Напоминание

"Развитие самоконтроля с детства"


Автор: Безверхая Мария Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Трехостровская СОШ
Населённый пункт: станица Трехостровская Иловлинский район Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие самоконтроля с детства"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие самоконтроля с детства

Безверхая Мария Михайловна

учитель математики

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение «Трехостровская СОШ»

станицы Трехостровской

Иловлинского района Волгоградской области

2019г

Аннотация: В статье показана важность развития самоконтроля с

раннего детства. Родители должны понимать, что развитие личности

ребенка начинается с детства и самоконтроль играет существенную роль

в данном процессе.

Самоконтроль является составной частью любого вида

деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или

выявление уже совершенных ошибок. Проще говоря, с помощью

самоконтроля человек всегда осознает правильность своих действий, в

том числе в игре, учебе и труде.

В настоящее время перед школой стоит задача - вырастить

самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей,

способных в новых социально-экономических условиях быстро и

эффективно найти своё место в обществе. Это возможно только работая

в тандеме с родителями детей. Многие неравнодушные родители

заботятся о том, чтобы их ребёнок к моменту поступления в школу

много знал, был внимательным, хорошо запоминал разнообразную

информацию, умел думать, правильно говорил. А вот о развитии такого

важного качества, как произвольность поведения (то есть умение

контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что

самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школе, да и

просто жизни в обществе.

Педагоги, в свою очередь, должны ставить более важную

социальную задачу: развить у школьников умение контролировать,

прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность,

находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего

“знания – незнания”. Контроль должен быть мотивирующим и

диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со

способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а

это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но

надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность

школьника. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми

действиями в формировании учебной деятельности.

Самоконтроль применяется на всех уроках, на различных этапах

урока и во время разнообразных видов деятельности и, конечно же, на

уроках математики.

Предлагаю несколько приёмов, где можно развивать самоконтроль.

Например, совместно с детьми на уроке изобретается специальная

шкала – “волшебная линейка” - и определяются параметры (критерии),

по которым можно оценивать любое действие.

Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия.

После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем

же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут

совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий

контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.

Для формирования действий контроля и оценки у школьников

можно использовать следующие приёмы и задания:

1. Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения

той или иной задачи.

2. Задания – “ловушки” - готовые ловушки на рефлексию освоения

способа действия.

3. “Проверь себя” - задания на сопоставление своих действий и

результата с образцом.

4. Классификация задач по способу их решения и составление

подобных задач.

5. “Найди ошибку” - задания на обнаружение ошибок , их причин и

способов устранения.

6. Составление задач по схеме (модели) – умение переходить от

графического языка к словесной форме.

7. Создание “помощника” - куда нужно посмотреть, чтобы точно

сказать, что я выполнил это задание правильно.

8. Обоснованный отказ от выполнения задания.

9. Построение гипотез, умение видеть различные варианты решения

задач и т.д.

Вход в учебную деятельность для ребёнка невозможен без учителя.

Ответы практически на любые вопросы можно отыскать в книгах, в сети

Интернет, у окружающих людей. Учитель нужен для другого: он вводит

ребёнка в учебную деятельность, помогает ему вырастить способность

самостоятельно ставить и решать учебные задачи, делая его тем самым

способным к самоизменению. В школе контроль как учебное действие

имеет следующие виды:

* по объекту контроля – самоконтроль и взаимоконтроль;

* по месту, занимаемому в процессе решения задачи, - рефлексивный,

прогностический, пооперационный, диагностический, корректирующий,

* итоговый.

Эти виды контроля осуществляются через систему различных форм

работ: диагностических, самостоятельных, проверочных, стартовых,

итоговых. Ранее в школьной практике контроль реализовывался на

уровне воспроизведения и применения знаний по образцу. В

современной школе необходимо осуществлять его на более высоком

уровне – уровне применения знаний в новой ситуации, требующей от

ученика творческой деятельности, что способствует воспитанию

самостоятельно мыслящей личности. Это новый, современный, научно-

обоснованный подход к обучению.

Проблема самоконтроля у детей еще очень мало изучена, но в

становлении личности ребенка играет важную роль.



В раздел образования