Авторы: Набиева Сабина Маиловна, Мурадисова Париза Алисултановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7"
Населённый пункт: г. Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Уравнение"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по математике в 5 классе Тема урока: Уравнение
Цели (задачи) урока
Предметные: закрепить навыки решения уравнений с использованием правил
нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания,
сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью
уравнений.
Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с
поставленной целью.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в
контексте проблемной ситуации, в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Результаты урока
Предметные
Научиться решать усложненные уравнения и применять к их решению
свойства сложения и вычитания.
Метапредметные
умение строить высказывания,
умение выполнять действие по алгоритму,
умение проводить аналогию для изучения нового
Личностные
Тип урока
Урок применения знаний
Оборудование урока
Презентация «Уравнения», учебник «Математика, 5 Виленкин Н.Я. .,
письменные принадлежности, тетрадь.
Опорные понятия, термины
Уравнение, корень уравнения, компоненты уравнения и правила их нахождения,
свойства сложения и вычитания.
Новые понятия и связи между ними
Контроль, самоконтроль на уроке
Домашнее задание
составить задачу, которая решается при помощи уравнения
Этап урока
Деятельность и действия учителя
Деятельность и
действия ученика (ов)
Используемые
методы, приемы,
формы
Формируемые УУД
Результат
взаимодействия
1.Орг. момент
Проверяет готовность кабинета и
учащихся к уроку.
Прозвенел опять звонок
Начинается урок
Будем мы писать, считать,
уравнения решать.
На уроке работай старательно, и
успех тебя ждет обязательно.
Положительный
настрой на урок
2. Актуализация
знаний, умений
и навыков.
Как найти неизвестное слагаемое?
2.Как найти неизвестное
уменьшаемое?
3.Как найти неизвестное
Фронтальный
опрос
Структурирование
знаний, осознанное
и произвольное
построение речевого
Актуализация знаний,
готовность к восприятию
нового.
1
вычитаемое?
4. (Слайд № 2 ) Перед вами
записаны уравнения, числа и буквы.
Вам надо решить устно уравнения,
среди чисел найти верный ответ и в
черновик записать рядом стоящую
букву.
а) х - 4 = 60; д) 57 + х = 95;
б) у – 51= 96; е) 89 – х = 17;
в) 60 - у = 51; ж) х – 31 = 82;
г) 62 + у =108; з) 187 + х = 243.
46; 72; 64; 9; 38; о
ц м л д
113; 147; 77; 56.
ы о р !
Молодцы! Кто правильно решил,
тот получил слово - молодцы!
Поднимите руки, у кого все решения
верные . ( учитель фиксирует у себя
результаты)
5. Придумайте задачу которая
решалась бы с помощью уравнения
и решите ее. х + 19 = 54.
6. Угадайте корень уравнения а) х
+ х + х = 42; б) 25 + у + у + у = 28
-
Следовательно, тема урока –
уравнение.
Эпиграф к уроку: «Уравнения – это
золотой ключ, открывающий все
математические сезамы, т.е. тайны
математики»
Давайте вспомним, что такое
уравнение ?
Что называется корнем уравнения?
Решают уравнения
МОЛОДЦЫ!
Записывают тему
урока, отвечают на
вопросы учителя.
высказывания в
устной форме.
2
Что значит решить уравнение?
- Какие цели мы поставим себе на
урок ?
- Какие знания нам пригодятся?
-Повторим правила нахождение
неизвестного компонента в
уравнении
3.
Формирование
умений и
навыков.
. Математический диктант.
Запишите в тетрадях число,
классная работа, мат. Диктант на
листочках
Лес как вы знаете поглощает
углекислый газ и выделяет кислород
необходимый человеку. Лес еще
работает как фильтр, очищая воздух
от сажи и пыли. В таблице ( Слайд
№5) приведены данные о
количестве ( кг )выделяемого
кислорода в год. Используя данные
таблицы, выполните следующие
задания.
1 гектар
Кол-во
выделяемого
кислорода в год
( кг )
Дубовый лес
830
Березовый
лес
725
Осиновый лес
575
Сосновый лес
540
Еловый лес
500
1.На сколько наибольшее число
больше наименьшего числа ?
