Напоминание

Практические работы на уроках географии


Автор: Турек Галина Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ – лицей № 22 г. Орла
Населённый пункт: Орловская область , г. Орел
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практические работы на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Практические работы на уроках географии

Г.В.Турек

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей № 22 г. Орла

2019

Изучай все не из тщеславия,

а ради практической пользы.

Георг Кристоф Лихтенберг

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что

мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи,

мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав,

ответил: «Все в твоих руках».

В руках педагога на каждом уроке находятся множество разнообразных

личностей, со своими взглядами, своей мотивацией и желанием получать

знания и умения. Современный мир информационных технологий

постепенно отучает детей решать простейшие задачи практической

направленности, значительно снижается интерес к изучению географии,

результатом этого являются неглубокие знания и отношение к предмету, как к

второстепенному, «ненужному».

В курсе география имеется множество программных практических работ, они

требуют обязательного оценивания и для получения наилучших результатов

учителю просто необходимо проявлять чудеса изобретательности, учитывать

индивидуальные особенности, личную заинтересованность каждого ребенка.

В чем заключается сущность практических работ как метода обучения?

Практическая работа на уроках географии может быть выполнена на любом

этапе урока, по уровню усвоения учащимися географических умений и

целям проведения ,выделяют обучающие (тренировочные) и итоговые

(проверочные) практические работы.

Практическая работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под

руководством учителя и по заранее намеченному плану выполняют

определенные практические задания и в процессе их воспринимают и

осмысливают новый учебный материал.

Обучающие практические работы могут быть направлены на отработку

конкретных предметных умений, например: определять географические

координаты, географическое положение разных объектов, обозначать объекты

на контурных картах и т.д. Другие обучающие практические работы

направлены на получение новых знаний.

Обучающие практические работы чаще всего используются в 5-6 классах,

например, это работы в контурных картах. При изучении темы «Стороны

горизонта, ориентирование» целесообразно выполнять работу по инструкции

учителя и под его руководством, заполнение легенды карты также требует от

учащихся определенных навыков, работая с картой атласа , дети успешно

справляются с выполнением задания, чувствуют свою значимость и

проявляют активную деятельность. Данный вид работ не оценивается

учителем, но при этом учитель видит, кто из учащихся испытывает

затруднения и кому требуется помощь.

Проведение практических работ с целью осмысления нового учебного

материала включает в себя следующие методические приемы:

1) постановку темы занятий и определение задач практической работы;

2) определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение практической работы учащимися и

контроль учителя за ходом занятий;

4) подведение итогов практической работы и формулирование основных

выводов.

Практические работы во многом носят исследовательский характер, что

отвечает одному из основных принципов преподавания географии в

современных условиях: деятельностный и личностно-ориентированный

подход в образовании.

По форме проведения практические работы, так же как и любая другая

деятельность на уроке подразделяются на индивидуальную, групповую,

коллективную работу. Примером групповой работы может служить

практическая работа «

Сравнение климата отдельных частей материка Северная

Америка, оценка климатических условий для хозяйственной деятельности

человека». Класс делится на группы, каждая группа выявляет особенности климата

своей территории, обобщает полученные данные и представляет результаты на

обсуждение классу. Итогом этой работы может быть заполнение контурной карты

каждым учеником, которую и оценит учитель.



В раздел образования