Автор: Дисненко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида
Населённый пункт: Красносельского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Играйте с детьми!"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Играйте с детьми!»
Автор: воспитатель высшей
квалификационной категории
Дисненко Татьяна Сергеевна
Игра для ребёнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет
непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы,
развивает свои способности, ребёнок воспитывается с нравственной стороны
и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.
В игре ребёнок развивается, познаёт жизнь: очень важный этап человеческой
культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми (в семье, их
профессиональной деятельности, в социуме). И не только познаёт, а может
«примерить» эти отношения на себя, «прожить», прочувствовать их. Дети
учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им,
приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра –
наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!
В играх закладываются основы творчества, воображение. А дети с хорошо
развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше
ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней
ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно
высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь
детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.
Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не
умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд
машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует
новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в
процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с
ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как
организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть
самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. И
здесь необходима помощь взрослого: организовать игру, сделать её
увлекательной. Помогите малышу! Покажите, что машину можно заправлять
(сделайте бензоколонку из подручных средств), на ней можно перевозить
кирпичики и строить дом, забор, на ней можно возить зверей в зоопарк,
маленьких куколок – в детский сад и т. д. Всё зависит от Вас: покажите
своему ребёнку жизнь людей через игру.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают
детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют
веру в свои силы.
Авторитет родителей, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним
растёт любовь и преданность к Вам.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания -
игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам,
тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх
ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно
воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов,
которые ему надо создать по представлению.
Немного об игрушках. Для ребенка игрушка – это центр игры, она
наталкивает его на тему, роль, вызывает желание действовать. Но игрушки,
которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение.
Иногда простая коробка из-под обуви может быть прицепом для машинки, в
которой малыш перевозит кубики, кирпичики или устраивает в ней кроватку
для куклы. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей
играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно.
Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной.
Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать
их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они
привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов
дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения
художественной литературы, придумывать сказки.
Часто девочки играют только с куклами - это мешает развитию смекалки,
творческих способностей, а мальчики обычно играют с машинками - это
ограничивает их общение с девочками. Лучше, если мы, взрослые, не будем
делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи». Если мальчик не играет с
куклой, купите ему мишку, куклу в образе мальчика. Важно, чтобы мальчик
мог заботиться о ком-то, делиться своими радостями и горестями. Ведь он –
будущий отец. Не запрещайте такие игры!
В старшем дошкольном возрасте тема воспитания предпосылок
женственности у девочек и мужественности у мальчиков является
актуальной. (Но не исключает игру «В семью»!). Для воспитания этих
качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских
социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним,
связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх.
Например, можно почитать с девочками произведения знакомых сказок, где
главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о
ней, подчеркнуть ее положительные качества.
Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников,
спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества
представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные
произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость,
смелость.
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием,
поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно
переключить игру, придав ей положительное содержание, например,
предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если
не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку,
почему не следует ее продолжать.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек,
способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления,
кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации,
подражать взрослым.
Прежде всего, игрушка должна быть безопасной, соответствовать возрасту
ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может
пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она
поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут,
страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а
с любимой игрушкой.
Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные
(изображающие людей, животных, предметы труда и быта), игрушки из
реальной жизни, двигательные игрушки, для развития творческой фантазии
и самовыражения, развивающие настольно – дидактические игры,
строительные наборы, игрушки-забавы и т. д.
Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие
- не означает их изобилие.
Главное, нужно помнить, что все, кроме любимой игрушки следует
периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не
берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас не нужна. Уберите её.
А через некоторое время ее появление вызовет новые эмоции и
познавательный процесс.
Так же детям интересны игры не только с игрушками, купленными в
магазине, а с предметами, которые имеются в каждом доме.
Можно поиграть дома с прищепками, с пуговицами, с макаронами, с крупой,
с мукой, с зубочистками, спичками без серы, с крышками, с бросовым
материалом. Массу таких игр можно найти в интернете.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей.
Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани,
картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки,
перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые
возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
Помните! Игра – это потребность детского организма, средство
разностороннего воспитания ребёнка. Она способствует развитию мышления,
речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,
физического и художественно-эстетического развития детей.
Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит,
когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы
и сами были, когда то детьми.
Поиграйте в сюжетно ролевые игры:
«Дочки – матери» или «Семья»
«Больница»
«Мы- водители»
«Едем в автобусе»
«Магазин»
«Зоопарк»
«Моряки»
«Парикмахерская»
«Летчики»
«Детский сад»
«Кафе»
«Строители»
«Ветеринарная лечебница»
«Ателье»
«Цирк»
«Морское путешествие»
«Автозаправка»
«Поликлиника»
«Скорая помощь»
«Почта»
«Библиотека»
«Пограничники»
«Школа»
«Космонавты»
«Супермаркет»
«Банк»
«Туристическое агентство»
Только помните о возрасте ребёнка: с малышами (3-4лет) – в первые 8-11
игр, дальше – по мере накопления опыта. Все игры - для шестилетних детей.
Несколько игр на кухне!
«Съедобное - несъедобное».
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Взрослый называет разные предметы (Например: картошка,
нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) Ребенок, в свою очередь, отвечает -
«съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на
кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи,
развитие творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на
заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы
отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (например:
«Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его
ласково, например: морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.
«Преврати в огромное» («Это не кастрюля, а … (кастрюлища), не морковка,
а… морковища!» и т.д.) Это очень весело!
Игровые задания на развитие мелкой моторики.
Рассортировать белую и красную фасоль.
Выложить из фасоли или макаронных изделий на столе ( или листе
бумаги) причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета, какую-
нибудь фигуру, цифру, букву, слово…
В мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из
киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет.
Посчитать, сколько столовых (чайных) ложек, например – риса, войдет
чашку, банку…
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать
пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а
затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
Лепить из теста все, что захочется.
Смешать некоторое количество манки и фасоли, предложить выбрать
фасоль из манки.
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох,
фасоль.
Пересыпать крупу из миски в стаканчики или пластиковые бутылки
ложкой.
Можно вставлять одноразовые стаканчики один в другой, делать
пирамиды различной высоты.
Предложить выкладывать из сухих завтраков - колечек рисунки или
нанизывать на шнурочки – делать бусы и браслеты.
Игра на внимание, развитие воображения, фантазии.
«Путешествие»
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия.
Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас –
пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем,
а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда
стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-
путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить
игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного
маршрута.
Можно еще долго говорить о разных играх, но главное для Вас —
прислушиваться к интересам и потребностям своего ребенка, понимать, что
ему уже интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы
будете для него отличным родителем и прекрасным другом!
Играйте вместе с детьми! Играя, радуйтесь! Шутки и веселье
рождают сердечность, совместная игра может совершенно
неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника
жизнь - счастливую жизнь Вашей семьи!