Автор: Староверова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Комарская сош", филиал МКОУ " Верх– Камышенская сош"
Населённый пункт: Алтайский край, Заринский район, с. Верх– Камышенка
Наименование материала: конспект урока
Тема: Фразеологизмы
Раздел: начальное образование
Тема: Фразеологизмы.
Составила: Староверова Ольга Геннадьевна
2019г
Тема: Фразеологизмы
Урок русского языка во 2 классе
Программа: « Начальная школа 21 века
Цели:
Создать условия для успешного усвоения знаний о фразеологизмах и их значение в
предложениях.
Развивать умение правильно употреблять в речи фразеологические обороты. Обогатить речь
учащихся.
Воспитывать уважительное отношения друг к другу при работе на уроке.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Ручки на месте,
Ножки на месте,
Локти у края,
Спинка прямая.
2.
Минутка чистописания.
3.
Мотивационный настрой.
Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, сегодня вам придётся работать в поте лица. В
случае временной неудачи не падай духом, возьми себя в руки и заново принимайся за
дело. Тогда: в конечном счёте, тебя ждёт успех! (слайд 1)
4.
Определение темы урока.
- Что необычного было в моём приветствии?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Вам поможет шифр. Расставьте буквы под цифрами в таком порядке, как они стоят в
алфавите. ( слайд 2)
22
18
1
9
6
16
13
16
4
10
9
14
29
Ф
Р
А
З
Е
О
Л
О
Г
И
З
М
Ы
5.
Постановка цели и темы урока.
- Что вы здесь не знаете? Чему будем учиться по теме урока? (ответы детей записываются
на доске)
6. Планирование решения учебной задачи.
- С чего начнём? Что нам поможет ответить на эти вопросы? (Выбрать из них наиболее
адекватные)
* Вернемся к слайду 1, как вы думаете, где здесь фразеологизмы. Что они обозначают?
- Что такое фразеологизм?
* Откроем учебник на с. 103, прочитаем рубрику « К Тайнам языка». Что такое
фразеологизмы?
Вывод: Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов.
7. Решение учебной задачи.
* Письменная работа у доски у. 2 с. 104-105.
- Составить предложения с фразеологизмами, учитывая их значения.
-Сравните полученные предложения с предложениями, в которых нет фразеологизмов.
- Какие из них ярче? Для чего употребляют фразеологизмы?
Вывод: Фразеологизмы делают речь ярче, образней, богаче.
Учитель читает рассказ ( у детей напечатан на листах)
Найдите в тексте 10 фразеологизмов и подчеркните их.
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу
молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже,
все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица
или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
* Проверка ( слайд 3)
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время
Объясните их значение
Работа в парах. У. 3 с. 105 Подобрать к фразеологизмам из левого столбика значении
из правого столбика.
Ни свет ни заря
думать
Язык без костей
бездельничать
Пускать пыль в глаза
близко
Гонять лодыря
рано
Держать язык за зубами
обманывать
Рукой подать
болтливый
Ломать голову
молчать
* Проверка (слайд 4)
8. Итог урока.
- Что такое фразеологизм?
- Для чего в речи употребляют фразеологизмы?
* Игра « Фразеологический зверинец». Я начинаю фразу, а вы заканчивайте:
Болтлива как…
Нем как….
Труслив как…
Надут как ….
Изворотлив как…
Упрям как…
Колючий как….
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Оцените как вы работали сегодня на уроке. ( слайд 5)
( Не покладая рук, ни шатко, ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп ляп, в поте лица.)
- Молодцы, сегодня вы ни сидели, сложа руки, а работали в поте лица.
10. Домашнее задание.
* С.103-104 правило.
* У. 4 с105-106 или у. 5 с. 106-107 по выбору.