Автор: Полякова Татьяна Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №136
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Духовно–нравственное воспитание дошкольников
Тема: "Саамская гостиная" как средство духовно–нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Полякова Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель
МБДОУ города Мурманска №136 ,
руководитель кружка «Саамская мозаика»
«Саамская гостиная» как форма работы по духовно-нравственному
воспитанию дошкольников»
Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-
нравственную
направленность,
привитие
моральных,
этических
и
эстетических ценностей.
1.
В последнее
время
привитие
чувства
патриотизма
приобретает
всё
большее общественное значение и становится задачей государственной
важности. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан на 2016-2020 гг.» определила основные пути патриотического
воспитания,
цели
и задачи,
которые
направлены
на "поддержание
общественной
и экономической
стабильности,
упрочения
единства
и дружбы народов«.
(стр26).
(Государственная
программа
«патриотическое
воспитание
граждан РФ на 2016-2020 г г.)
2.
Поскольку
патриотизм
воспитывать
нужно
с раннего
детства,
в дошкольном
учреждении
ознакомление
с окружающим
миром
осуществляется
через
традиции
своей
социокультурной
среды —
местные
историко-культурные,
национальные,
географические,
климатические особенности региона.
3.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников
обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему
и формирования нравственных качеств.
Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является
важным
педагогическим
средством,
которое
способствует
вовлечению
дошкольников
в художественное
творчество,
расширяет
возможности
распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его
современной жизни.
(стр15).(Дерябина Л.Б. «Моя Родина Россия» серия «Малышам о Родине»
СПб. Издательский дом «Литера» 2007 г.)
4.
Важную
роль
в духовно-нравственном
воспитании
дошкольников
играют
мини-музеи.
В нашем
детском
саду
с помощью
родителей
воспитанников был создан мини-музей «Саами – оленный народ», где
родители приняли активное участие в изготовлении макетов тундры,
с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: фигурки
из соленого теста, рукоделие из оленьего меха, уголок финских саами,
подземный мир Чахкли.
5.
В литературном уголке расположены фотографии саамских писателей и
поэтов,
их
книги.
Отдельно
представлены
национальные
саамские
музыкальные инструменты из оленьего рога, которые дети используют
в концертных программах и театрализованных постановках.
Цель наших Саамских гостиных:
6.
Знакомство с жизнью и творчеством писателей, поэтов, художников и
музыкантов, которые живут на Кольском Севере, чья жизнь является
достоянием России; знакомим детей и их родителей с культурой, бытом
и фольклором наших коренных жителей – народа саами.
7.
Задачи:
Одним из приоритетных направлений в нашей работе всегда было и
продолжает оставаться краеведение. Ведь без знания своей истории и
корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний,
представить себе будущее.
8.
Роль
гостиных, помимо того что они обогащают
детей
новыми
знаниями, заключается и в значительном эмоционально-эстетическом
воздействии,
которое
ребята
испытывают
-
как
от
собственного
активного участия,
- так и от присутствия и выступлений интересных для них гостей;
- и от «художественной части»,
- от всей атмосферы мероприятия.
9.
Главное, что содержание — это поэзия, литература, музыка,
воспринимаются
на
таких
мероприятиях
с
исключительной
эффективностью.
Саамская
гостиная
–
это
та
форма,
которая
располагает
к
задушевному
общению
по
выбранным
темам.
Именно
она
позволяет
раздвинуть рамки времени, помочь ребятам стать участниками далёких или
недавних
событий,
не
просто
лучше
узнать
культуру
разных
времён
и
народов, но и глубже почувствовать её, пополнить свой словарный запас,
уловить и понять связь времён и поколений.
В начале учебного года обязательно составляю перспективный план,
темы определяем вместе с воспитателями:
- « Здравствуй, Ловозеро!» ( фольклорный праздник, посвященный Дню
единения саамов, театральная постановка «Сказка о саамской дружбе»);
- «Знакомство с народом саами» ( творческая встреча с Н. Е. Афанасьевой);
- «Северный олень»;
- « Саамские сказки о Лапландии» (творчество Надежды Большаковой);
- «Жемчужина Севера – Сейд-озеро» (фотослайды А. Степаненко);
- « Тундра» (творческая встреча с Иваном Матрёхиным)
и другие.
Саамская
гостиная
–
удивительно пластичная
и
удобная
форма
организации творческой деятельности.
Главное
здесь
–
это
активное
участие
людей.
Приглашаются
гости,
которые вызывают неподдельный интерес у ребят.
Сегодняшние дети – это будущее нашей страны. От нас зависит, какими
они вырастут.