Автор: Шереметова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 41 "Катюша"
Населённый пункт: г.Химки
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная этика
Раздел: дошкольное образование
Профессиональная этика
1. Понятие об этикете.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по
времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без
соблюдения этих норм невозможны политические, экономические,
культурные
отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на
себя определенных ограничений.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от
древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются
всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-
то данного общества, но и представителями самых различных
социально-политических систем, существующих в современном мире.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения,
обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического
строения, национальными традициями и обычаями. По мере изменений
условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила
поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным,
становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются
абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.
Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может
быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они
носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей
является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не
только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать
необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во
многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и
интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет
очень большое значение: оно облегчает установление контактов,
способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые
взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек
ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных
церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит
доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры,
подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных
обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок,
ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,
нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни
всеми народами в соответствии с их представлениями о добре,
справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте,
порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры
материальной.
1.2. Происхождение профессиональной этики
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить
взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и
возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали
внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи
разделения общественного труда с моральными принципами общества.
Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф.
Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к
периоду ремесленного разделения труда в условиях становления
средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют
наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к
профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех
членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие
профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные
установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо
раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало
созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт,
необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной
профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований
профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как
проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на
основе обобщенной практики поведения представителей каждой
профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и
в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.
Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к
теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль
в становлении и
усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики
и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды
профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о
наличии преемственности основных этических норм, выработанных
представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Профессионализм как нравственная черта личности.
1.4. Виды профессиональной этики
Каждому виду человеческой деятельности соответствуют определенные виды
профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности
профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на
человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие,
разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то
особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные
нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы,
порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика,
педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя,
инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется
своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические
требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в
первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность,
личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует
честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому
при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях
воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества,
дисциплинированности, преданности Родине.
2. Нормы профессиональной этики педагога - психолога
Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы
в своей работе. Существует широкое и узкое понимание этики. Этика
в широком смысле - это понимание идеалов, моральных принципов и норм
поведения, назначения человека и смысла его жизни. Она имеет очень
большое значение в работе педагога-психолога. С одной стороны, он должен
соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой
стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и
строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы
являются основой профессионализма педагога-психолога. В их числе
эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые
качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие,
дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная
позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность,
культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания,
ценностей и Этика в узком смысле, профессиональная этика - это
следование общим принципам морали и выработка на их основе правил
поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в
кодекс, т.е. свод правил, обязательных для исполнения всеми
представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны
общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс
включают и те нормы, которым следует большинство представителей
профессии, и те, которые часто нарушаются, но считаются тем не менее
обязательными. Представители многих профессий, чьим объектом являются
люди (юристы, врачи, психологи), и в России, и в других странах имеют свои
этические кодексы. Они утверждены на профессиональных съездах или
собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В
случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему
на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной
профессии. Существует несколько профессиональных этических принципов,
обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми.
Например, международный этический стандарт психологов включает в себя
принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения),
компетентности, этической и юридической правомочности,
квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности
(сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента,
информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта
исследования, гражданственности и патриотизма.
Разберем подробнее некоторые из них.
1. Принцип конфиденциальности.
Данный принцип требует обязательного сохранения
в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности,
ученике) в ходе работы. Все, что обсуждается между педагогом-психологом
и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне
их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во
вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены
дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми:
родителями, другими учениками или учителями. Специалист может
обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и
чувства других, которые доверены ему.Для того чтобы иметь моральное
право на использование полученной информации, необходимо добиться
разрешения у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми.
Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от ребенка,
какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений.Иногда
бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным
обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше
влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или
предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разрешения. В
этом случае возможно просто заранее поставить ученика в известность о
том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения,
но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил
ученика, хранить тайну обязательно.Данное правило распространяется на
все сведения об особенностях личности, характера, поведения и
успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение
учеников сложно.
Избежать этих трудностей помогут несложные правила:
- не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь
(например, если выдалась свободная минута в
учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах,
которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить
свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;
- договориться с детьми, что они могут подойти и
предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай
обсуждался где бы то ни было (дать им право «вето»).
Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных
разговоров с учениками в соответствующей обстановке (без присутствия
посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение
педагога-психолога и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих
личность, наносящих ущерб престижу и достоинству; соблюдение
нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность;
желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать
рекомендации, а не жесткие указания. 2. Принцип объективности и
ответственности за принимаемые решения. За
любое решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости,
отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную
ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому, что
педагог будет стараться максимально обосновать свое решение, используя
теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты
наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то
он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более
знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может
прибегать к советам экспертов - более опытных учителей, психологов,
своих преподавателей, - к литературе и др. Он будет сравнивать мнения
разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе
этих сравнений. Быть объективным педагогу-психологу поможет соблюдение
морального закона «не навреди». Это относится как к словам и действиям,
направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое
возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из
поведения специалиста, должно быть исключено. Соблюдение принципа
объективности поможет педагогам-психологам избежать многих ошибок в
оценивании учеников и, следовательно, конфликтов с ними, коллегами и
родителями. Разумеется, объективность потребует большой работы, особенно
для начинающих, которые только учатся делать выводы о детях на основе
анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны
учеников, которые быстро поймут, что педагог-психолог не делает
необоснованных и неоправданных выводов.
3. Принцип юридической и правовой правомочности
Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование
не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и
способов использования педагогом-психологом полученной информации.
Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования,
если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его
внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы
обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он
предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа
приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или
постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования
или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и
специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон
разговора при объяснении необходимости применения той или иной
методики.
В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это
предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и
способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться
обследованию обманным путем.Данный принцип говорит также о том, что
ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования
выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо
учреждения (например, для школы, отдела образования,
медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права
несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы
(если результаты исследования используются только в школе и не
передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь
идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их
согласия.
4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования .
Принцип важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-
психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он
представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более
внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать,
чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога
неудовлетворенными или расстроенными. Возможно, что во время
консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы
либо разговор получился резким.
Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим
клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или
были вскрыты нежелательные для человека особенности личности,
характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к
тому, что объективный «портрет» человека будет значительно расходиться с
его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить
при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и
более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или
особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует
помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы
«плохими», с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель
не должен уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или
неудовлетворенным. Всегда можно найти слова, поддерживающие или
ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на
более приятный разговор и найти еще множество способов положительного
завершения работы. Существует по меньшей мере еще одна причина,
объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного
эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна
людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее
путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это
вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет
манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет
использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение
принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для
поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью
важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с
педагогом-психологом.
Таковы некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение
которых обязательно в работе педагога-психолога.
Заключение
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих
моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции
Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки
свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения
людей, создания гуманного общества являются определяющими для
деятельности психолога.
Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при
которых сохраняется и совершенствуется его профессионализм, гуманность
его действий, уважение людей, с которыми он работает.