Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: Статья
Тема: Дифференциальная диагностика речевых расстройств
Раздел: дошкольное образование
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Критерии
сравнения
Моторная алалия
Дизартрия
Задержка речевого
развития
Ранний детский
аутизм
Интеллектуальная
недостаточность
Особенности перина-
тального развития
Воспалительные или
алиментарно-трофи-
ческие обменные па-
тологии, энцефали-
ты, менингиты, ран-
ние травмы мозга (в
т.ч.родовые), асфик-
сия, соматические за-
болевания, вызываю-
щие истощение ЦНС,
частые заболевания
верхних дыхатель-
ных путей
Асфиксия, родовая
травма, поражения
ЦНС при гемолити-
ческой болезни, за-
болевания нервной
системы, ЧМТ, на-
рушение мозгового
кровообращения,
пороки развития
нервной системы.
Минимальная
мозговая дисфунк-
ция, преждевремен-
ные, длительные
роды, кесарево сече-
ние, роды незрелым,
но доношенным
плодом, асфиксия,
раннее искусствен-
ное вскармливание,
неблагоприятные
социальные факто-
ры. Чаще встреча-
ется при повторной
беременности, чем
при первой; поздняя
беременность
Причины мало изуче-
ны, предположитель-
но: особая комбинация
генов родителей,
нарушение вну-
триутробного развития
(патология строения
плаценты). Психиче-
ское развитие
большинства детей па-
тологично с самого ро-
ждения. В грудном
возрасте отмечается
патология вегетатив-
ных функций и ряда
витальных адаптивных
механизмов.
Различные вредности в пери-
од беременности, вну-
триутробные инфекции, при-
ем медикаментозных
средств, др; родовая травма,
асфиксия, длительный без-
водный период, затяжные
роды, роды с ручным посо-
бием др.
При наследственной форме –
без особенностей.
Состояние общей и
мелкой моторики
Неврологические
симптомы двигатель-
ных расстройств
(спастичность, паре-
тичность мышц и
мышечных групп,
возможны синкине-
зии и гиперкинезы,
ручная апраксия, на-
рушения осанки и
походки, координа-
ции движений, стати-
Симптомы двига-
тельных
расстройств выра-
жены в различной
степени в зависимо-
сти от места и сте-
пени локализации
поражения (формы
дизартрии)
Обычно без прояв-
лений неврологиче-
ской симптоматики
Ранний дизонтогенез
двигательной сферы:
неуверенность ходьбы,
слабая дифференциро-
ванность тонкой мото-
рики, плохое овладе-
ние навыками сомооб-
служивания.
Выраженная моторная
неловкость.
Выраженные нарушения мо-
торной сферы не являются
обязательным сопутствую-
щим явлением. При этом
развитие моторики
протекает замедленно не-
дифференцированно, отмеча-
ется неточный кинестетиче-
ский контроль.
ческого равновесия -
у 50 % детей) Гипе-
рактивность или за-
торможенность. Лев-
шество.
Темп овладения
речью
Темп овладения ре-
чью замедленный,
вероятность само-
компенсации низкая
Темп овладения
смысловой сторо-
ной речи не нару-
шен
Темп замедленный,
может наблюдаться
скачкообразность.
Высокая вероят-
ность самокомпен-
сации.
Неравномерный, с пе-
риодами речевого му-
тизма; часто опережа-
ющий. В период ран-
него детства у детей
отмечается слабость
артикуляции,
склонность к вербаль-
ным стереотипиям.
Замедленное овладение все-
ми подсистемами языка,
несформированность всех
операций речевой деятельно-
сти: слабость мотивации, на-
рушение программирования
речевой деятельности и т.д.
Восприятие речи,
коммуникативные
навыки
Сохранно.
Стремление к обще-
нию, однако исполь-
зуются неречевые
средства: жесты, ми-
мика.
Сохранно. Сфор-
мированность ком-
муникативных на-
выков зависит от
степени выражен-
ности дизартрии.
Сохранно
Нарушение формиро-
вания как активного,
так и пассивного рече-
вого контакта. Призна-
ки снижения энергети-
ческого потенциала
(вялость, безынициа-
тивность, отсутствие
любознательности).
Психопатологические
симптомы, фобии, не-
предвиденные реак-
ции. Отсутствие аде-
кватного контакта с
детьми.
Нарушение формирования ком
муникативных навыков
по причине недоразвития по-
знавательной деятельности
(слабость речевых контактов,
незрелость интересов, не раз-
граничивает слова, произноси-
мые окружающими,
снижение потребности в
речевом общении).
Импрессивная речь
Нарушение понима-
ния значений, выра-
женных морфологи-
ческими элементами
Не имеет выражен-
ных нарушений
Хорошо понимает
обращенную речь
Понимание речи не на-
рушено. Отмечается
эхолалия
Выраженные нарушения на
уровне слова, предложения,
грамматических форм слов,
текстов. Отмечается эхола-
слов, затруднено по-
нимание слов, сход-
ных по звуковому со-
ставу
лия.
