классе после объяснения материала я использую DVD-диск в котором

озвучены конспекты по учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского, которые я

часто использую на уроках, для закрепления или повторения материала. Эту лекцию читают

лучшие

преподаватели

московских

школ.

Школьников

удивляет

быстрый

темп.

Им

приходится учиться писать самые что ни на есть настоящие лекции. Иногда по видео ролику

даю задание составить вопросы, на которые потом отвечаем.

֍

12

Программы-тренажеры

позволяют

отработать

изученный

материал,

выявить

проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении теоретического материала.

֍

13

Особый

интерес

вызывает

у

обучающихся

проведение

на

уроках

физики

виртуальных лабораторных работ. Обучающиеся могут ставить необходимые компьютерные

эксперименты для проверки собственных соображений при ответе на вопросы или решении

задач. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую

лабораторию.

Тем

не

менее,

выполнение

компьютерных

лабораторных

работ

требует

определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных

условий, установка параметров опыта и т. д.

Такие виртуальные лабораторные работы я использую, начиная с 7-го класса, сначала

на

факультативе

в

дальнейшем

практика

работы

с

этой

программой

пригодится

при

выполнении Всероссийской заочной олимпиады по физике, которая проводится на базе

САФУ.

Работа

выполняется

на

время,

и

поэтому

школьники

должны

хорошо

владеть

навыками работы с этой программой.

֍

14 Также иногда отправляю ученикам ссылки на виртуальные экскурсии по музеям

науки и техники. 15 Ученики в свою очередь пишут отчеты об экскурсии по желанию.

֍

16 Особую роль онлайн-тесты играют в подготовке к государственной итоговой

аттестации. В 10-11 классах у нас ведется профильное обучение, группы состоят из 6-12

человек. На уроках повторения и факультативах школьники приносят с собой планшеты или

ноутбуки

и

решают

тесты

онлайн.

Такая

работа

приучает

их

экономить

время.

Быть

внимательным.

Ученик

видит

результат

практически

сразу

и

реально

оценивает

свои

возможности. Кроме того он может сразу посмотреть правильное решение.

֍

17 Учащиеся в профильных группах получают творческое задание : подготовить

презентацию «Моя будущая профессия», (в ней учащиеся рассказывают о своей профессии:

чем будет заниматься, «плюсы», «минусы», рассказывают об учебном заведении, какой

предмет при поступлении профилирующий, какой проходной балл, какая будет средняя

зарплата, куда можно устроиться после обучения и т.д.)

֍

18 Мои ученики занимаются проектной деятельностью. Эта деятельность позволяет

проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат.

Продуктом проектной деятельности является доклад, плакат, модель, рисунок, информация,

презентация. Ученики 7-го класса выполняли недавно групповой проект «Изготовление

фонтана», кроме самого продукта учащиеся подготовили папки с паспортом проекта и

отчетом о работе. Защиту своего проекта они проводили в кабинете в виде презентации,

наиболее

подготовленным

ученикам

удалось

даже

снять

видеоролик

и

встать

его

в

презентацию.

֍

19 На уроках информационные технологии являются незаменимыми помощниками.

У нас в школе ежегодно проходит Ломоносовская неделя, на ней ученики из профильной

группы делают сообщения о М.В. Ломоносове и проводят «Свою игру».

֍

20 Школьники

старших классов сами создают видео ролики, кроссворды, которые использую на уроках.

В кабинете у меня есть документ-камера, я ее тоже использую в работе. Например на

уроке ученики в группах или парах заполняют таблицу, а потом ее проверяем с помощью

камеры.

Можно

вывести

на

экран

шкалу

термометра,

электрическую

цепь,

показания

барометра-анероида, можно быстро проверить домашнее задание, если образец вывести на

экран.

֍

21 На слайде представлены интернет-ресурсы, материалы с которых мною часто

применяются на уроках:

Кроме того я являюсь педагогом дистанционного обучения, мне этот опыт помогает и

в школе: работать с электронной почтой,

֍

22 Google диском, составлять тесты, работать с

интерактивной доской.

֍

23

Дистанционное обучение

֍

2 4 Современные

технологии

позволяют

организовать

дистанционную

форму

обучения. Дистанционное обучение (ДО) - это обучение, когда преподаватель и обучаемый

разделены

пространственно

и

когда

все

или

большая

часть

учебных

процедур

֍

25

осуществляется с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение дает возможность ученику самому получать требуемые знания.

֍

26 Применение ИТК на уроках приносит свои результаты, которые представлены на

слайдах:

В заключение отмечу, что в современных условиях возникает педагогическая задача

противостоять

чрезмерному

внедрению

ИКТ

в

процесс

преподавания

физики,

чтобы

красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер

физической науки, не забыть «живой» эксперимент. 27

Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач

организации новых форм развивающего обучения.

Компьютер для обучающихся – это источник получения новой информации и кроме

того он является

инструментом интеллектуальной и

познавательной деятельности.

֍

28

Работа на компьютере может (и должна) развивать также такие личностные качества, как

рефлексивность,

критичность

к

информации,

ответственность,

способность

к

принятию

самостоятельных

решений,

наконец,

толерантность

и

креативность,

коммуникативные

умения.



В раздел образования