Автор: Осинцева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 67 "Умка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно – экспериментальная деятельность как средство формирования познавательной активностиу детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Опытно - экспериментальной деятельность как средство формирования
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе развития системы образования характерны поиск и
разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в
качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности
ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе
воспитания и всестороннего развития детей, является опытно-
экспериментальная деятельность.
В процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных
явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что
положительно способствует развитию их мыслительных процессов и
операций.
Важным условием для формирования познавательных способностей в ходе
опытно - экспериментальной деятельности является создание развивающей
среды.
Для решения проблемных ситуаций в уголок экспериментирования вносятся
модели и схемы опытов. Детям предлагается рассмотреть их, подобрать
необходимые материалы, провести опыт и сделать вывод.
Сначала необходимо познакомить детей с содержанием уголка
экспериментирования, и если в нем живет персонаж, то исследовать что-либо
ребенку станет гораздо интереснее. Умная Сова знакомит детей с
оборудованием и правилами поведения во время экспериментальной
деятельности, показывает забавные опыты, дети задают ей свои вопросы, а
она предлагает им книгу об этом, либо предложит спросить у родителей, а
затем рассказать об увиденном всем детям.
В начале нашей работы нам не удалось организовать поисковую
деятельность детей, так как дети оказались к этому не готовы. Поэтому
необходимым этапом работы явилась подготовка детей к поисковой
деятельности. Задачи его сводились к следующему: накопить запас конк-
ретных представлений, сформировать элементарную деятельность
наблюдения.
Готовя детей к усвоению указанных связей на этом этапе, мы знакомили их
с разнообразными свойствами снега и льда. Снег холодный, белый. Снег
искрится, хрустит под ногами, падает снежинками, хлопьями, крупинками,
рассыпается. Лед твердый, плотный, скользкий, хрупкий, прозрачный. В
результате проведенной работы на этом этапе мы смогли пополнить запас
представлений детей о качестве льда, снега.
У детей появились, вопросы. Они были направлены на установление факта:
Что это? Кто? Из чего сделано?
Руководство поисковой деятельностью детей включало ряд обязательных
приемов. Познавательная задача ставилась воспитателем. Когда мы видели,
что задача детьми принята, мотивировали детей на выдвижение
предположения о причине явления, давали возможность всем детям
высказать свои суждения. Противоречивость суждений подчеркивалась
вопросом: «Кто же прав?» и требованием: «Докажите, почему вы так
считаете».
В процессе решения поставленных задач не все дети одинаково приходят к
пониманию связей, лежащих в основе тех или иных явлений. Некоторые
дети делают обобщенные выводы, опираясь на несущественные признаки
наблюдаемых фактов, на личный опыт, неправильно осознанный. В этом
случае по ходу рассуждений детей использовали каждое их неверное
суждение, в случае необходимости проводили дополнительные опыты..
Вывод, сделанный детьми, четко формулировался с помощью взрослого.
Одним из перспективных методов при организации экспериментальной
деятельности является метод проектной деятельности.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она
помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, творчество, умение
планировать, работать в коллективе.
Использование целенаправленного систематического применения
экспериментов позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину
мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении
взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые
он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес
к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют
познавательную активность, любознательность.