Напоминание

Дифференциальная диагностика речевых расстройств


Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: Статья
Тема: Дифференциальная диагностика речевых расстройств
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Критерии

сравнения

Моторная алалия

Дизартрия

Задержка речевого

развития

Ранний детский

аутизм

Интеллектуальная

недостаточность

Особенности перина-

тального развития

Воспалительные или

алиментарно-трофи-

ческие обменные па-

тологии, энцефали-

ты, менингиты, ран-

ние травмы мозга (в

т.ч.родовые), асфик-

сия, соматические за-

болевания, вызываю-

щие истощение ЦНС,

частые заболевания

верхних дыхатель-

ных путей

Асфиксия, родовая

травма, поражения

ЦНС при гемолити-

ческой болезни, за-

болевания нервной

системы, ЧМТ, на-

рушение мозгового

кровообращения,

пороки развития

нервной системы.

Минимальная

мозговая дисфунк-

ция, преждевремен-

ные, длительные

роды, кесарево сече-

ние, роды незрелым,

но доношенным

плодом, асфиксия,

раннее искусствен-

ное вскармливание,

неблагоприятные

социальные факто-

ры. Чаще встреча-

ется при повторной

беременности, чем

при первой; поздняя

беременность

Причины мало изуче-

ны, предположитель-

но: особая комбинация

генов родителей,

нарушение вну-

триутробного развития

(патология строения

плаценты). Психиче-

ское развитие

большинства детей па-

тологично с самого ро-

ждения. В грудном

возрасте отмечается

патология вегетатив-

ных функций и ряда

витальных адаптивных

механизмов.

Различные вредности в пери-

од беременности, вну-

триутробные инфекции, при-

ем медикаментозных

средств, др; родовая травма,

асфиксия, длительный без-

водный период, затяжные

роды, роды с ручным посо-

бием др.

При наследственной форме –

без особенностей.

Состояние общей и

мелкой моторики

Неврологические

симптомы двигатель-

ных расстройств

(спастичность, паре-

тичность мышц и

мышечных групп,

возможны синкине-

зии и гиперкинезы,

ручная апраксия, на-

рушения осанки и

походки, координа-

ции движений, стати-

Симптомы двига-

тельных

расстройств выра-

жены в различной

степени в зависимо-

сти от места и сте-

пени локализации

поражения (формы

дизартрии)

Обычно без прояв-

лений неврологиче-

ской симптоматики

Ранний дизонтогенез

двигательной сферы:

неуверенность ходьбы,

слабая дифференциро-

ванность тонкой мото-

рики, плохое овладе-

ние навыками сомооб-

служивания.

Выраженная моторная

неловкость.

Выраженные нарушения мо-

торной сферы не являются

обязательным сопутствую-

щим явлением. При этом

развитие моторики

протекает замедленно не-

дифференцированно, отмеча-

ется неточный кинестетиче-

ский контроль.

ческого равновесия -

у 50 % детей) Гипе-

рактивность или за-

торможенность. Лев-

шество.

Темп овладения

речью

Темп овладения ре-

чью замедленный,

вероятность само-

компенсации низкая

Темп овладения

смысловой сторо-

ной речи не нару-

шен

Темп замедленный,

может наблюдаться

скачкообразность.

Высокая вероят-

ность самокомпен-

сации.

Неравномерный, с пе-

риодами речевого му-

тизма; часто опережа-

ющий. В период ран-

него детства у детей

отмечается слабость

артикуляции,

склонность к вербаль-

ным стереотипиям.

Замедленное овладение все-

ми подсистемами языка,

несформированность всех

операций речевой деятельно-

сти: слабость мотивации, на-

рушение программирования

речевой деятельности и т.д.

Восприятие речи,

коммуникативные

навыки

Сохранно.

Стремление к обще-

нию, однако исполь-

зуются неречевые

средства: жесты, ми-

мика.

Сохранно. Сфор-

мированность ком-

муникативных на-

выков зависит от

степени выражен-

ности дизартрии.

Сохранно

Нарушение формиро-

вания как активного,

так и пассивного рече-

вого контакта. Призна-

ки снижения энергети-

ческого потенциала

(вялость, безынициа-

тивность, отсутствие

любознательности).

Психопатологические

симптомы, фобии, не-

предвиденные реак-

ции. Отсутствие аде-

кватного контакта с

детьми.

Нарушение формирования ком

муникативных навыков

по причине недоразвития по-

знавательной деятельности

(слабость речевых контактов,

незрелость интересов, не раз-

граничивает слова, произноси-

мые окружающими,

снижение потребности в

речевом общении).

Импрессивная речь

Нарушение понима-

ния значений, выра-

женных морфологи-

ческими элементами

Не имеет выражен-

ных нарушений

Хорошо понимает

обращенную речь

Понимание речи не на-

рушено. Отмечается

эхолалия

Выраженные нарушения на

уровне слова, предложения,

грамматических форм слов,

текстов. Отмечается эхола-

слов, затруднено по-

нимание слов, сход-

ных по звуковому со-

ставу

лия.

