Напоминание

"Физическое развитие дошкольников в режиме дня"


Автор: Мавлютова Асыльчиян Халимовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБДОУ №9 д⁄с "Метелица"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО–ЮГРА, Тюменская обл.
Наименование материала: Мастер – класс
Тема: "Физическое развитие дошкольников в режиме дня"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №9 «МЕТЕЛИЦА»

МАСТЕР-КЛАСС:

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В РЕЖИМЕ ДНЯ»

ПОДГОТОВИЛА:

А.Х. Мавлютова

СУРГУТ – 2019 г.

ПЛАН:

1.

Введение

2.

Утренняя гимнастика

3.

Физкультминутки

4.

Подвижные игры на прогулке

5.

Закаливающие процедуры после сна

6.

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

1.Введение

Важное условие развития малыша – это организация распорядка, который

соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной

деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Оптимальный режим - важное условие для сохранения здоровья малыша,

основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи.

Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с

домашний, поскольку в школьном возрасте закладывается фундамент физического

и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и

переключения с одного вида деятельности на другой. Распорядок дня состоит из

таких видов деятельности:

1.

Период отдыха и сна;

2.

Прием пищи;

3.

Прогулка;

4.

Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время

положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры

настоятельно

советуют

взрослым

сделать

все

возможное

для

соблюдения

режима

своими

детьми.

Режим

дня

важно

соблюдать

как

детям,

которые

посещают дошкольные учреждения, так и домашним крохам.

Правильная

организация

режима

дня

играет

огромную

роль

в

предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее

раннего

возраста.

Тогда

у

них

легко

формируются

привычки

к

организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к

тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.

Признаки правильного распорядка:

Режим можно считать правильным в том случае, если в нем предусмотрено время

на

выполнение

основных

видов

деятельности,

в

результате

чего

малышу

обеспечивается:

1.

Хорошая работоспособность;

2.

Отсутствие переутомления;

3.

Повышение сопротивляемости организма.

Принципы режима:

1.

Строгое соблюдение;

2.

Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;

3.

Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и

особенностей;

4.

Характер

и

положительность

разных

видов

деятельности

должны

соответствовать развитию крохи и его способностям.

2.Утренняя гимнастика

В детском саду утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент

двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

Используются разные формы проведения гимнастики:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание какого-нибудь сюжета:

- игрового характера;

- с использованием элементов ритмической гимнастики;

- оздоровительный бег.

Чтобы

комплекс

утренней

гимнастики

был

эффективным

и

разнообразным,

включайте в него такие упражнения:

1.

Для рук и плеч;

2.

Для ног;

3.

Для туловища;

4.

С использованием спортивного снаряжения и вспомогательных предметов.

Обычно

комплекс

общеразвивающих

упражнений

для

утренней

гимнастики

повторяется 1-2 недели.

Необходимо

соблюдать

требования

к

одежде,

обуви,

месту

проведения,

оборудованию.

Взрослые показывают упражнения, а малыши повторяют за ними. Не требуйте

крайне

точного

выполнения

заданий.

Важно

следить

за

состоянием

детей

и

прекращать выполнение до наступления усталости.

3.Физкульминутки

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых,

умственную работоспособность детей на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки

в

виде

физкультминуток

на

занятии

снимают

застойные

явления,

вызываемые

продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также

органам зрения и слуха. Утомление детей наступает обычно на 8-11 минуте. Оно

сказывается на их поведении.

Основные требования к проведению физкультминуток:

- они проводятся на начальном этапе утомления (8 – 11 –я минута занятия, в

зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала;

- подбираются упражнения, хорошо знакомые детям, простые, занимательные;

- отдается предпочтение упражнениям для утомленных мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий и его

содержания.

Физминутки

проводятся

примерно

в

середине

проводимого

занятия,

продолжительностью 1-2 минуты, так как в это время дети начинают утомляться

Физкультминутки

могут

проводится

в

форме

общеразвивающих

упражнений,

подвижной

игры,

дидактической

игры

с

движением,

танцевальных

движений,

выполнение

движений

под

стихотворный

текст,

а

также

в

виде

любого

двигательного действия и задания.