1.Самостоятельная
работа по вариантам с
взаимопроверкой
1 вариант
Решите уравнение
1.у-409=511
2.23+х=50
3.378-а=165
4.(24-х)+37=49
2 вариант
1.700-х=605
2.х+47=60
3.у+165=378
4.(57-у)+24=49
Проверь себя!
(взаимопроверка)
1. 830 – 500 = 330;
2. 725 +575 = 1300;
3. 540 – х = 500, х =
40; 4.500 + х = 725,
х = 225; 5. х – 575 =
540, х = 1115.
Поставьте оценку
своему соседу по
Фронтальная
работа
Выбор наиболее
эффективных
способов решения
задачи в
зависимости от
конкретных условий.
Готовность решать
предложенные
уравнения.
3
2.Найти сумму чисел которые
оканчиваются цифрой 5.
3.Уменьшаемое – сосновый лес,
разность – еловый лес. Найти
вычитаемое.
4.Первое слагаемое – еловый лес,
сумма – березовый лес. Найти
неизвестное слагаемое.
5.Вычитаемое – осиновый лес.
Разность – сосновый лес. Найти
уменьшаемое. (учитель фиксирует у
себя результаты)
парте
Физкультминутка.
Учитель контролирует
процесс выполнения задания.
Выполнение упражнений.
1.
Найди ошибки и реши
правильно.
Ученик решал уравнение
( х – 24 )+ 37 = 49, и
получил вот такое
решение
х – 24 =49 +37,
х – 24 =86,
х = 86 -24,
х =72.
Ребята посмотрели на его
решение и дружно
засмеялись. Чем же был
вызван смех ребят?
Один ученик решает
самостоятельно у доски,
остальные решают в тетрадях
любым способом который
Проведение
самостоятельной работы
с элементами теста в
двух вариантах.
Вариант – 1.
1. Решите задачу с
помощью уравнения.
Маша задумала число. Если
его вычесть из числа 172, то
получится 145. Какое число
задумала Маша?
а) 27 б) 72 в) 37
2.Решить уравнение 44 + ( у
– 85 ) = 105.
а) 145 б) 146 в) 164
3. Найдите значение
выражения, предварительно
упростив его.
( 256 – х ) – 156 , если х = 44
а) 65 б) 56 в) 44
Вариант – 2
1.Решите задачу с помощью
Отрабатывают
умение
устанавливать
причинно –
следственные связи
4
вам больше нравится.
( Сверяются решения)
х -24 = 49 -37. х -24 =12,
х = 12 +24, х = 36.
2. Работа с книгой. Решить
самостоятельно уравнение
3. А сейчас разгадав ребус,
вы ребята, узнаете чем мы
будем заниматься далее.
Ребус ( Задача )
Решим задачу № 377,
уравнение составит у доски
( ученик), а решать
полученное уравнение будем
самостоятельно в тетрадях.
Кто сможет решите двумя
способами.
( наиболее подготовленные
учащиеся решают двумя
способами)
( х + 39 )- 43 =27, х = 31.
Ответ: 31 литр.
уравнения.
Если из задуманного числа
вычесть 137, то получится
153. Найти задуманное
число.
а) 290 б) 300 в) 390
2.Решить уравнение 69 +
( 87 – х ) =103
а) 54 б) 35 в) 53
3. Найдите значение
выражения, предварительно
упростив его.
238 – ( 38 + х) , если х = 78
а) 200 б) 122 в) 72
Проверь себя!
( Самопроверка) Проверив
свою работу, поставьте себе
оценку.
5. Подведение
итогов урока.
Рефлексия
Ребята, вот и подошел урок к
концу. Что ж мы повторили на
уроке? А что вам понравилось
больше всего? Решение
уравнений – важная тема, и мы
на протяжении всей школьной
жизни будем к ней постоянно
возвращаться. А теперь
выставим оценки.
Учащиеся анализируют
свою работу
Умение полно и
точно выражать
свои мысли.
6. домашнее
задание
Составить задачу, в котором
решение является уравнение
314- х =56
Учащиеся анализируют
свою работу, записывают
домашнее задание.
5