Автор: Турек Галина Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ – лицей № 22 г. Орла
Населённый пункт: Орловская область , г. Орел
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практические работы на уроках географии
Раздел: среднее образование
Практические работы на уроках географии
Г.В.Турек
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
лицей № 22 г. Орла
2019
Изучай все не из тщеславия,
а ради практической пользы.
Георг Кристоф Лихтенберг
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что
мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи,
мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав,
ответил: «Все в твоих руках».
В руках педагога на каждом уроке находятся множество разнообразных
личностей, со своими взглядами, своей мотивацией и желанием получать
знания и умения. Современный мир информационных технологий
постепенно отучает детей решать простейшие задачи практической
направленности, значительно снижается интерес к изучению географии,
результатом этого являются неглубокие знания и отношение к предмету, как к
второстепенному, «ненужному».
В курсе география имеется множество программных практических работ, они
требуют обязательного оценивания и для получения наилучших результатов
учителю просто необходимо проявлять чудеса изобретательности, учитывать
индивидуальные особенности, личную заинтересованность каждого ребенка.
В чем заключается сущность практических работ как метода обучения?
Практическая работа на уроках географии может быть выполнена на любом
этапе урока, по уровню усвоения учащимися географических умений и
целям проведения ,выделяют обучающие (тренировочные) и итоговые
(проверочные) практические работы.
Практическая работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под
руководством учителя и по заранее намеченному плану выполняют
определенные практические задания и в процессе их воспринимают и
осмысливают новый учебный материал.
Обучающие практические работы могут быть направлены на отработку
конкретных предметных умений, например: определять географические
координаты, географическое положение разных объектов, обозначать объекты
на контурных картах и т.д. Другие обучающие практические работы
направлены на получение новых знаний.
Обучающие практические работы чаще всего используются в 5-6 классах,
например, это работы в контурных картах. При изучении темы «Стороны
горизонта, ориентирование» целесообразно выполнять работу по инструкции
учителя и под его руководством, заполнение легенды карты также требует от
учащихся определенных навыков, работая с картой атласа , дети успешно
справляются с выполнением задания, чувствуют свою значимость и
проявляют активную деятельность. Данный вид работ не оценивается
учителем, но при этом учитель видит, кто из учащихся испытывает
затруднения и кому требуется помощь.
Проведение практических работ с целью осмысления нового учебного
материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач практической работы;
2) определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение практической работы учащимися и
контроль учителя за ходом занятий;
4) подведение итогов практической работы и формулирование основных
выводов.
Практические работы во многом носят исследовательский характер, что
отвечает одному из основных принципов преподавания географии в
современных условиях: деятельностный и личностно-ориентированный
подход в образовании.
По форме проведения практические работы, так же как и любая другая
деятельность на уроке подразделяются на индивидуальную, групповую,
коллективную работу. Примером групповой работы может служить
практическая работа «
Сравнение климата отдельных частей материка Северная
Америка, оценка климатических условий для хозяйственной деятельности
человека». Класс делится на группы, каждая группа выявляет особенности климата
своей территории, обобщает полученные данные и представляет результаты на
обсуждение классу. Итогом этой работы может быть заполнение контурной карты
каждым учеником, которую и оценит учитель.