4.Подвижные игры на прогулке

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них

развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные

дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанные с

бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду целесообразно

проводить малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы,

имеют различные варианты:

1 вариант: проводятся по типу физкультурных занятий. Здесь решается целый

комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся

они со всей группой одновременно (дошкольный возраст) или по подгруппам

(ранний возраст).

2

вариант: комплекс из однотипных физических упражнений

(так называемого

тематического характера), например только из основных движений или элементов

одной – нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных

упражнений (лыжи, коньки и т.д.).

3

вариант: подвижные игры – одна или 2-4 разной подвижности и на разные

движения.

4 вариант: комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной

направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости,

упражнения

в

основных

видах

движений

и

др.).

Например,

подбираются

различные упражнения в метании: 1) метания мяча малого размера (8-10 см) назад,

в

сторону

и

бег

за

ним;

2)

подкидывание

мяча

вверх

с

одновременным

подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль – кто дальше; 4) прокатывание

мяча по скамейке (одним толчком) чей мяч дальше укатится.

5

в а р и а н т : сюжетные

игры

с

движениями

«Альпинисты»,

«Туристы»,

«Пограничники», «Народные» и др.

6 вариант: игры с элементами спортивного ориентирования.

7 вариант: индивидуальная работа с детьми.

8 вариант: самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном

руководстве со стороны воспитателя.

В содержании подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются

следующие виды физических упражнений:

- основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

- элементы спортивных игр, спортивные упражнения (могут быть знакомы или

разучиваться вновь);

- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных

игр, например «Ровным кругом», «Сделай фигуру» и т.д.).

ИГРЫ

Младший дошкольный возраст (от 1,6 до 3 лет)

Не боимся мы кота

Выбирает водящий - он будет котом, все остальные участники мыши.

Кот садится на пол и спит. Ведущий говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!

Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

По сигналу ведущего: "проснулся кот!" - мыши убегают в свой домик, а кот пыта-

ется их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.

По второму сигналу ведущего: "Уснул кот!" - играющие вновь подходят к водя-

щему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей.

После трех выходов кота на охоту его сменяет новый водящий.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

«Береги предмет»

Играющие

образуют

круг.

Один

из

играющих

находится

в

середине

круга

(водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной (и.п)

. У ног каждого ребенка лежит кубик ( или другой предмет). Водящий старается

взять

этот

кубик.

Желая

уберечь

его,

играющий

приседает,

закрывает

кубики

руками и не дает до него дотронутся . Как только водящий отходит, играющий

встает.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

«Липкие пенечки»

Выбирают ловишку, остальные разбегаются.

Ловишка до кого дотронется, тот становится

"липким пенечком". Садится на

корточки и сидя на месте, ловит тех,

кто пробегает мимо него!

Кого поймает , тот тоже становится "пенечком".

Игра длится до тех пор пока большинство детей не будут пойманы.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Подвижная игра "Пингвины с мячом"

Дети стоят в 4 – 5 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии 4 -5м) ориентир

высокий

кубик,

палочка.

Первые

в

звеньях

получают

мячи

(резиновые,

волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями,прыгают к предмету,

берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают

мяч

следующему.

Когда

все

прибегут,

прыгают

другие

4 –

5 детей.

П

р

а

в

и

л

а

:

прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать

п р ы ж к и

с

т о г о

м е с т а ,

г д е

б ы л

п о т е р я н

м я ч .

5.

Закаливающие процедуры после сна

Основная цель гимнастики после дневного сна:

– поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных

воздушных ванн и физических упражнений.

- сохранить и укрепить здоровье детей.

Комплексы

оздоровительной

гимнастики

после

дневного

сна

составляются

на

месяц. За это время дети успевают овладеть техникой

выполнения отдельных

оздоровительных процедур.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна

составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст), 7-10 минут (мл. возраст).

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания,

поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы

самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.

Главное правило –исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения

мышц,

перевозбуждение,

перепад

кровяного

давления

и,

как

следствие,

головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше

проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный

фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме

того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают

технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем

одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное

воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им

огромное удовольствие.

Комплекс бодрящей гимнастики после сна

1.

"Котята проснулись"

И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, глаза

закрыты.

