Автор: Зайцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область,ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое развитие детей из неблагополучных семей"
Раздел: дошкольное образование
Психологическое развитие детей
из неблагополучных семей.
.
Подготовила педагог-психолог
МАДОУ ДС № 29 «Ёлочка»
И.А.Зайцева
г. Нижневартовск
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к
возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день
такое печальное явление нашей действительности, как социально
неблагополучная семья, стало явление весьма распространенным.
Характеристика социально неблагополучных семей очень разнообразна.
Это семьи, где:
-
родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство,
алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
-
родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное,
эмоциональное насилие);
-
родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица – попечители
(низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание,
безработица).
Значительные нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими
людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического,
психического и эмоционального развития.
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на
психическом развитии ребенка. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается
для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует
появлению чувства беззащитности, неуверенности в себе. В семьях с
преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное
развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе, у них не
формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть
нужным.
Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет
разрыв с семьей. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья
относится к категории самой неблагополучной. Дети по-прежнему продолжают
любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают
враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей
агрессивностью.
Тревожность таких детей связана с нарушением семейных
взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность,
приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания
общения.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается
практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный,
формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата
эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная
потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные
причины нарушения эмоционального развития детей.
Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд
специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная
конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и
враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный,
формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Часто такие
дети попадают в социально-педагогические учреждения. Жизнь детей в этих
учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети
тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих
родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше
возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в
неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности,
неуверенности в себе.
Тревожность таких детей, их неуверенность приводят к резкому
снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается
нормальное развитие чувственной сферы детей. Отсутствие нормальных
взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку препятствует
формированию у ребенка ощущения собственной значимости. Утрата
эмоциональных отношений с взрослыми и сверстниками, нереализованная
потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные
причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».
Особое внимание следует обратить на наличие следующих факторов:
-
дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов
(эмоциональная и социальная депривация);
-
актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности,
тревожности, страхов);
-
недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов
интеллектуального развития, задержка психического развития и развития
речи, социальная и педагогическая запущенность);
-
низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость
игровых мотивов;
-
нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность,
неуравновешенность, неуправляемость);
-
низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения
положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Для указанной категории детей также характерны неустойчивость
интересов, быстрое «остывание» и переключение внимания на выполнение
каких-либо других действий (манипулирование предметами, толкание,
дерганье сверстников, выкрикивание и т.п.). отмечается категоричность
суждений в оценке действий партнера (кричат, осмеивают, передразнивают),
копирование действий друг друга.
Наблюдаемая потеря авторитета взрослого и вытекающая из этого
невосприимчивость к традиционным методам педагогического воздействия с
особой остротой ставят вопрос о пересмотре методического подхода педагогов
к работе с этими детьми.
В связи с этим целью деятельности в этом направлении становится не
только оказание психологической помощи детям, но и работа с педагогами по
оказанию поддержки ребенку.
Для этого необходимо:
-
выявление проблем неблагополучных семей;
-
разъяснение и правильное понимание причин поведения ребенка;
-
знакомство с результатами диагностики;
-
осуществление дифференцированного подхода в подборе средств, методов и
форм работы с каждым ребенком;
-
обучение педагогов технологии конструктивного общения с детьми из
неблагополучных семей;
-
использование развивающих занятий с учетом развития детей.
Психологически обоснованная помощь должна быть направлена на
повышение уровня принятия себя, снятия отчуждения, негативизма,
враждебности к окружающим и создание у таких детей правильной позиции по
отношению к взрослым и сверстникам. А также на формирование
оптимистического склада мышления и мироощущения, формирование
положительной установки, развитие позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие навыков социального поведения,
развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.
Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их
поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми,
усвоение программы, а также их рисунки.