Звукопроизношение

При кинетич.ф.: воз-

можно спонтанное

формирования

большинства артику-

лем, трудности ком-

бинирования отдель-

ных элементов речи

(даже простых в ар-

тикуляторном отно-

шении) в единое це-

лое; при кинесте-

тич.ф.: затруднено

формирование арти-

кулем

Нарушение фор-

мирования артику-

лемы

Как правило, нару-

шения однотипны,

постоянны (пра-

вильные варианты

искаженных звуков

встречаются редко)

Отставание фор-

мирования артику-

лем от условного

эталона детской

речи по эпикризным

срокам

Отставание в фор-

мировании артикулем

не отмечается, часто

речь соответствует фо-

нетическим нормам с

опережением

Нарушение формирования

артикулем. Отмечается

большое количество замен

(трудность тонкой моторной

дифференциации,

несформированность опера-

ций слухового и кинестети-

ческого контроля).

Слоговая структура

слова

Выраженные нару-

шения в усвоении ко-

личества, последова-

тельности слогов в

слове.

Искажение ритмиче-

ского рисунка слова,

скандированность,

паузирование, изме-

нение мелодики сло-

ва

При корковой фор-

ме - ограничены

возможности к вос-

произведению сло-

говой структуры

слов

Трудности вос-

произведения

многосложных слов,

редко встречающих-

ся в речи ребенка

Без особенностей

Отмечаются нарушения сло-

говой структуры слова

Активный словар-

ный запас

Затруднено формиро-

вание полноценных

лексем, длительное

использование

аморфных слов-кор-

ней, звукоподража-

ний, звуковых

комплексов. Затруд-

нения в дифференци-

рованном использо-

вании лексических

значений, овладении

лексемами обобщен-

ного, неконкретного

значения

Соответствует воз-

расту

Обогащение актив-

ного словаря проис-

ходит в соответ-

ствии с онтогенети-

ческими принципа-

ми, однако неравно-

мерно, волнообраз-

но или скачкообраз-

но

Отсутствие личного

местоимения «я»,

диапазон м.б широ-

ким: от скудного сло-

варя до значительного

опережения возраст-

ных норм. Значитель-

ное запаздывание по-

явления слов «мама»,

«папа». Использование

лексических штампов,

неадекватных возрасту

и ситуации общения.

Длительное время сохраня-

ется отсутствие точной пред-

метной соотнесенности, вы-

раженные затруднения в

овладении лексемами отвле-

ченного, обобщенного харак-

тера.

Преобладающим в структуре

системного речевого наруше-

ния является семантический

дефект.

Грамматический

строй речи

Синтаксическая си-

стема языка форми-

руется с трудом, на-

рушения выражены

резко. Длительное

использование

стереотипных, одно-

словных предложе-

ний, при усложне-

нии синтаксич. стр-

ры нарушение поряд-

ка, пропуски слов в

предложениях.

Выраженные затруд-

нения в усвоении

морфологических яв-

лений языка: овладе-

нии навыками сло-

воизменения и слово-

образования (исполь-

зование слов в нуле-

вой форме, ограни-

ченное количество

прилагательных).

Соответствует воз-

расту

Происходит посте-

пенное и последова-

тельное усложнение

синтаксической

структуры предло-

жений, однако на-

блюдается некото-

рое отставание по

эпикризным срокам.

Полноценное овла-

дение морфологиче-

ской системой языка

Характерная неравно-

мерность интеллекту-

альной деятельности:

при богатом запасе

слов – невозможность

последовательно изло-

жить содержание про-

стого рассказа.

Несформированность син-

таксических структур

предложения. Аграмматиз-

мы. Трудности выполнения

заданий, требующих грамма-

тических обобщений.

Несформированность дина-

мического речевого стерео-

типа.

Навыки самостоя-

тельного связного

высказывания

Грубо нарушено. Ре-

бенок не может уста-

новить элементарные

причинно-следствен-

ные и временные от-

ношения

Соответствует воз-

расту

Отстает от нормы

объем речевых на-

выков, но они

способны формиро-

ваться в условиях

свободного обще-

ния.

Отсутствие способно-

сти к развернутому из-

ложению.

При формировании

навыка -использование

речевых штампов, от-

клонение от основной

темы высказывания,

воспроизведение ассо-

Высказывания малоразвер-

нуты, в них нарушена логи-

ческая последовательность,

нет единой целостности вы-

сказывания. Ребенок не ори-

ентируется на слушателя,

воспроизводит фрагменты в

порядке их припоминания.

Фрагментарность предложе-

циаций, др.

ния с пропуском подлежаще-

го, либо сказуемого, либо и

подлежащего, и сказуемого.



В раздел образования