Напоминание

"Опытно – экспериментальная деятельность как средство формирования познавательной активностиу детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Осинцева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 67 "Умка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно – экспериментальная деятельность как средство формирования познавательной активностиу детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно - экспериментальной деятельность как средство формирования

познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе развития системы образования характерны поиск и

разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в

качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности

ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе

воспитания и всестороннего развития детей, является опытно-

экспериментальная деятельность.

В процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных

явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что

положительно способствует развитию их мыслительных процессов и

операций.

Важным условием для формирования познавательных способностей в ходе

опытно - экспериментальной деятельности является создание развивающей

среды.

Для решения проблемных ситуаций в уголок экспериментирования вносятся

модели и схемы опытов. Детям предлагается рассмотреть их, подобрать

необходимые материалы, провести опыт и сделать вывод.

Сначала необходимо познакомить детей с содержанием уголка

экспериментирования, и если в нем живет персонаж, то исследовать что-либо

ребенку станет гораздо интереснее. Умная Сова знакомит детей с

оборудованием и правилами поведения во время экспериментальной

деятельности, показывает забавные опыты, дети задают ей свои вопросы, а

она предлагает им книгу об этом, либо предложит спросить у родителей, а

затем рассказать об увиденном всем детям.

В начале нашей работы нам не удалось организовать поисковую

деятельность детей, так как дети оказались к этому не готовы. Поэтому

необходимым этапом работы явилась подготовка детей к поисковой

деятельности. Задачи его сводились к следующему: накопить запас конк-

ретных представлений, сформировать элементарную деятельность

наблюдения.

Готовя детей к усвоению указанных связей на этом этапе, мы знакомили их

с разнообразными свойствами снега и льда. Снег холодный, белый. Снег

искрится, хрустит под ногами, падает снежинками, хлопьями, крупинками,

рассыпается. Лед твердый, плотный, скользкий, хрупкий, прозрачный. В

результате проведенной работы на этом этапе мы смогли пополнить запас

представлений детей о качестве льда, снега.

У детей появились, вопросы. Они были направлены на установление факта:

Что это? Кто? Из чего сделано?

Руководство поисковой деятельностью детей включало ряд обязательных

приемов. Познавательная задача ставилась воспитателем. Когда мы видели,

что задача детьми принята, мотивировали детей на выдвижение

предположения о причине явления, давали возможность всем детям

высказать свои суждения. Противоречивость суждений подчеркивалась

вопросом: «Кто же прав?» и требованием: «Докажите, почему вы так

считаете».

В процессе решения поставленных задач не все дети одинаково приходят к

пониманию связей, лежащих в основе тех или иных явлений. Некоторые

дети делают обобщенные выводы, опираясь на несущественные признаки

наблюдаемых фактов, на личный опыт, неправильно осознанный. В этом

случае по ходу рассуждений детей использовали каждое их неверное

суждение, в случае необходимости проводили дополнительные опыты..

Вывод, сделанный детьми, четко формулировался с помощью взрослого.

Одним из перспективных методов при организации экспериментальной

деятельности является метод проектной деятельности.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской

деятельности, развивает познавательную активность, творчество, умение

планировать, работать в коллективе.

Использование целенаправленного систематического применения

экспериментов позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину

мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении

взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые

он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес

к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют

познавательную активность, любознательность.



В раздел образования