Напоминание

"Язык – живая душа народа"


Автор: Валиева Гузель Рамзиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа № 4
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Язык – живая душа народа"
Раздел: среднее образование





Назад




Аннотация к разработке внеклассного мероприятия

«Язык – живая душа народа»

Данная разработка включает общие сведения о языках мира, о проблемах

сохранения языков, примеры возрождения языков, высказывания известных

людей о важности сохранения родных языков, а также о необходимости

культурно выражаться, «не загрязняя» речь. В мероприятие также включены

песни, стихотворения, сценки, которые можно заменить при необходимости,

в зависимости от возможностей класса или школы.

Данное мероприятие проводится в рамках недели, посвященной родным

языкам, и в честь Международного дня родных языков.

Внеклассное мероприятие

«Язык – живая душа народа»,

посвященное Международному Дню родных языков.

1 Ведущий:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь

человека неразрывно связано с языком. Ребенок не научился ещё, как следует

говорить,

а

его

чистый

слух

уже

ловит

журчание

бабушкиных

сказок,

материнской колыбельной песни. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

2

Ведущий:

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или

университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за

широкими дверями. Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели

его

глаза.

В

звучном

слове

раскрывается

огромный

мир

звездных

пространств,

сверкают

айсберги

Арктики,

шумят

водопады

Африки

и

Америки.

1 Ведущий: В ноябре 1999 года проводится конференция ЮНЕСКО и здесь

рассматривается проблема родных языков. По сведениям ООН (организации

объединенных наций) на земном шаре насчитывается более 6700 языков и

половине этих языков грозит опасность исчезновения. И с целью сохранения

обычаев, традиций, песен, мелодий, устного народного творчества каждого

народа и в целом с целью сохранения языка 21 февраля – объявляется

международным всемирным днем родного языка.

2 Ведущий:

Да, и с 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается как День

родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как

рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.

На языке мы думаем, общаемся, говорим.

Стихотворение «Немота»

1 Ведущий: (под музыку народов мира)

Человеческий

язык

необычайно

многообразен.

Чтобы

оценить

это

многообразие,

необходимо

изучать

больше

разных

языков.

За

последнее

десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят почти на 7000 языках. Но

если

спросить

обычных

людей,

сколько

языков

существует

в

настоящий

момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких

десятков до нескольких сотен).

2 Ведущий: Как животный или растительный мир, многообразие языков

находится

в

опасности.

В

недалеком

будущем

ни

профессиональные

лингвисты,

ни

простые

люди

больше

не

встретят

носителей

некоторых

языков…

1

Ведущий:

Велика

и

многонациональна

Россия,

и

наша

Республика

Башкортостан тоже многонациональна, где в дружбе и братстве проживают

представители

таких

национальностей,

как

башкиры,

русские,

татары,

удмурты, мари и многие другие. В республике 39% составляют русские,

28,4% - татары, 21,9% - башкиры, 10,7% - другие национальности.

2 Ведущий:

А в нашем городе живут народы 36 национальностей. Не

исключение и наша школа. Мы провели опрос учащихся и выяснили, что в

нашей школе обучаются ребята разных национальностей.

Ребята разных национальностей (приветствуют на языке и рассказывают о своей

национальности.)

1 Ведущий: Языки умирают во всех точках земного шара. В современном

мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня

малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык

и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20

веке такое редко можно встретить

2

Ведущий:

Почему

исчезают

в

наше

время

языки?

Потому

что

правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на

всех

языках.

Растущая

популярность

средств

массовой

информации,

спутниковая

связь,

средства

массовой

коммуникации

упрощают

языковое

общение,

а

такие

языки,

как

английский,

приобретают

доминирующее

значение.

Если

человек

или

группа

людей

решили

отказаться

от

своего

родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать,

чтобы спасти его…

Расул Гамзатов « О родном языке» видео

1 Ведущий: Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык,

как и свою культуру. Самым известным примером возрождения языка служит

иврит

(древнееврейский).

На

нем

была

написана

большая

часть

Ветхого

Завета.

В

течение

многих

веков

язык

не

использовался

в

повседневном

общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время

он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века

на иврите снова стали говорить…

(Звучит еврейская мелодия)

2 Ведущий: Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их

сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире

появляется

все

больше

языковых

обществ,

которые

твердо

намерены

сохранить

свой

родной

язык,

как

и

прочие

аспекты

культуры.

Каждый

национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание

языков…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в

их недрах…

Стихотворение на таджикском, армянском, узбекском и немецком языках.

1 Ведущий:

Многие наши современники настолько обленились, что для

выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин» или «У,

клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины –

это

сорт

выпечки,

употребляемый

в

пищу.

Теперь

любой

младенец

с

помощью

этого

выражения

выскажет

вам

все

свои

накопившиеся

отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребляет слово

«клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое

главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски,

склоны, но «крутые» люди 90-х годов 20 века не попадались.

2

ведущий:

Особенно

«крутизна»

занимает

умы

нашей

молодежи.

Их

деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно

«тащатся», «прикладываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».

Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «с»,

съехал»

-

вместо

предложения

«Мальчик

съехал

с

крутой

горы»

дети

составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы». И вместо «Мама

купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку «Мама купила пять

груш за один лимон». Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно

уразуметь,

что

мальчик

будет

«пацан»,

«чувак»

-

мужчина

средних

лет,

«родаки» - родители. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же

стиле,

то

через

200-300

лет

наши

потомки

вряд

ли

сумеют

понять

произведения классиков.

1 ведущий: А вот как говорят старшеклассники на свидании.

Сценка «Объяснение в любви»

Рома. Смирнова Дашка, свет моих очей,

Открой окошко поскорей!

Продрог стоять тут на ветру,

Я от любви с ума схожу.

Даша. Ромка? Сидоров, ты че? Щас предки проснутся, тебе мало не

покажется. Чего приперся среди ночи, да еще и орешь как дурак?

Сидоров (пряча букет). Ну ты, Дашка, даешь! На часы погляди, еще и

одиннадцати нет, а ты дрыхнешь.

Даша. Ну ты, Рома, нашел время для делов.

2 ведущий: Горько и обидно становится от того что есть такие ребята,

которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение

говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается, как

в зеркале, Человек, его культура, богатство души. «Не умея владеть топором,

и

дерева

не

срубишь,

а

ведь

язык

тоже

инструмент,

музыкальный

инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» - писал А.М.

Горький.

Песня «Туган як» Васили Фаттаховой.

1 ведущий: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа,

его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не

заслуживал уважения.

2 ведущий: Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи

языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг продвинуть вперед

науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.

1 ведущий: Каждое поколение передает следующему свой язык, религию,

культуру, обычаи и традиции. Как говорится, без прошлого нет настоящего и,

тем более, будущего.

2 ведущий: Язык народа – одно из главных его богатств. Каждый народ

считает, что его язык самый красивый. Так и должно быть. Важно только,

чтобы

мы

с

таким

же

уважением

относились

к

наречиям

тех,

кто

нас

окружает.

1 ведущий: Слово – великое дело… Великое потому, что словом можно

соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви,

словом же служить вражде и ненависти.

2 ведущий: Любой язык по-своему велик –

Бесценное наследство вековое,

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Песня «Давайте восклицать!» Булата Окуджавы.



В раздел образования