Напоминание

"Психологическое развитие детей из неблагополучных семей"


Автор: Зайцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область,ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое развитие детей из неблагополучных семей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое развитие детей

из неблагополучных семей.

.

Подготовила педагог-психолог

МАДОУ ДС № 29 «Ёлочка»

И.А.Зайцева

г. Нижневартовск

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к

возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день

такое печальное явление нашей действительности, как социально

неблагополучная семья, стало явление весьма распространенным.

Характеристика социально неблагополучных семей очень разнообразна.

Это семьи, где:

-

родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство,

алкоголизм, уклонение от воспитания детей);

-

родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное,

эмоциональное насилие);

-

родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица – попечители

(низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание,

безработица).

Значительные нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими

людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического,

психического и эмоционального развития.

Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на

психическом развитии ребенка. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается

для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует

появлению чувства беззащитности, неуверенности в себе. В семьях с

преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное

развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе, у них не

формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть

нужным.

Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет

разрыв с семьей. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья

относится к категории самой неблагополучной. Дети по-прежнему продолжают

любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.

Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают

враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей

агрессивностью.

Тревожность таких детей связана с нарушением семейных

взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность,

приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания

общения.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается

практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный,

формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата

эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная

потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные

причины нарушения эмоционального развития детей.

Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд

специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная

конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и

враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный,

формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Часто такие

дети попадают в социально-педагогические учреждения. Жизнь детей в этих

учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети

тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих

родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше

возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в

неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности,

неуверенности в себе.

Тревожность таких детей, их неуверенность приводят к резкому

снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается

нормальное развитие чувственной сферы детей. Отсутствие нормальных

взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку препятствует

формированию у ребенка ощущения собственной значимости. Утрата

эмоциональных отношений с взрослыми и сверстниками, нереализованная

потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные

причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Особое внимание следует обратить на наличие следующих факторов:

-

дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов

(эмоциональная и социальная депривация);

-

актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности,

тревожности, страхов);

-

недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов

интеллектуального развития, задержка психического развития и развития

речи, социальная и педагогическая запущенность);

-

низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость

игровых мотивов;

-

нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность,

неуравновешенность, неуправляемость);

-

низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения

положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Для указанной категории детей также характерны неустойчивость

интересов, быстрое «остывание» и переключение внимания на выполнение

каких-либо других действий (манипулирование предметами, толкание,

дерганье сверстников, выкрикивание и т.п.). отмечается категоричность

суждений в оценке действий партнера (кричат, осмеивают, передразнивают),

копирование действий друг друга.

Наблюдаемая потеря авторитета взрослого и вытекающая из этого

невосприимчивость к традиционным методам педагогического воздействия с

особой остротой ставят вопрос о пересмотре методического подхода педагогов

к работе с этими детьми.

В связи с этим целью деятельности в этом направлении становится не

только оказание психологической помощи детям, но и работа с педагогами по

оказанию поддержки ребенку.

Для этого необходимо:

-

выявление проблем неблагополучных семей;

-

разъяснение и правильное понимание причин поведения ребенка;

-

знакомство с результатами диагностики;

-

осуществление дифференцированного подхода в подборе средств, методов и

форм работы с каждым ребенком;

-

обучение педагогов технологии конструктивного общения с детьми из

неблагополучных семей;

-

использование развивающих занятий с учетом развития детей.

Психологически обоснованная помощь должна быть направлена на

повышение уровня принятия себя, снятия отчуждения, негативизма,

враждебности к окружающим и создание у таких детей правильной позиции по

отношению к взрослым и сверстникам. А также на формирование

оптимистического склада мышления и мироощущения, формирование

положительной установки, развитие позитивного отношения к своему «Я»,

повышение уверенности в себе, развитие навыков социального поведения,

развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.

Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их

поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми,

усвоение программы, а также их рисунки.



В раздел образования