Звукопроизношение
При кинетич.ф.: воз-
можно спонтанное
формирования
большинства артику-
лем, трудности ком-
бинирования отдель-
ных элементов речи
(даже простых в ар-
тикуляторном отно-
шении) в единое це-
лое; при кинесте-
тич.ф.: затруднено
формирование арти-
кулем
Нарушение фор-
мирования артику-
лемы
Как правило, нару-
шения однотипны,
постоянны (пра-
вильные варианты
искаженных звуков
встречаются редко)
Отставание фор-
мирования артику-
лем от условного
эталона детской
речи по эпикризным
срокам
Отставание в фор-
мировании артикулем
не отмечается, часто
речь соответствует фо-
нетическим нормам с
опережением
Нарушение формирования
артикулем. Отмечается
большое количество замен
(трудность тонкой моторной
дифференциации,
несформированность опера-
ций слухового и кинестети-
ческого контроля).
Слоговая структура
слова
Выраженные нару-
шения в усвоении ко-
личества, последова-
тельности слогов в
слове.
Искажение ритмиче-
ского рисунка слова,
скандированность,
паузирование, изме-
нение мелодики сло-
ва
При корковой фор-
ме - ограничены
возможности к вос-
произведению сло-
говой структуры
слов
Трудности вос-
произведения
многосложных слов,
редко встречающих-
ся в речи ребенка
Без особенностей
Отмечаются нарушения сло-
говой структуры слова
Активный словар-
ный запас
Затруднено формиро-
вание полноценных
лексем, длительное
использование
аморфных слов-кор-
ней, звукоподража-
ний, звуковых
комплексов. Затруд-
нения в дифференци-
рованном использо-
вании лексических
значений, овладении
лексемами обобщен-
ного, неконкретного
значения
Соответствует воз-
расту
Обогащение актив-
ного словаря проис-
ходит в соответ-
ствии с онтогенети-
ческими принципа-
ми, однако неравно-
мерно, волнообраз-
но или скачкообраз-
но
Отсутствие личного
местоимения «я»,
диапазон м.б широ-
ким: от скудного сло-
варя до значительного
опережения возраст-
ных норм. Значитель-
ное запаздывание по-
явления слов «мама»,
«папа». Использование
лексических штампов,
неадекватных возрасту
и ситуации общения.
Длительное время сохраня-
ется отсутствие точной пред-
метной соотнесенности, вы-
раженные затруднения в
овладении лексемами отвле-
ченного, обобщенного харак-
тера.
Преобладающим в структуре
системного речевого наруше-
ния является семантический
дефект.
Грамматический
строй речи
Синтаксическая си-
стема языка форми-
руется с трудом, на-
рушения выражены
резко. Длительное
использование
стереотипных, одно-
словных предложе-
ний, при усложне-
нии синтаксич. стр-
ры нарушение поряд-
ка, пропуски слов в
предложениях.
Выраженные затруд-
нения в усвоении
морфологических яв-
лений языка: овладе-
нии навыками сло-
воизменения и слово-
образования (исполь-
зование слов в нуле-
вой форме, ограни-
ченное количество
прилагательных).
Соответствует воз-
расту
Происходит посте-
пенное и последова-
тельное усложнение
синтаксической
структуры предло-
жений, однако на-
блюдается некото-
рое отставание по
эпикризным срокам.
Полноценное овла-
дение морфологиче-
ской системой языка
Характерная неравно-
мерность интеллекту-
альной деятельности:
при богатом запасе
слов – невозможность
последовательно изло-
жить содержание про-
стого рассказа.
Несформированность син-
таксических структур
предложения. Аграмматиз-
мы. Трудности выполнения
заданий, требующих грамма-
тических обобщений.
Несформированность дина-
мического речевого стерео-
типа.
Навыки самостоя-
тельного связного
высказывания
Грубо нарушено. Ре-
бенок не может уста-
новить элементарные
причинно-следствен-
ные и временные от-
ношения
Соответствует воз-
расту
Отстает от нормы
объем речевых на-
выков, но они
способны формиро-
ваться в условиях
свободного обще-
ния.
Отсутствие способно-
сти к развернутому из-
ложению.
При формировании
навыка -использование
речевых штампов, от-
клонение от основной
темы высказывания,
воспроизведение ассо-
Высказывания малоразвер-
нуты, в них нарушена логи-
ческая последовательность,
нет единой целостности вы-
сказывания. Ребенок не ори-
ентируется на слушателя,
воспроизводит фрагменты в
порядке их припоминания.
Фрагментарность предложе-
циаций, др.
ния с пропуском подлежаще-
го, либо сказуемого, либо и
подлежащего, и сказуемого.