1 - поднять руки вверх, потянуться, открыть глаза;

2 - И . п .

2.

"Котятки

ИЩУТ

МЫШКУ

"

И.п. сидя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе.

1 — поворот головы влево;

2 - И . п .

3 - 4 - то же в правую сторону.

3.

"Лапки - царапки"

И.п. сидя, ноги вместе, руки за спиной.

— вытянуть руки вперед;

- И.п.

4.

"Котятки спрятались"

И.п. сидя, ноги вместе, руки на поясе;

- согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками,

наклонить голову, "спрятались";

- И.п.

5.

"Котятки прыгают"

И.п. ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вместе.

Упражнения на дыхание

Закаливание.

6.

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая

гимнастика

Дыхательная гимнастика – это определенная последовательность дыхательных

упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также

упрочняется

костно-связочная

система.

Улучшается

общее

состояние:

повышается активность и концентрация, сон становится легким, а физические

показатели лучше. При том, что упражнения дыхательной гимнастики можно

выполнять по 30 минут в день без особых усилий, эффект чувствуется почти

сразу, а видимый результат не заставит себя долго ждать.

Чтобы более полно раскрыть возможности гимнастики, давайте разберем,

какие виды дыхания существуют:

1.

Верхнее – дыхание через верхний отдел грудной клетки. Диафрагма почти не

двигается вниз, а мышцы живота едва напрягаются.

2.

Среднее – воздух поступает в организм за счет расширения среднего отдела

грудной

клетки.

Мышцы

живота

сокращаются

сильнее,

диафрагма

едва

смещается вниз.

3.

Нижнее

задействует

нижний

отдел

грудной

клетки.

Диафрагма

максимально опущена вниз, а мышцы живота расслаблены.

4.

Полное

совмещение

всех

предыдущих

типов

дыхания.

Происходит

максимальное наполнение легких воздухом.

5.

Обратное – при вдохе все действия обратны: мышцы живота напряжены,

диафрагма уходит вниз. Внутренние органы сдавливаются и происходит их

массаж.

6.

С

задержкой

дыхание,

при

котором

в

цикле

«вдох-выдох»

появляется

задержка. Есть несколько вариантов такого дыхания:

- вдох, задержка, выдох;

- вдох, выдох, задержка;

- вдох, задержка, выдох, задержка.

Гимнастика

для

глаз

это

один

из

приемов

оздоровления

детей,

она

относится

к

здоровьесберегающим

технологиям,

наряду

с

дыхательной

гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз – профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

1.

Предупреждение утомления;

2.

Укрепление глазных мышц;

3.

Снятие напряжения.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного

анализатора.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по

3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные

тренажеры.

Гимнастику

можно

проводить

по

словесным

указаниям,

с

использованием стихов, потешек.

Пальчиковая гимнастика – уникальный комплекс упражнений для развития

ребенка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток

информации,

возникает

риск

умственного

и

эм о ц и о н а л ь н о го

перенапряжения.

Простые

пальчиковые

игры

используются

для

развития

моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

1.

способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для

освоения письма);

2.

активизируют речевые центры;

3.

развивают внимание, память, воображение;

4.

создают

позитивную

атмосферу

в

группе,

вызывают

положительные

эмоции.

Таблица: задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

Возрастна

я группа

1,5 – 4 года (первая и

вторая младшие

группы)

4-5 лет (средняя группа)

5-7 лет (старшая и

подготовительная

группы

ЗАДАЧИ

1. развитие

координации

движений;

2. формирование

чувства ритма;

3. развитие умения

1. совершенствование

мелкой моторики;

2. формирование

способности соотносить

слово с действием;

3. развитие внимания и

1.побуждение к

творчеству-

самостоятельному

сочетанию сюжетов

для пальчиковых

игр-инсценировок;

следить за

действиями

взрослого и

воспроизводить их.

памяти

(непроизвольной);

4. обучение способам

снятия напряжения в

кисти, пальцах руки

(после рисования, лепки,

вырезания и т.д.).

2. развитие

двигательных

способностей

кисти;

3. развитие

произвольного

внимания и памяти,

способности

концентрироваться

на том, что важно.



В раздел образования